Агент – сам себе гарант
Петербургский рынок риэлтерских услуг остается одним из наиболее стабильных и успешно развивающихся в стране. Ежегодно в нашем городе совершаются десятки тысяч сделок с недвижимостью. Что и неудивительно: спрос по-прежнему опережает предложение. Это позволило председателю Комитета по строительству Евгению Яцышину выступить с прогнозом о том, что до конца этого года средняя стоимость квадратного метра жилой площади достигнет $1 тыс.
Впрочем, сами риэлтеры говорят о том, что на вторичном рынке этот порог уже практически достигнут, а что касается цен на первичном рынке, то «они неизбежно будут расти». То, что спрос на рынке недвижимости превышает предложение – вещь весьма приятная для тех, кто осуществляет сделки с недвижимостью. Но надо помнить, что при ажиотажном спросе возникает опасность снижения, так сказать, «качества» самого предложения. Финансовые риски резко возрастают. Так как обстоят дела с качеством предложений на петербургском рынке риэлтерских услуг?
Без контроля
«Ежемесячно в средствах массовой информации рекламируется до 50 тыс. вариантов сделок с недвижимостью. А через ГБР регистрируют 5-6 тыс. сделок в месяц», – говорит генеральный директор АН «Невский проспект» Александр Гиновкер. Из этого он делает вывод, что оставшиеся 90 процентов всех рекламируемых сделок оказываются неудачными. Причины – либо непрофессионализм конкретных фирм, либо откровенное мошенничество. При этом, касаясь вопроса о возможных аферах в этой сфере, г-н Гиновкер признает, что не видит особых препятствий для их осуществления. Дело в том, что на сегодняшний день рынок риэлтерских услуг абсолютно «не отрегулирован» законодательно. Законом не прописана ответственность, обязательный перечень услуг, формы их оплаты и т.д. А тут еще и лицензирование отменили. Хотя Александр Гиновкер особого смысла в нем не видел. Он считает, что его мог пройти любой, уплатив необходимые $300-400. «Существующий сегодня рынок риэлтерских услуг нельзя назвать цивилизованным», – подытоживает Александр Гиновкер.
«Нет норм, регулирующих рынок недвижимости, значит, у его участников нет и обязанностей. Впрочем, как и прав», – считает исполнительный директор АН «Колвэй» Александр Перфильев. По его словам, агентства недвижимости до сих пор не имеют права на получение информации, позволяющей проверить «родословную» квартиры. Для того чтобы сделать это, им «приходится действовать как разведчикам в тылу врага». Г-н Перфильев считает, что для наведения порядка на рынке необходимо принятие жестких законов, детально регламентирующих «правила игры». Он полагает, что действенным шагом могло бы стать повышение «материального порога» для желающих заняться риэлтерской деятельностью. Фирма должна пройти обязательное страхование, засвидетельствовать наличие собственности и депозита. В отличие от своего коллеги – директора агентства «Невский проспект», он считает, что процедура лицензирования была не так уж плоха, так как «хоть что-то регулировала».
А вот председатель Совета директоров АН «Юринформ-центр» Павел Штепан абсолютно против того, чтобы повышать финансовую планку для желающих выйти на этот рынок. «Все мы начинали с десятиметровой комнатушки под офис и радовались, как дети, покупке первого компьютера», – говорит он, добавляя, что «рынок – это прежде всего конкуренция». Говоря о мировом опыте законодательного регулирования купли-продажи недвижимости, он привел пример Англии, где строительным компаниям запрещено привлекать инвестиции от частных лиц. У нас, как известно, все наоборот, и это, напротив, весьма приветствуется, так как удешевляет само строительство. Частные инвесторы приобретают квартиры на нулевом цикле и перепродают на последующих. При этом каких-то конфликтов здесь не возникает, так как для этих людей – это бизнес, и они сознают, что рискуют. Любые же ограничения и запреты в этой сфере приведут к коррупции, считает Штепан.
Клиент, помоги себе сам
Практически все представители крупных агентств недвижимости сходятся на том, что единые «правила игры» все же нужны. Другой вопрос, в какой форме и в каких объемах. Вопрос о законодательном регулировании риэлтерской деятельности пока остается открытым. Относительно безопасным является обращение в одну из 60 фирм, входящих в Ассоциацию риэлтеров Санкт-Петербурга. По крайней мере, ее члены работают по единым стандартам, исполнение которых контролирует действующая при Ассоциации постоянная Комиссия по правам потребителей и профессиональной этике, которая разбирает все конфликтные ситуации. По словам уже упоминавшегося Александра Гиновкера, являющегося ее председателем, в среднем удовлетворяется до 50 процентов поступающих от клиентов претензий. Причем, решение комиссии является обязательным для членов Асссоциации. Отказавшийся выполнить предписание комиссии немедленно исключается из этого риэлтерского «клуба джентльменов». Впрочем, за многие годы такой случай был лишь однажды. Как правило, эти решения исполняются беспрекословно. Конечно, это не значит, что «за пределами» ассоциации работают фирмы с более низкой профессиональной репутацией. Отнюдь нет. Но, в конце концов, очень многое зависит прежде всего от юридической грамотности самого клиента. Затеяв сделку по купле-продаже недвижимости, он должен основательно к ней подготовиться. И тогда он сможет по ряду признаков самостоятельно (но после обязательной юрконсультации) отличить ненадежную фирму от серьезной. Именно ответственность самого клиента риэлторы считают на сегодня основным гарантом защиты его собственных интересов. Других вариантов здесь пока нет. Так что лозунг «спасение потребителя – дело рук самого потребителя» применительно к рынку риэлтерских услуг остается по-прежнему актуальным.
Автор: Игорь Черевко
Впрочем, сами риэлтеры говорят о том, что на вторичном рынке этот порог уже практически достигнут, а что касается цен на первичном рынке, то «они неизбежно будут расти». То, что спрос на рынке недвижимости превышает предложение – вещь весьма приятная для тех, кто осуществляет сделки с недвижимостью. Но надо помнить, что при ажиотажном спросе возникает опасность снижения, так сказать, «качества» самого предложения. Финансовые риски резко возрастают. Так как обстоят дела с качеством предложений на петербургском рынке риэлтерских услуг?
Без контроля
«Ежемесячно в средствах массовой информации рекламируется до 50 тыс. вариантов сделок с недвижимостью. А через ГБР регистрируют 5-6 тыс. сделок в месяц», – говорит генеральный директор АН «Невский проспект» Александр Гиновкер. Из этого он делает вывод, что оставшиеся 90 процентов всех рекламируемых сделок оказываются неудачными. Причины – либо непрофессионализм конкретных фирм, либо откровенное мошенничество. При этом, касаясь вопроса о возможных аферах в этой сфере, г-н Гиновкер признает, что не видит особых препятствий для их осуществления. Дело в том, что на сегодняшний день рынок риэлтерских услуг абсолютно «не отрегулирован» законодательно. Законом не прописана ответственность, обязательный перечень услуг, формы их оплаты и т.д. А тут еще и лицензирование отменили. Хотя Александр Гиновкер особого смысла в нем не видел. Он считает, что его мог пройти любой, уплатив необходимые $300-400. «Существующий сегодня рынок риэлтерских услуг нельзя назвать цивилизованным», – подытоживает Александр Гиновкер.
«Нет норм, регулирующих рынок недвижимости, значит, у его участников нет и обязанностей. Впрочем, как и прав», – считает исполнительный директор АН «Колвэй» Александр Перфильев. По его словам, агентства недвижимости до сих пор не имеют права на получение информации, позволяющей проверить «родословную» квартиры. Для того чтобы сделать это, им «приходится действовать как разведчикам в тылу врага». Г-н Перфильев считает, что для наведения порядка на рынке необходимо принятие жестких законов, детально регламентирующих «правила игры». Он полагает, что действенным шагом могло бы стать повышение «материального порога» для желающих заняться риэлтерской деятельностью. Фирма должна пройти обязательное страхование, засвидетельствовать наличие собственности и депозита. В отличие от своего коллеги – директора агентства «Невский проспект», он считает, что процедура лицензирования была не так уж плоха, так как «хоть что-то регулировала».
А вот председатель Совета директоров АН «Юринформ-центр» Павел Штепан абсолютно против того, чтобы повышать финансовую планку для желающих выйти на этот рынок. «Все мы начинали с десятиметровой комнатушки под офис и радовались, как дети, покупке первого компьютера», – говорит он, добавляя, что «рынок – это прежде всего конкуренция». Говоря о мировом опыте законодательного регулирования купли-продажи недвижимости, он привел пример Англии, где строительным компаниям запрещено привлекать инвестиции от частных лиц. У нас, как известно, все наоборот, и это, напротив, весьма приветствуется, так как удешевляет само строительство. Частные инвесторы приобретают квартиры на нулевом цикле и перепродают на последующих. При этом каких-то конфликтов здесь не возникает, так как для этих людей – это бизнес, и они сознают, что рискуют. Любые же ограничения и запреты в этой сфере приведут к коррупции, считает Штепан.
Клиент, помоги себе сам
Практически все представители крупных агентств недвижимости сходятся на том, что единые «правила игры» все же нужны. Другой вопрос, в какой форме и в каких объемах. Вопрос о законодательном регулировании риэлтерской деятельности пока остается открытым. Относительно безопасным является обращение в одну из 60 фирм, входящих в Ассоциацию риэлтеров Санкт-Петербурга. По крайней мере, ее члены работают по единым стандартам, исполнение которых контролирует действующая при Ассоциации постоянная Комиссия по правам потребителей и профессиональной этике, которая разбирает все конфликтные ситуации. По словам уже упоминавшегося Александра Гиновкера, являющегося ее председателем, в среднем удовлетворяется до 50 процентов поступающих от клиентов претензий. Причем, решение комиссии является обязательным для членов Асссоциации. Отказавшийся выполнить предписание комиссии немедленно исключается из этого риэлтерского «клуба джентльменов». Впрочем, за многие годы такой случай был лишь однажды. Как правило, эти решения исполняются беспрекословно. Конечно, это не значит, что «за пределами» ассоциации работают фирмы с более низкой профессиональной репутацией. Отнюдь нет. Но, в конце концов, очень многое зависит прежде всего от юридической грамотности самого клиента. Затеяв сделку по купле-продаже недвижимости, он должен основательно к ней подготовиться. И тогда он сможет по ряду признаков самостоятельно (но после обязательной юрконсультации) отличить ненадежную фирму от серьезной. Именно ответственность самого клиента риэлторы считают на сегодня основным гарантом защиты его собственных интересов. Других вариантов здесь пока нет. Так что лозунг «спасение потребителя – дело рук самого потребителя» применительно к рынку риэлтерских услуг остается по-прежнему актуальным.
Автор: Игорь Черевко
рубрика:
Тенденции и перспективы
