Официальная публикация

№20 (836 )
3 октября 2018

Максим Тихонов: «Сотрудничество с учебными комбинатами открывает большие возможности при подборе персонала»

Максим Тихонов: «Сотрудничество с учебными комбинатами открывает большие возможности при подборе персонала»
Максим Тихонов, директор по производству ЗАО «СМУ-53», в интервью газете «Строи­тельный Еженедельник» рассказал об организации условий труда при прокладке инже­нерных сетей, а также о том, как важно повышать квалификацию своего персонала.
– Есть ли внутри компании программы повышения квалификации для собственных сотрудников, например для менеджеров, инженеров?
– Нет, внутри компании таких программ мы не имеем. Но в нашей компании очень широко развита практика, когда молодые сотрудники перенимают опыт более зрелых, опытных коллег. У нас есть специа­листы, которые проработали не менее 30 или даже 40 лет. Молодые специалисты учатся у старшего поколения, могут подсмотреть какие-то профессиональные уловки, понять, как действовать в нестандартных ситуациях. Это позволит избежать ошибок, брака, да и просто опасных ситуаций на производстве.
Что касается обучения своих специалистов, то мы уделяем этому очень пристальное внимание и регулярно отправляем на курсы повышения квалификации наших сотрудников в специализированные образовательные организации.
Например, сотрудники СМУ-53 проходят обучение в Северо-Западном институте повышения квалификации. После курсов, сдачи экзаменов им выдают удостоверения государственного образца сроком действия на пять лет. Обучение проводят преподаватели специализированных строи­тельных петербургских вузов, например таких как ГАСУ. Линейные работники, высшее руководство компании «СМУ-53» как ответственные за безопасное производство работ на стройплощадке проходят обучение по промышленной безопасности, по охране труда и пожарной безопасности. Специалисты сварочного производства проходят аттестацию в ООО «Региональный Северо-Западный межотраслевой аттестационный центр» (НАКС). Также в этом цент­ре обучаются и проходят аттестацию электросварщики и сварщики по полиэтилену.
В учебные комбинаты мы отправляем наших стропальщиков, изолировщиков, электриков и работников других специальностей.
– Как часто компания берет на работу специалистов без опыта работы, например после окончания строительного колледжа или вуза?
– Мы рады, когда к нам приходят молодые специалисты. Более того, у компании «СМУ-53» есть договоры с учебными комбинатами на прохождение практики будущих работников на наших объектах строительства. Например, по таким специальностям, как машинист экскаватора, машинист автокрана и т. д. Мы работаем с такими учебными комбинатами, как НОУ «Учебный комбинат» на ул. Кали­нина, 22, негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Мар­Стар» и др. Для нашей компании очень важно такое сотрудничество, так как оно открывает большие возможности при подборе персонала.
Пока с учреждениями среднего профессионального образования индивидуальных договоров на поставку кадров у нас нет. Однако сейчас мы как раз налаживаем эти взаимоотношения и планируем проводить работу по подбору кадров среди выпускников профессиональных училищ и ГАСУ.
– Прокладка инженерных сетей – это всегда работа под открытым небом в любое время года. Что сделано компанией «СМУ-53» для обеспечения максимально комфортных условий своим сотрудникам?
– Естественно, мы заботимся о том, чтобы были созданы благоприятные условия труда, несмотря на снег, дождь, ветер. От этого зависит и здоровье рабочих, и качество выполняемой ими работы. Поэтому наши сотрудники, которые непосредственно находятся на объектах строительства, обеспечены вагонами-бытовками, в которых имеется все необходимое: микроволновая печь, холодильник, сушилка для спецодежды, шкафчики для чистой одежды, аптечка для оказания первой медицинской помощи и т. д. На все строительные объекты, как и в офис, доставляется питьевая вода.
– Какой социальный пакет предлагает СМУ-53 своим сотрудникам?
– Помимо обязательного социального пакета, куда согласно законодательству РФ входит выплата зарплаты, отчисления в пенсионный и страховой фонды, оплачиваемый отпуск в 28 календарных дней, оплата больничных листов, СМУ-53 предоставляет своим работникам дополнительный социальный пакет. Он включает в себя оплату услуг связи для линейных работников и высшего руководства, возмещение расходов на топливо для заправки личного автомобиля, если он используется в целях работы, оплату проездных билетов. Для руководства и линейных сотрудников предоставляются служебные автомобили. В случае возникновения травм либо обнаружения заболеваний сотрудники СМУ-53 направляются на лечение в Военно-медицинскую академию, с которой у нас заключен договор. Все расходы по лечению персонала оплачивает наша компания. Также для сотрудников имеется база отдыха «Розовая дача», где они могут проводить выходные дни.
Справка:
ЗАО «СМУ-53» работает на строительном рынке Петербурга 55 лет. В штате организации трудятся 280 человек. Средний возраст сотрудников составляет 40 лет. Средний стаж работы в компании – 10 лет.
источник: АСН-инфо

Мария Полякова: «Следует разделять понятия рискованности и инновационности»

Мария Полякова: «Следует разделять понятия рискованности и инновационности»
Мария Полякова, директор департамента инноваций и методологий стандартизации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в интервью корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник» Лидии Горборуковой рассказала об инновационном подходе при формировании программ на российском ипотечном рынке.


– Что происходит с российским рынком ипотеки в последнее время?

– На мой взгляд, на рынке ипотеки происходит много изменений, которые связаны как с внешними, так и с внутренними причинами. К внешним факторам относятся изменения в законодательстве, усиливающийся контроль со стороны регулирующих органов, государственная поддержка некоторых категорий граждан (учителя, ученые, врачи), для которых приобретение жилья без дополнительной поддержки проблематично. Кроме этого, на рынке жилья стабилизировались цены, что позитивно сказалось на повышении доступности ипотеки.
К внутренним причинам я бы отнесла усиливающуюся конкуренцию, связанную с активизацией банков. Они накопили достаточный опыт, «раскручивают» гайки, пытаются сделать ипотеку более доступной. Это приводит к тому, что, с одной стороны, доступность отражается в росте ипотечного рынка в 2013 году, а с другой стороны, все большую долю рынка занимают несколько крупнейших банков. В связи с тем что конкуренция продолжает расти, а условия все более облегчаются, у нас есть опасение, что в целом повышается рискованность кредитования. Возможно, в среднесрочной перспективе это может привести к нарушению баланса на рынке.

– Как в этой связи меняются предпочтения заемщиков?

– Во-первых, доля сделок, совершаемых с ипотечным кредитованием, среди всех сделок продолжает расти.
Во-вторых, мы видим явное увеличение спроса на жилье на первичном рынке. Если раньше по рынку ипотеки доля сделок с первичной недвижимости составляла около 20%, то сейчас она достигла 30%.
Во-третьих, наши заемщики стали все более искушенными: финансовая грамотность клиентов растет, поэтому они все больше требуют упрощения и облегчения ипотечной процедуры.
Что касается условий, то заемщики предпочитают фиксированную ставку и платежи в рублях. Доля валютной ипотеки существенно снизилась и практически минимальна на сегодня. Заемщики обращают пристальное внимание на наличие возможности досрочного погашения ипотечного займа. Внимательно изучают комиссии, более глубоко разбираются в том, что написано в кредитном договоре. И стараются заранее выяснить все подводные камни, что, безусловно, хорошо.
Мы обратили внимание на то, что усилился спрос со стороны заемщиков социальных категорий.

– В Петербурге представлено множество ипотечных продуктов. Какие из них можно считать инновационными?

– С моей точки зрения, инновационность – это новизна ипотечного продукта, его нестандартность. Такой продукт чем-то значительно отличается от аналогов, присутствующих на рынке, – либо ставкой, либо условиями платежей, механизмами, новыми возможностями заемщиков.
Если посмотреть на нашу работу, то мы не находимся в стороне от всех этих изменений.
Мы предлагаем как рыночные продукты, так работаем и социальными заемщиками. По социальным ипотечным программам наша доля около 50%.
По рыночным продуктам мы предлагаем большую гибкость и дифференциацию условий. Также мы гарантируем прозрачность, надежность и страховую защиту, в том числе в виде ипотечного страхования при низком первоначальном взносе. Это дает заемщику дополнительную защиту в различных ситуациях с неблагоприятным развитием событий.
По социальным программам у нас есть ипотечные продукты для каждой категории заемщиков: «Военная ипотека», «Материнский капитал», «Молодые учителя», «Молодые ученые». В дальнейшем мы хотим сделать возможность применения единого механизма для различных категорий, что будет способствовать снижению издержек при запуске и повышению эффективности самих программ.
У нас также есть предложения для государства по улучшению самой системы предоставления субсидий, которая в перспективе должна повысить доступность для заемщика и увеличить эффективность для государства.


– Какие инновационные продукты вывело на рынок АИЖК?

– Из рыночных продуктов я бы отметила программу «Переезд», а из социальных – «Молодые ученые».
Ипотечный продукт «Переезд» интересен тем, что позволяет заемщикам осуществлять альтернативные сделки, которые занимают большую долю на рынке. Такая возможность в первую очередь интересна тем заемщикам, которые хотят купить новое строящееся жилье, при этом проживать в своей квартире до момента окончания строительства. Основной инновацией этого продукта является возможность взять краткосрочный ипотечный кредит (сроком до двух лет) под имеющееся жилье и использовать эти деньги в качестве первоначального взноса на приобретение нового строящегося жилья. Это позволит совершенно спокойно дождаться окончания строительства и провести альтернативную сделку, сделать ремонт и спокойно выехать в новое жилье.
При этом платежи по короткому кредиту не осуществляются. Весь кредит гасится после продажи заложенного жилья. Это позволяет не делать дополнительные нагрузки на бюджет заемщиков и более комфортно и удобно продавать имеющееся жилье.

Продукт «Молодые ученые» реализуется во всех регионах РФ с 2012 года. Но, на мой взгляд, он особенно актуален для Петербурга, где находится много учебных заведений, научно-исследовательских институтов, предприятий, входящих в состав госкорпораций (Росатом, Росвооружение), ведущих медицинских учреждений, предприятий оборонно-промышленного комплекса и т. д., то есть работники которых подпадают под категорию «молодой специалист».
Инновация программы «Молодые ученые» заключается в том, что помимо низкой ставки в 10,5% в ней учитывается рост доходов заемщика, который в молодом возрасте получает более низкую зарплату, а в дальнейшем, по мере карьерного повышения и накопления опыта, его доходы растут.
Продукт «Молодые ученые» позволяет также увеличивать платежи и закладывать их рост в график кредита, за счет чего может существенно возрасти сумма кредита, изначально доступная для заемщика. Возможность индексации зависит от возраста – чем моложе заемщик, тем большую индексацию можно заложить. И наоборот. Таким образом, мы ограничиваем его кредитный риск. Максимальная индексация дает возможность увеличить сумму кредита до двух раз по сравнению со стандартным кредитом.
Если сравнить доступность ипотечных кредитов на примере Петербурга и Ленобласти, то мы рассчитали, что для стоимости квартиры 4 млн рублей в Петербурге и 2,6 млн рублей в Ленобласти ежемесячный платеж по программе «Молодые ученые» получается самым низким из-за индексации платежей и делает приобретение жилья доступным самым молодым специалистам.

– В связи с конкуренцией между банками и ипотечными компаниями планка инновационности постоянно повышается.

– Скорее, повышается планка готовности банка принять дополнительный риск – снизить первоначальный взнос, убрать те или иные требования для заемщика и т. д.

– Получается, что инновационность – это прежде всего дополнительный риск для банка?

- Нет. На мой взгляд, следует разделять понятия рискованности и инновационности. Ипотечный продукт может быть консервативным по своим рискам и параметрам, но инновационным именно с точки зрения механизма его реализации. Например, на российском ипотечном рынке не было отдельного продукта для молодых специалистов. Мы создали программу «Молодые ученые» с растущим платежом. Сам продукт инновационный, но по рискованности он консервативный. И мы видим по нашему портфелю, что просрочка платежей по этой программе очень низкая. Мы наблюдаем очень большой спрос на участие в ней. С 2012 года к нам поступило 2240 заявок, выдано 240 кредитов на 514 млн рублей. В том числе 21 кредит на 33 млн рублей в Петербурге.

– Можно ли сегодня воплотить в реальность идею ипотеки без первоначального взноса? Насколько такая инновация уместна на рынке?

– Мне кажется, что это не инновация, потому что ипотека без первоначального взноса присутствовала на рынке еще до кризиса. Но мировая практика доказала, а отечественная подтвердила, что отсутствие первоначального взноса – это высокий риск как для банка, так и для заемщика. Когда последний не внес никаких собственных средств в покупку жилья, то у него ниже мотивация оплачивать кредит. И такие кредиты чаще других попадают в дефолт. Есть различные инструменты ликвидации этого риска, в частности ипотечное страхование. Но мы все равно рекомендуем хотя бы минимальный первоначальный взнос в 10%.