В начале года на Серпуховском лифтостроительном заводе (СЛЗ, входит в ГК «Садовое кольцо») стартовал проект по созданию пассажирских лифтов со скоростью движения 2,5; 4,0; 6,0 м/с. Уже к концу 2024 года застройщики и собственники высоток смогут заключать контракты на поставку скоростной техники.
«Крен» на Восток
После того как западные производители объявили о приостановке приема заказов от российских клиентов, образовался дефицит сложных лифтов для небоскребов и высокобюджетного жилья. Некоторые эксперты утверждали, что VIP-сегмент скоростных подъемников российским заводам неинтересен. Организация такого производства требует крупных инвестиций, а ведущие отечественные лифтостроители вполне комфортно чувствуют себя на рынке продукции меньшей ценовой категории.
В итоге инвестиционные и строительные компании стали искать новых поставщиков в Турции и Китае, но столкнулись с многочисленными проблемами логистики и долгими сроками выполнения заказов — до шести месяцев. Большие сложности создают бюрократические процедуры. В разных странах требования к характеристикам оборудования отличаются. В России это зачастую приводит к запрету установки и эксплуатации лифта, если он не соответствует параметрам продукции, внесенной в реестр импортозамещения. Заказчику придется корректировать проект и проходить госэкспертизу повторно, а это дополнительное время.
Многих не устраивает и стоимость зарубежного оборудования, из-за скачков курса валют импортеры начали назначать цены на товары существенно выше официального курса рубля. Слабое звено — и доступность запчастей. Это очень важный критерий выбора лифта, именно условия поставки отдельных деталей и узлов определяют стоимость, сроки и качество сервисного обслуживания.
Поэтому в самом лифтовом сообществе считают «крен на Восток» краткосрочным трендом. Уже сейчас преимущества местных заводов очевидны: когда устройства производятся в стране, проблем с поставкой и обслуживанием качественного оборудования нет.
Российские предприятия быстро сориентировались и стали активно осваивать освободившуюся нишу. Они не только подняли качество исполнения кабин, модулей управления, узлов безопасности и отделочных материалов, улучшили дизайн интерьеров, но и начали активно переписывать свои производственные стратегии, дополняя их положениями о разработке современных скоростных и высокоскоростных лифтов. На крупных производствах уже приступили к реализации подобных планов.
Драйверы роста скоростных лифтов
«Основные драйверы роста производства скоростных лифтов — строительство высотных энергоэффективных зданий, умных городов, а главное — иной, более динамичный ритм жизни в современных мегаполисах», — рассказал Леонид Черноног, управляющий Серпуховским лифтостроительным заводом. Он не сомневается, что по качеству исполнения, дизайну и цене российская техника будет уверенно конкурировать с иностранными аналогами, а по некоторым параметрам (срокам поставок и уровню сервиса) сможет их превзойти.
Механизмы, способные за считанные секунды доставлять пассажиров и грузы на любой этаж самых высоких зданий, на подмосковном заводе проектируются на основе системы «Интерактивный лифт». В начале этого года инновационная разработка СЛЗ и Студии Артемия Лебедева, основанная на технологиях искусственного интеллекта и Интернета вещей (IoT), уже успела получить признание не только специалистов, но и широкой общественности.
«Лифтом будущего» назвали новинку застройщики, журналисты, лидеры мнений, протестировав ее возможности во время презентации в московском «Кибердоме» 11 апреля. Через несколько дней СЛЗ повез кабину в Санкт-Петербург и там на международной выставке «ИнтерСтройЭкспо» получил диплом за инновации в лифтостроении.
Формула успеха: скорость + интерактив
Скоростные и высокоскоростные лифты должны обладать не только совокупностью новейших конструктивных и дизайнерских решений, но и интерактивными возможностями, полагает Леонид Черноног. Если раньше лифт воспринимался как место для кратковременной поездки в условиях замкнутого пространства, то теперь он превращается в эргономичное пространство с абсолютно иным уровнем интеллекта, надежности и безопасности, особой атмосферой эстетики и комфорта.
Несмотря на то, что поездка в высокоскоростных лифтах не займет много времени, она должна быть максимально приятной и полезной. Важным элементом комфортного проживания в высотках становится система бесконтактного управления. Благодаря опции длительное ожидание исключено, поскольку вызов и управление кабиной осуществляются со смартфона. Когда пассажир подходит к лифту, двери уже открыты, и нужный этаж выбран.
Первое, что увидит человек, когда зайдет в кабину, — текст приветствия и комплиментов. Главная «фишка» — интерактивное зеркало. На нем, например, появляется надпись «Доброе утро, отличный костюм, он вам идет», для любительниц лифтолука предлагается интерактив с селфи: «Красивое платье, изменяю подсветку для фото». Эти функции позволяют улучшить настроение пассажирам.
Помимо указания этажа, в зеркале отображаются также различные информационные сводки: погоды, ситуации на дорогах, графики движения общественного транспорта, биржевых котировок и т. д.
Светодиодная подсветка стен, потолка, кнопок, поручней кабины играет более важную функциональную роль, чем система обычного освещения. Источники света максимально адаптивны — они меняют цветовую палитру в зависимости от архитектуры здания и потребностей пользователей. Так, в офисных центрах, где на этажах размещаются различные компании, свет в кабине «подстраивается» под корпоративные цвета той, куда направляется сотрудник или посетитель. Эти дополнительные ориентиры полезны для занятых людей, которые в условиях мультизадачности могут пропустить нужный этаж.
Вход в лифт обрамляют светодиодные профили, играющие роль дополнительной навигации. Они ориентируют пассажиров на этаже о местоположении, направлении движения и, меняя цвет, оповещают о скором приближении кабины. Это актуально для высоток различного назначения с большим пассажиропотоком и системой управления группой лифтов. Использование такой системы значительно сократит время ожидания.
* * *
Появление скоростных подъемников, которые проектируются на основе прогрессивных технологий, предопределено не только тенденциями градостроительства, но и ситуацией на лифтовом рынке. После ухода западных компаний конкуренция стала более жесткой: появились сильные игроки, которые стали задавать новые стандарты производства и наращивать свои доли, в том числе в премиальном сегменте. В итоге, по мнению Леонида Чернонога, самые выгодные места на нем займут те, кто первыми предложат потребителю модели следующего поколения с абсолютно иным дизайном, более высоким уровнем скорости, безопасности и комфорта и при этом с доступным ценником.