Две усадьбы XIX века признали памятниками архитектуры регионального значения.

Их внесли в реестр объектов культурного наследия. Новый статус теперь имеют усадьбы, расположенные по следующим адресам: Староконюшенный переулок, дом 2, строения 1, 2 и 3 и Сущевская улица, дом 14, строение 2. Кроме того, в реестр вошел жилой флигель усадьбы К.А. Мейера (переулок Чернышевского, дом 4, строение 2). Все здания были построены в позапрошлом веке в разных архитектурных стилях. Ранее они имели промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия.
Памятники архитектуры находятся под государственной охраной: такие объекты нельзя сносить. Владельцы и арендаторы не имеют права проводить какие-либо работы без согласования с городом. Кроме того, они должны делать все возможное для их сохранения.
Дом с маской льва на фасаде
Главный усадебный дом в Староконюшенном переулке представляет собой двухэтажное здание с мезонином. Его построили в первой половине XIX века в стиле ампир. Во время пожара 1812 года деревянные постройки в этой части города практически полностью сгорели. Однако район улицы Пречистенки довольно за короткое время возродился.
Землю, где находится усадьба, в 1822 году приобрела дочь коллежского асессора Ирина Степановна Кроткова. При ней и был построен главный дом. В 1840-х новая хозяйка, надворная советница Анна Меншикова, пристроила к особняку северный флигель. В 1870-х годах усадьба перешла в собственность французскому подданному Петру Виллуану. В 1881–1882 годах по его заказу московский архитектор-художник Константин Андреев существенно перестроил главный дом и северный флигель. Фасады особняка были богато украшены лепным декором. Три центральных окна оформлены в виде гирлянд и сандриков (декоративный выступ над оконным и дверным проемом). Центральную часть дома увенчал аттик и массивный лепной картуш с маской льва. Интерьеры также приобрели яркое декоративное оформление. Кроме этого, по проекту Константина Андреева построили южный флигель и ограду.
В 1886-м владельцем усадьбы стал сын Петра Виллуана Леонид Виллуан. Через 12 лет он продал свою собственность купеческой семье Гандуриных. В то время братьям Антону, Сергею и Алексею принадлежало ситценабивное производство в Иваново-Вознесенске. В московской усадьбе в основном проживал Алексей Михайлович Гандурин с женой Верой Александровной, урожденной Бахрушиной, сестрой известного коллекционера и мецената Алексея Бахрушина. В особняке располагалась их квартира. Она состояла из пяти комнат на первом этаже, четырех — на антресольном, и еще пять помещений находились в полуподвале. После Октябрьской революции 1917 года усадьбу национализировали. В главном доме и во флигелях устроили коммунальные квартиры, которые расселили только в 1982-м. В середине 1990-х годов особняк принадлежал Союзу художников России. В помещениях располагались различные отделы организации. В настоящее время главный дом и южный флигель находятся в частной собственности. Северный флигель передан городом в управление российскому Союзу художников.
Красивый лепной декор центрального фасада главного дома частично сохранился до нашего времени, как и исторические печи конца XIX века, облицованные белым кафелем.
Главный усадебный дом в стиле эклектики
Особняк на Сущевской улице был построен в XIX веке по проекту архитекторов Льва Даля и Адольфа Эрихсона. В 1877 году его приобрел действительный статский советник Николай Боголюбов, выступавший от имени своего брата Алексея Боголюбова, известного живописца, коллекционера и мецената. В 1888-м памятник архитектуры перешел в собственность к художнику Николаю Третьякову. Его отец Сергей Третьяков был одним из основателей Третьяковской галереи.
В 1891–1892 годах по заказу владельца усадьбы архитектор Адольф Эрихсон соорудил каменную парадную пристройку в стиле модерн к старой деревянной части дома. Также по его проекту построили каменную ограду. После революции 1917 года в особняке разместился Сущевско-Марьинский клуб рабочих. В 1919-м в нем появилась библиотека. В 1996 году ей присвоили имя художника и просветителя Алексея Петровича Боголюбова. Сейчас в фондах библиотеки хранятся печатные и электронные источники по истории и теории музыки, современные и редкие нотные альбомы XIX — начала XX века. А еще культурное учреждение обладает богатой коллекцией уникальных грампластинок. Помимо этого, здесь собраны многочисленные издания по изобразительному искусству.
В феврале этого года завершилась комплексная реставрация главного дома усадьбы. Специалисты вернули ему исторический облик: были восстановлены интерьеры 1891–1892 годов, включая потолок вестибюля, барельефы грифонов над главным входом, дубовый щитовой паркет, а также потолочную лепнину и исторические розетки.
Флигель с закругленными углами
Здание флигеля в усадьбе К.А. Мейера построили в 1894 году одновременно с главным домом в стиле эклектики. Автором архитектурного проекта стал Максим Геппенер. Первоначально одноэтажный каменный флигель был хозяйственным. Он располагался в глубине участка. В 1905 году владелец усадьбы Карл Мейер решил сделать жилым флигель. Для этого он вновь обратился к архитектору Максиму Геппенеру. Надстроили второй этаж с башей и оформили в стиле модерн. У здания появились скругленные углы, сложная форма оконных рам, изящное металлическое ограждение балкона. В начале XX века во флигеле собирались члены Суриковского литературно-музыкального кружка, среди которых были писатели и музыканты. Считается, что в этом доме неоднократно бывал Сергей Есенин. Также есть версия, что здесь располагалось литературное кафе, которое организовала жена Мейера Адель. После 1917 года владение национализировали. Главный дом и флигель стали использовать в качестве жилых помещений, а затем приспособили под различные учреждения. В настоящее время в здании находится «Есенин-центр» — филиал Московского государственного музея С.А. Есенина.