«Газпром» решил использовать участок в устье Охты под возведение 200-300 тыс. кв. м жилья и коммерческих объектов.
Среди возможных застройщиков назывались структуры «Газпром нефти», а объем инвестиций в проект оценивался в 400-600 млн долларов.
Однако планы монополии вновь тормозят градозащитники, добивающиеся признания всего Охтинского мыса музеем или достопримечательным местом, использование которого предусматривает жесткие ограничения, в том числе и на застройку. Они опираются на результаты раскопок, которые в период скандала с «Охта-центром» профинансировал сам «Газпром».
Инвестор рассчитывал, что все археологические находки будут извлечены из земли, после чего ее можно будет застроить. Однако экспедиция Петра Сорокина из Северо-Западного НИИ культурного и природного наследия обнаружила на участке помимо Ниеншанца остатки поселений неолита, древнерусских, шведских и финских крепостей.
Отчет ученых, утвержденный РАН, содержал выводы о необходимости сохранения ценной археологической недвижимости: фрагменты крепостей предлагалось музеефицировать или вновь засыпать землей до будущих времен. Оба варианта полностью исключают возможность капитального строительства на этом участке, предполагая лишь его озеленение и размещение временных построек, , пишет «Коммерсант».
ОДЦ инициировал в арбитраже разбирательство, оспаривая законность самого распоряжения КГИОПа о возвращении границ археологического памятника на территорию газпромовского участка на Охтинском мысу. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил этот иск. Глава КГИОП Вера Дементьева заявила, что позиция по поводу возможности обжалования комитетом еще не сформирована.
Она сообщила, что окончательно судьба Охтинского мыса будет решена после рассмотрения выводов историко-культурной экспертизы результатов раскопок. Предполагается, что ее результаты будут представлены совету по культурному наследию при правительстве Санкт-Петербурга 22 октября.