Издания

Официальная публикация

№25 (847 )
30 ноября 2018

Время первых – Проектный институт № 1

Многие компании начали реализовывать свои программы по цифровой трансформации еще в 2013–2014 годах, подразумевая под этим изменение модели работы. За прошедшее пятилетие они накопили значительный опыт, успешный и не очень. Поэтому в настоящее время так важна роль организаций, которые готовы делиться информацией, чтобы у других появилась возможность избежать ошибок. Сегодня, как и всегда, Проектный институт № 1 берет на себя смелость первым внедрять новые цифровые решения, открывая игрокам рынка свои изобретения.

Александр Никитин
Изображение: https://asninfo.ru/

Александр Никитин: «Формируем центр BIM-компетенций»

BIM-технологии стремительно ворвались в процесс проектирования и строительства. Об эффективности и рациональности их использования сказано уже немало, но пока далеко не все освоили новшество. Проектный институт № 1 не только сам перешел на BIM-решения, но и готов помочь сделать это и другим, сообщил «Строительному Еженедельнику» руководитель BIM-мастерской предприятия Александр Никитин.

– Александр Александрович, когда Проектный институт № 1 перешел на BIM-технологии?

– Активный переход на использование технологий информационного моделирования мы начали в начале 2015 года. Одной из важных вех в нашем развитии стала разработка BIM-манифеста. BIM-манифест был утвержден руководством компании в 2017 году.  Мы приняли за основы важные для движения вперед принципы и каждый день их последовательно развиваем.

Вот, например, «BIM – это без ошибок». Здесь мы имеем в виду такие болезненные и дорогостоящие ошибки, как конфликты инженерных сетей и строительных конструкций. Трехмерное представление объекта позволяет их полностью исключить. Еще один принцип: «BIM – это лояльно». Мы открыты для интеграции со специализированными программами и готовы к работе с аналогами известных игроков на этом рынке.

На данный момент практически вся проектная деятельность полноценно ведется в единой информационной среде. Даже в тех случаях, когда заказчика интересует, в общем-то, только проект на бумаге, мы работаем над ним по BIM-технологиям, а потом выпускаем в нужном ему формате.

На сегодняшний день мы достигли такого высокого уровня работы в этой сфере в нашем институте, что уже готовы делиться нашими наработками и накопленным опытом на рынке. По сути, сейчас мы формируем своего рода центр BIM-компетенций, способный на высоком качественном уровне осуществлять сопровождение проектов внешних компаний. Причем это касается как внедрения практики использования BIM-технологий самими нашими клиентами, так и выполнения BIM-моделирования по отдельным проектам на аутсортинге.

– В чем это выражается?

– В настоящее время мы уже выработали свои стандарты работы, с которыми мы выходим на рынок оказания услуг внешним заказчикам.

Многие компании испытывают сложности с проектами, в которых применение BIM-технологий является обязательным условием заказчика. Очевидно, что такие требования должны быть четко сформулированы и правильно оформлены. Для этого мы специально разработали шаблон технического задания на информационную модель. Правильно организованный в среде BIM-проект еще на стадии подготовки обеспечит эффективное развитие и детализацию модели с учетом предполагаемой реализации информационных задач.

Если же говорить об информационно-методической поддержке клиентов, то она включает в себя целый пакет опций: стандарты и регламенты работы с BIM-технологиями, шаблоны проектов, инструкции и пособия, обучение персонала, необходимые консультации по текущим вопросам.

Пакет регламентирующих документов состоит из текстовой и графической части. Схемы выступают гидом по всем наработкам и руководствам. Старались создать пошаговое описание. Разработанные документы мы погрузили в Wiki-среду и, не останавливаясь, продолжаем их дополнять, структурируя таким образом наши знания. Ставим перед собой целью создание технологии, которая способна работать в любой проектной компании.

Еще что важно для нас сейчас – это донести идею о том, что BIM – это не про BIM-менеджеров. Каждый участник команды, включенный в строительный проект (ГИП, менеджер проекта, координатор) должен владеть необходимыми компетен­циями в этой области.

Поэтому еще одна задача сейчас – подготовить специализированные пакеты обучения для не-BIM-специалистов. Эту работу мы начнем с курса для руководителей компаний, внедряющих BIM-решения.

– Часто можно услышать мнение, что сейчас даже заинтересованным организациям практически негде получить знания, необходимые для работы с BIM.

– Такая проблема существует. Поэтому нами планируется создание Открытой школы BIM, в которой наши специалисты будут проводить различные мероприятия, призванные систематически распространять информацию о результатах своей работы по широкому спектру вопросов, связанных с технологиями информационного моделирования в строительстве.

В целом Проектный институт № 1 ведет достаточно большую информационную и образовательную работу. В качестве экспертов мы участвуем в деятельности рабочей группы, созданной при Управлении заказчика Комитета по энергетике по распоряжению вице-губернатора города Игоря Албина. Мы выступили идеологами создания курсов по BIM-технологиям в Петербургском межрегиональном ресурсном центре, где преподают в том числе и наши специалисты. Теперь сотрудники различных ведомств городского правительства – Комитета по строительству, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, Комитета по энергетике – могут получить реальное представление о современных технологиях. По результатам первого полугодия работы курсов получены прекрасные, на мой взгляд, результаты.

BIM-технологии перестают для этих специалистов быть непонятной аббревиатурой, а превращаются в ресурс, использование которого целесообразно и позволяет реализовать до сих пор недоступный потенциал развития строительства и проектирования.

Александр Павлов: «VDI – вместо сотен «железных» компьютеров»

Виртуализация рабочих мест – относительно новое направление оптимизации производственного процесса. При этом реализация этой технологии для проектных и строи­тельных компаний имеет свою специ­фику, известную далеко не всем. Проектный институт № 1 и сам перешел на эту схему, и готов выполнять такие проекты на заказ, говорит заместитель директора департамента информационных технологий компании Александр Павлов.

– Александр Юрьевич, расскажите, пожалуйста, в чем суть концепции виртуальных рабочих мест?

– Есть такая технология, как Virtual Desktop Infrastructure (VDI – инфраструктура виртуальных рабочих столов). Она позволяет создавать виртуальную IT-инфраструктуру и разворачивать полноценные рабочие места на базе серверных систем. Если коротко, принцип очень прост. Вместо отдельного системного блока у каждого рабочего стола, традиционного для всех офисов, в серверном помещении создается мощная серверная база. На ней размещаются все рабочие места, с созданием индивидуальных виртуальных компьютеров. На столах у пользователей остаются мониторы, мышки и клавиатуры, но все процессы происходят на сервере. Таким образом, небольшое количество серверов способно заменить сотни физических компьютеров.

– И какие преимущества у такой технологии?

– Прежде всего, надо оговориться, что технология VDI эффективна для средних и крупных предприятий; для небольших компаний она зачастую избыточна. Кроме того, она предназначена только для серьезных компаний, рассчитывающих на долгосрочное пребывание на рынке. Дело в том, что изначальные инвестиции в ее внедрение сравнительно велики, и первые три-четыре года использования идет процесс окупания вложений, после чего уже можно говорить об экономии. При этом плюсы использования VDI весьма разнообразны.

Во-первых, это значительное упрощение эксплуатации. Идет обслуживание нескольких серверов, а не сотен компьютеров в разных кабинетах. Нет проблем с заменой вышедших из строя вентиляторов, блоков питания и пр., а равно и самих персональных компьютеров по мере их устаревания. В целом эксплуатационные расходы снижаются примерно на треть. Во-вторых, это удобство использования – создания и обновления рабочих мест. Кроме того, стоимость рабочего места сотрудника снижается в 2–5 раз. В-третьих, надежность хранения информации: она многократно дублируется и в случае какого-то сбоя может быть легко восстановлена. В-четвертых, система очень эффективна для сохранения интеллектуальной собственности, недопущения несанкционированного копирования информации, а также для защиты от различных вирусов, то есть вредоносных программ. И в-пятых, есть экономия на электроэнергии, поскольку система потребляет меньше, чем сотни компьютеров.

– Много ли компаний на рынке предлагают такие решения?

– Технологии VDI примерно 5-7 лет, она уже имеется в России, и ряд крупных компаний ее уже внедрил, но пока она еще не получила широкого распространения. Кроме того, есть специфика, касающаяся использования VDI в проектных и строительных предприятиях.

Мы решали эту задачу, когда было принято решение внедрить технологию VDI в Проектном институте № 1. Дело в том, что работа проектировщиков требует одновременной обработки огромных массивов графической информации. Правильно и бесконфликтно организовать работу множества виртуальных графических компьютеров на серверах – задача очень непростая. И мы были первыми в городе, кто смог ее решить еще четыре года назад.

Теперь мы предлагаем внедрение VDI-технологий заказчикам со стороны. Нашим опытом уже воспользовалась строительная генподрядная компания ГРСП «Магнит», а также ООО «Газпром Инвестгазификация», которое осуществляет функции заказчика при строительстве газификации, теплоэнергетики и социальной сферы. Наработанные решения сегодня мы готовы предложить серьезным игрокам рынка.

Ознакомиться с видео по этой теме можно по ссылке.

Как одно целое. «Эталон ЛенСпецСМУ» внедрил Pilot-ICE Enterprise

Крупнейший застройщик Северо-Запада наладил работу с подрядчиками
в среде Pilot-ICE Enterprise.

ЖК Московские ворота
Изображение: https://asninfo.ru/

Компания «Эталон ЛенСпецСМУ», представляющая в Петербурге Группу «Эталон», внедрила систему управления проектной организацией и процессами информационного моделирования Pilot-ICE Enterprise от компании АСКОН и подключила к ней более пятнадцати подрядчиков. Проект внедрения осуществила компания «АСКОН – Северо-Запад Управление проектами».

АО «Эталон ЛенСпецСМУ» работает одновременно сразу над несколькими масштабными строительными проектами. Идет непрерывная разработка, согласование, изменение проектной документации. В этот круговорот вовлечены не только сотрудники самой компании, но и многочисленные строительные подрядчики, проектировщики, согласующие инстанции, инвесторы. Вопрос экономии времени и ресурсов требовал инновационных решений.

До недавнего времени порядок работы над проектом был таким: специалисты «Эталон ЛенСпецСМУ» получали от проектных организаций разработанную документацию, согласовывали ее, утверждали и передавали на стройку. За то, чтобы этот процесс шел как по маслу, в компании отвечали инженеры по проектированию. Задачей этих специалистов (а их в «Эталон ЛенСпецСМУ» трудилось восемь человек) было собрать документацию по проекту от подрядных проектных организаций, передать каждый лист комплекта согласующим экспертам, собрать замечания и направить их обратно проектировщикам. Утвержденный в конце концов комплект документации тиражировался в пяти бумажных экземплярах и передавался строительной организации на объект.

Вроде все четко, схема отработана. Но иногда согласующие и проектировщики начинали общаться напрямую, получать измененные документы из первых рук, минуя инженера по проектированию. В итоге собрать полный комплект, уследить за актуальностью документации, попадающей в него, было крайне сложно.

Еще два года назад в «Эталон ЛенСпецСМУ» не было никакой централизованной базы электронной проектной документации – файлами обменивались по почте. Первой попыткой упорядочить работу над проектами было создание единого хранилища, роль которого выполняла обычная папка на общем сервере. Был разработан шаблон формирования проекта, который по тому или иному строи­тельному объекту сотрудники заполняли сами. Вскоре выяснилось, что регламента почти никто не придерживается: документы обновляли, аннулировали, создавали лишние папки.

Был определен шаблон структуры проекта, по которому в Pilot-ICE создавался каждый новый проект, организовано подключение проектировщиков подрядной организации напрямую к базе данных «Эталон ЛенСпецСМУ». Проектировщики устанавливают у себя клиентское приложение системы, удаленно подключаются к серверу «Эталон ЛенСпецСМУ», выкладывают проектную документацию и отправляют ее на согласование экспертам компании. В случае возникновения замечаний подрядчики их отрабатывают и актуализируют версию документа. После утверждения эксперт «Эталон ЛенСпецСМУ» нажимает на кнопку «Подписать» – электронная подпись, дата и факсимиле утверждающего ставятся автоматически.

«У нас два типа внешних подрядчиков – проектные организации загружают файлы в систему самостоятельно, заполняют карточки на каждый файл, а генпод­рядчики и строители имеют возможность просматривать документацию. Для одних работа с Pilot-ICE Enterprise – дополнительная нагрузка, для других – быстрый и удобный способ получить актуальную информацию. Когда мы поняли, как много людей и организаций нужно подключить к системе, стало очевидно, что инструкции читать никто не будет. Тогда мы вместе с АСКОН решили провести общее обучение для всех внешних контрагентов. Коллеги узнали, как работать в Pilot-ICE Enterprise и для какой общей цели это нужно. Теперь всем очевидно, что с этой системой наше взаимодействие упрощается, существенно увеличивается скорость согласования документации, сокращается количество избыточных действий. В ближайшем будущем мы планируем отказаться от бумаги почти полностью – например, один из недавних наших договоров на строительство объекта предполагает только два бумажных экземпляра. Бумага останется только на стройке. У заказчика будет архивный бумажный вариант, но, может, скоро уйдем и от этого», – говорит начальник архитектурно-строительного отдела «Эталон ЛенСпецСМУ» Елена Удалова.

Наталья Журавина, технический руководитель проекта («АСКОН – Северо-Запад Управление проектами»), отмечает: «Система Pilot-ICE Enterprise позволила организовать централизованный и структурированный архив проектной и рабочей документации по всем проектам «Эталон ЛенСпецСМУ», обеспечить быстрый доступ сотрудников к базе данных и наладить оперативное согласование. Процесс согласования документации реализован через выдачу задания на согласование, при этом проектировщик выдает его сотрудникам «Эталон ЛенСпецСМУ» так, как если бы они работали на одном предприятии».

Сегодня к Pilot-ICE Enterprise подключены 15 подрядчиков, и каждому новому контрагенту, с которым начинает сотрудничать «Эталон ЛенСпецСМУ», тоже предстоит работа в системе. Во всех контрактах, которые компания заключает с подрядчиками, разрабатывающими проектную документацию, есть пункт – документация должна быть предоставлена в Pilot-ICE Enterprise.

Для «Эталон ЛенСпецСМУ» система Pilot-ICE Enterprise стала решением, которое регламентировало и упростило процессы взаимодействия между компанией и ее контрагентами, а также удобным инструментом комплектации проектной документации для передачи в службы экспертизы.