Психологические факторы: как девелоперы учитывают эмоции покупателей
В 2025 году сектор новостроек РФ переживает турбулентный период: продолжается общая стагнация из-за высоких ставок по ипотеке и инфляции.
И, хотя осенью 2025 года рынок немного ожил (в том числе благодаря снижению ключевой ставки Центробанка до 17%), пока нет оснований для тотального оптимизма. Девелоперы в такой ситуации активно используют психологические приемы, чтобы подстегнуть спрос, и адаптируют свои стратегии продаж с учетом эмоционального настроя российских покупателей.
В Plus Development назвали три такие стратегии, которые популярны у застройщиков.
«Скидочный импульс» и бремя дефицита
Россияне в 2025 году осторожны: высокие ставки по рыночной ипотеке заставляют откладывать покупку жилья. Девелоперы в ответ предлагают агрессивные скидки — средний размер сегодня достиг 10%. В октябре в массовом сегменте действуют сотни предложений со скидками 7-14%. Также бывают акции с дисконтом 30%. Возникает эффект «ограниченного времени», все ярче проявляется страх упущенной выгоды.
«Мы видим, что осенью 2025 года люди охотнее, чем в прошлом году, переводят средства из банковских вкладов в квадратные метры. У нас на объекте в Новой Москве продажи в сентябре выросли на 60% по сравнению с августом. Да, накладывается эффект традиционного осеннего оживления. Но и психологические, и маркетинговые факторы играют роль. Например, если на вкладе у человека есть сумма в размере 20% от первоначального взноса, застройщики предлагают ему забронировать квартиру на 2-3 месяца, чтобы не упустить привлекательную цену. Крупные скидки при этом особенно эффективны в массовом сегменте, где предложение продолжает сужаться, а недорогие лоты вымываются быстро. Параллельно девелоперы еще запускают кампании с «последними лотами» в популярных проектах, усиливая ощущение дефицита», — говорит Екатерина Наливайко, директор по маркетингу компании Plus Development.
«Свое убежище»: чувство безопасности можно купить
Многие девелоперы стараются позиционировать свои проекты вне масс-маркета, даже если речь не идет о премиуме. Психология простая: людям важен поиск «убежища» в условиях неопределенности. После ковидного кризиса «дома-коробки» показали, что значит оказаться запертыми в ЖК, где из общественных пространств — только серые подъезды и магазин «Продукты». Сегодня представители среднего класса предпочитают статусные проекты с продуманной внутренней инфраструктурой уровня «бизнес-лайт» и выше.
Застройщики реагируют соответственно. Не подъезды, а лобби. Не придомовая территория, а двор-сад.
«Цифровая эмпатия»: упрощает выбор
Цифровой анализ поведения покупателей позволяет предлагать персонализированные условия — от конкретных планировок до рассрочек и гибких ипотечных программ. Это отвечает на вызовы «усталости от выбора»: клиенты получают готовое решение, минимизирующее стресс.
«Казалось бы, причем тут эмоции: цифровые технологии – чистая математика, аналитика. Но все шаги, сделанные пользователем онлайн, позволяют увидеть особую картину: чего он опасается, к чему стремится. При этом онлайн люди действую максимально открыто: сразу кликают то, что нравится, изучают разные программы покупки без стеснения. Например, тот же вывод квартир на маркетплейсы снимает серьезный психологический барьер: человек может расслабленно пролистать карточки лотов — так, как если бы он листал карточки шампуней или кофеварок. И благодаря алгоритмам можно в итоге дать ему то, что нужно. От такой персонализации все в выигрыше», — говорит Екатерина Наливайко.
Качественные ТЦ Казани заполнены на 95%
Современных объектов все еще мало, столица Татарстана отстает от других миллионников по уровню обеспеченности качественными торговыми площадями.
По данным исследования компании IDEM-консалтинг, в городе всего 16 качественных ТЦ*. Они составляют около 30% от всего объема торговых площадей. Вакансия в таких объектах низкая, около 5%, что указывает на явный дефицит качественных торговых площадей.
Ставки аренды в современных ТЦ в два раза выше, чем в устаревших – 3-4,5 тыс. руб./м2 в месяц.
Столица Татарстана отстает от других миллионников по уровню обеспеченности качественной недвижимостью. В Казани на 1000 жителей приходится 357 м2. Для сравнения: в Ростове-на-Дону 502 м2, Нижнем Новгороде 536 м2, Екатеринбурге 549 м2, а в Краснодаре в два раза больше – 794 м2.
Денис Зыков, руководитель отдела стратегического консалтинга компании IDEM-консалтинг: «Казань перспективный город для открытия новых ТЦ, однако темпы развития сдерживает ограниченный круг международных брендов и федеральных ритейлеров, а также кредитная политика.
На сектор торговой недвижимости оказывают влияние и два других фактора. Во-первых, в городе четко выражен территориальный дисбаланс торговых центров. В Кировском и Авиастроительном районах качественные ТЦ отсутствуют, тогда как в Советском районе обеспеченность превышает 600 м2 на 1000 человек.
Во-вторых, в Казани довольно высокая доля суперрегиональных и региональных объектов. Обычно они формируют от 45 до 60% рынка, а в столице Татарстана их число достигает верхней границы нормы – 60%. Это, с одной стороны, повышает конкуренцию среди крупных игроков, а с другой – создает риски при реализации новых масштабных проектов, но при этом потенциально стимулирует строительство районных ТЦ, доля которых на рынке – 17%.
Причем конкуренция в сегменте крупных казанских ТЦ рискует усилится. В столице Татарстана заявлены несколько проектов полезной площадью почти 200 тыс. м2. Если все они будут реализованы, обеспеченность превысит 450 м2 на 1000 человек».
Денис Зыков: «В Казани есть потенциал для развития именно качественных районных торговых центров. Их доля невысока, а дисбаланс в территориальном распределении объектов, активное развитие проектов КРТ и застройка новых микрорайонов создают предпосылки для строительства небольших современных ТЦ, особенно в составе жилых комплексов. Однако это уже не просто торговые или торгово-развлекательные центры, это центры досуга, многофункциональные комплекты, включающие бизнес-центры и спортклубы. Популярность объекта определяется тем, как он «настроен» на своих посетителей, как учитываются их интересы, возраст, потребности. Именно так мы подходили к разработке концепции недавно открывшегося «АРТ Центра», и в первый год своей жизни он уже популярен и востребован.
Дальнейшее развитие рынка торговых центров будет идти путем реконструкции, реконцепции и реновации устаревших объектов или строительства профессиональных небольших проектов, но с тщательно проработанной концепцией».
