Издания

Официальная публикация

Андрей Балаценко: «Ростелеком трансформируется из телеком-оператора в IT-компанию»

«Умный город» – не статическое состояние, а процесс постоянного совершенствования, уверен вице-президент – директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Андрей Балаценко.

Андрей Балаценко Андрей Балаценко
Андрей Балаценко: «Ростелеком трансформируется из телеком-оператора в IT-компанию»
Источник: Ростелеком

– Какие проекты компания «Ростелеком» планирует представить в рамках ПМЭФ-2019? В каких мероприятиях деловой программы ПМЭФ «Ростелеком» планирует принимать участие?

– Мы готовим ряд новых соглашений о сотрудничестве с регионами. Окончательная программа ПМЭФ еще не сформирована, поэтому всех наших планов участия мы пока не раскрываем, но открыты для дискуссий и обсуждения вопросов с коллегами. Сейчас мы находимся на стадии абсолютной трансформации из телеком-оператора в IT-компанию, участвующую в построении цифровой экономики. Это новое качество жизни для современного человека, оказания госуслуг, развития образования, медицины, ЖКХ и других сфер жизнедеятельности. Движение вперед невозможно представить без высокотехнологичных новаторских решений.

– Развитие «умных городов» напрямую зависит от инновационного развития страны и проникновения IT-технологий. Какие инновационные технологии, с Вашей точки зрения, будут наиболее востребованы для создания «умных городов»?

– «Ростелеком» участвует в эволюции технологий для «умных городов» в качестве эксперта, разработчика и поставщика инновационных решений для цифровизации российских регионов. При поддержке Минстроя нами определены главные сквозные технологии, от которых зависит развитие «умных городов». Это биометрия, интернет вещей, облачные вычисления, 5G, навигация, дополненная и виртуальная реальность, машинное обучение. Эти и другие аспекты, которые одновременно охватывают несколько отраслей и трендов, необходимы для грамотного управления городской инфраструктурой, улучшения качества жизни горожан, снятия административных барьеров для бизнеса. А самое главное – для эффективного использования ресурсов. И речь здесь не только о природных ресурсах и вопросе уменьшения тарифов. Есть еще ресурсы временные, финансовые, трудовые…

Новые технологии уже позволяют рацио­нальнее задействовать интеллектуальный и физический труд, грамотнее использовать время и пространство, уменьшать негативное воздействие на окружающую среду. А поскольку «умный город» – это  не статическое состояние, а процесс постоянного совершенствования, считаем, что положительный эффект от новых цифровых разработок будет только усиливаться.

Одним из важных направлений для «Ростелекома» в этой работе стали проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению. Мы работаем с предприятиями и муниципальными образованиями. Проводим модернизацию всей электросети: меняем старые лампочки уличного и внутреннего освещения на экономичные светодиодные, монтируем современные блоки передачи данных, IoT-платформы для централизованной эксплуатации фонарей. Они позволяют выявлять незаконные присоединения, аварии на сетях и видеть, где разбит или вышел из строя фонарь, а также удаленно контролировать яркость света в зависимости от погоды и времени суток. Мы знаем о проблеме промерзания помещений или «перетопа» в социальных объектах в зимнее время года, особенно в северных регио­нах, поэтому предлагаем учреждениям устанавливать автоматизированные индивидуальные тепловые пункты, которые сами регулируют температуру во внутренних помещениях в зависимости от погоды за окном.

Работу в рамках энергосервисных контрактов мы выстраиваем таким образом, чтобы заказчик не делал никаких капитальных вложений в проект. Экономический эффект достигается за счет бережного расходования ресурсов, что возмещает нам затраты как инвестору и дает экономию заказчику.

Такие проекты на Северо-Западе мы уже реализовали в Ленинградской, Архангельской, Мурманской и Псковской областях.

– В прошлые годы в рамках ПМЭФ «Ростелеком» заключил ряд соглашений с Администрацией Санкт-Петербурга. Как развиваются эти проекты? Реализованы ли уже «Ростелекомом» аналоги в других регионах России?

– Представленная «Ростелекомом» на ПМЭФ в 2017 году система автоматизированного весогабаритного контроля тяжеловесных транспортных средств уже работает в Нижегородской, Саратовской, Свердловской областях, в Пермском крае и ряде других регионов. И получила распространение на территории Северо-Западного федерального округа. Автоматические посты контроля с интеллектуальной технологией построены и запущены в Республике Коми, Калининградской и Архангельской областях.

Проекты реализуются без привлечения государственного бюджета: наша компания инвестирует собственные средства на условиях аренды или лизинга муниципалитетами построенных сооружений на определенный срок.

Система интеллектуального контроля позволяет повысить безопасность дорожного движения и увеличить срок службы дорог за счет снижения количества автотранспорта со сверхнормативным весом. Ведь такие нарушения «бьют» по бюджетам всех уровней. А средства от штрафов «за негабарит» позволят увеличить финансирование работ по содержанию и строительству автодорог в регионах.

Еще одна наша разработка – информационно-аналитическая система ЕИАС ЖКХ – направлена на повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и информационного обслуживания граждан. Система позволяет консолидировать в электронной форме сведения о жилфонде всего региона, объемах потреб­ленных услуг и расчетах за них. Таким образом, органы власти контролируют сроки проведения работ, а также предоставляют жителям возможность общественного контроля.

На сегодняшний день ЕИАС ЖКХ внед­рена в Московской области.

– В 2016 году «Ростелеком» анонсировал запуск комплексной услуги для застройщиков. Какие компании и жилые комплексы присоединились к цифровой экосистеме «Ростелеком»?

– Если в разрезе комплексной услуги мы говорили о подключении на базе единой мультисервисной телекоммуникационной сети новостроек Санкт-Петербурга и Ленобласти к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения (РАСЦО), о подключении к Интернету, телефонии, телевидению, домофонии, о видеонаблюдении во дворах и подъездах, то в 2019 году мы расширили этот спектр и заявили о цифровой экосистеме для застройщиков и новоселов многоквартирных домов. Это некое пространство из набора цифровых сервисов, которое создается вокруг пользователя с учетом его потребностей в этих самых сервисах.

Мы «заходим» на объект на этапе «котлована» и берем на себя эксплуа­тацию и гарантийное обслуживание всей экосистемы сервисов: застройщикам и управляю­щим компаниям не нужно ни о чем заботиться. Мы не перекладываем на жильцов выбор, покупку и монтаж оборудования: они могут пользоваться всем с первых дней новоселья, они знают, с кого спрашивать по каждой услуге. И с единым интеллектуальным помощником собственникам квартир и обслуживаю­щим компаниям не нужно устанавливать десятки разных приложений по сбору, хранению и использованию данных ЖКХ. То есть мы строим, подключаем и обслу­живаем.

По итогам 2018 года, «Ростелеком» предоставил современные IT-услуги в ЖК «Малая Охта» в Санкт-Петербурге, в ЖК «Астрид» в Колпино, в ЖК «Дом с фонтаном» во Всеволожском районе Ленобласти. Масштабный проект по видео­наблюдению реализован компанией в ЖК «Светлый мир. «О, юность», «Светлый мир. «Я – романтик», в Санкт-Петербурге, а также в ЖК «Светлый мир. «Внутри» в Сестрорецке. Еще на Северо-Западе мы внедрили комплекс IT-решений в ЖК «Максим» в городе Светлогорске Калининградской области.

автор: Ольга Фельдман
источник: АСН-инфо

Константин Мурашкин: «У рефинансирования открылось второе дыхание»

Процентные ставки по ипотечным кредитам стабилизировались. Так считает начальник отдела продаж ипотечных кредитов Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) Райффайзенбанка Константин Мурашкин. В интервью «Строительному Еженедельнику» он рассказал о новых направлениях работы банка в сегменте ипотечного кредитования и текущей ситуации на рынке недвижимости.

Константин Мурашкин Константин Мурашкин
Константин Мурашкин: «У рефинансирования открылось второе дыхание»
Источник: Райффайзенбанк

– Каковы итоги работы СЗРЦ Райффайзенбанка в ипотечном сегменте за I квартал 2019 года?

– За первые три месяца 2019 года мы приняли более 2,5 тыс. заявок и выдали более 600 кредитов на общую сумму 2,15 млрд рублей. Кредитный портфель вырос на 3% и достиг 23,18 млрд рублей. Его доля в совокупном розничном кредитном портфеле превысила 48%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел незначительный спад. Это вполне логично, так как год назад конъюнктура рынка предоставила нам возможность предложить клиентам более выгодные процентные ставки. На ипотечное кредитование, в том числе на рефинансирование, был повышенный спрос, а в нашем банке он достиг рекордных показателей. Сейчас доля программы «Рефинансирование» в новых выдачах снизилась до 15%.

Отмечу еще одну тенденцию последних месяцев – рост среднего размера ипотечного кредита. В СЗРЦ он увеличился на 30%, до 3,2 млн рублей. Это можно объяснить, во-первых, существенным ростом стоимости жилья, во-вторых, ростом спроса на ипотеку для приобретения жилья комфорт- и бизнес-класса в связи с появлением новой ипотечной программы. Для кредитов свыше 7 млн рублей ставка очень привлекательна и составит 9,99% годовых.

Кроме того, сейчас активно растет спрос на вторичную недвижимость. Полагаю, что основной причиной является тот факт, что многие застройщики достроили жилую недвижимость и не успели ее реализовать по ДДУ, оформили ее в собственность и продают квартиры на вторичном рынке.

– Совсем недавно у вас появилась новая программа рефинансирования. В чем ее особенность?

– Многие ипотечные заемщики имеют дополнительные финансовые обязательства, процентные ставки по которым существенно выше, чем по ипотеке. С помощью новой кредитной программы можно рефинансировать не только ипотеку, но и другие кредиты. Например, кредитные карты, потребительские кредиты на покупку машины или ремонт. Вместе с ипотекой можно объединить в один новый ипотечный кредит до пяти кредитов из разных банков на общую сумму до 9 млн рублей. Эта ипотечная программа поможет нашим клиентам снизить размер ежемесячных платежей. Кроме того, заемщику гораздо удобнее обслуживать один кредит, чем несколько в разных банках. Не надо думать о том, куда, когда и сколько нужно платить. Единственное ограничение данной программы рефинансирования – ею не могут воспользоваться индивидуальные предприниматели. Полагаю, что у программы рефинансирования откроется второе дыхание – и она будет пользоваться большим спросом на рынке.

– Есть ли аналогичные программы у других банков?

– Есть, но предложение весьма ограничено. Кроме того, эти программы имеют ряд нюансов, которые мы постарались учесть при разработке своего предложения. Прежде всего, наша ставка более выгодна и составляет 10,99%. Кроме того, при рефинансировании ипотечного кредита у наших клиентов есть возможность дополнительно получить наличные денежные средства и потратить их по своему усмотрению.

– Что необходимо сделать заемщику, чтобы рефинансировать свои кредиты?

– Оформить заявку на рефинансирование через сайт нашего банка или прий­ти в одно из 18 отделений в Петербурге. Предварительное решение, как правило, принимается в течение дня.

– В целом как Вы оцениваете закредитованность наших граждан и их финансовую грамотность?

– По моему мнению, закредитованность россиян сейчас очень высока. Связано это, конечно, со множеством факторов. В том числе с доступностью кредитов для граждан с низкими или неподтвержденными доходами – такие кредиты предлагают некоторые банки по очень высоким ставкам. Не всегда клиент правильно соотносит свои доходы и расходы, рассчитывает собственные обязательства по выплате долгов по кредитам. Отмечу, что кредитная политика Райффайзенбанка достаточно консервативна. Мы тщательно оцениваем кредитную нагрузку каждого заемщика, будь это ипотека или потребительский кредит.

Финансовая грамотность населения растет год от года. В частности, об этом свидетельствует интерес граждан к рефинансированию, который мы наблюдаем последние два года.

– На Ваш взгляд, что будет происходить с ипотечными ставками в ближайшее время?

– Пока ставка ЦБ сохраняется на уровне 7,75% годовых, на рынке ипотечного кредитования наблюдается стабилизация. Однако ипотечные ставки зависят не только от этого макроэкономического индикатора, но и от уровня инфляции, стоимости фондирования и ценовой политики самих кредитных организаций. Поэтому я не исключаю того, что до конца года может произойти незначительная коррекция ставок, они вырастут в пределах 0,25–0,50% и достигнут в среднем по рынку 11,0–11,5% годовых. Такой рост ставки не будет некритичным, и она по-прежнему останется выгодной для заемщиков. Вместе с тем на рынке можно будет наблюдать точечное снижение ставок по отдельным продуктам, в том числе в рамках совместных маркетинговых программ с застройщиками.

– Переход застройщиков на проектное финансирование отра­зится на ипотеке?

– Пока сложно сказать. Данный механизм в полную силу запускается уже с 1 июля, но до сих пор существенно не регламентирован. Об этом говорят как сами застройщики, так и многие представители банковского сообщества. Я склоняюсь к мнению, что переход строительных компаний на проектное финансирование никак не отразится на размере процентных ставок по ипотеке. Однако, скорее всего, стоимость жилья вырастет в пределах 10–15%. Это, в свою очередь, может отразиться на количестве и объеме выдачи ипотечных кредитов. Но в любом случае каких-то кардинальных изменений сразу с 1 июля ждать не стоит.

– Президентом страны поставлена задача к 2024 году достичь средней ставки по ипотеке ниже 8%. На Ваш взгляд, за счет каких факторов к таким показателям можно будет прийти?

– Пока рыночные и макроэкономические условия не позволяют приблизиться к отметке 8% и ниже. Правда, до 2024 года еще далеко – и все может измениться. Мне кажется, что ускорить возможность привести ипотечные ставки к данному показателю может запуск масштабных государственных программ по субсидированию ипотечных кредитов для отдельных категорий граждан – программ, доступных как для большинства банков, так и для широкого круга заемщиков.

– Чем кроме процентной ставки можно привлечь заемщиков?

– Конечно же, качеством обслуживания. При одинаковой стоимости ипотеки в разных банках клиент скорее выберет ту кредитную организацию, которая предложит наиболее привлекательные условия оформления и обслуживания кредита. Качеству сервиса Райффайзенбанк уделяет особое внимание, в том числе в сфере digital. В самое ближайшее время планируем реализовать в данном направлении несколько интересных идей, о которых обязательно расскажем читателям «Строительного Еженедельника».

автор: Максим Еланский