Индустрию прошлого – на службу будущему

В Петербурге будет создан Фонд сохранения памятников промышленной архитектуры. Об этом заявлено в ходе презентации книги «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга», состоявшейся на прошлой неделе в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли.

Новая общественная организация ставит перед собой цели раскрыть для горожан, предпринимателей и чиновников наиболее привлекательные стороны архитектуры старого промышленного Петербурга, содействовать защите нашего исторического наследия. Предполагается, что Фонд займется аккумулированием финансов, предназначенных для продолжения жизни индустриальных памятников, а также будет осуществлять взаимодействие с деловыми кругами с целью наиболее оптимального использования исторических зданий производственного назначения.
Еще недавно промышленное зодчество прошлого оставалось за гранью общественного интереса и почти не находило признания в профессиональной среде. В последние годы интерес к истории промышленной архитектуры заметно возрос, многие объекты поставлены под государственную охрану. В отличие от других европейских столиц, Петербург не затронули в полной мере урбанистические преобразования ни в предреволюционный период, ни в годы советской власти. Однако сегодня многие промышленные постройки, комплексы и целые производственные зоны нуждаются в реконструкции и реновации. Изменение функционального профиля, обновление технологии и процесс приватизации представляют определенную угрозу для исторических зданий. Поэтому особую актуальность приобретает проблема выработки новых, гибких подходов к сохранению промышленной архитектуры прошлого.
Как считает один из инициаторов создания Фонда директор торгового дома «Нарвская Ярмарка» Николай Чех, сегодняшние арендаторы и владельцы зданий-памятников индустриального зодчества являют собой разобщенную систему неравновесных собственников, что вовсе не идет на пользу самим памятникам. Николай Чех, сам начинавший предпринимательскую деятельность в старинном здании ткацкой мануфактуры, уверен, что посредством грамотного управления промышленную недвижимость можно сделать инвестиционно привлекательной и обернуть ее на службу новой экономике.
Мировая практика знает немало тому примеров, в сравнении с которыми Петербург очевидно проигрывает. Это: Арсенал в Венеции – и Новая Голландия, Докленд-Сити в Лондоне – и нерационально используемые постройки на территории Адмиралтейского и Балтийского заводов, вокзал д’Орсэ – и наш Варшавский вокзал, музей истории техники в газгольдерах Вены – и заброшенные башни-газгольдеры на Обводном канале. В то же время, в списке КГИОП насчитывается 200 памятников промышленной архитектуры (в презентованную книгу, подготовленную специалистами Комитета, вошли лишь 52 здания). Создатели фонда намерены не только сохранить существующие памятники, но и, возможно, расширить их круг: в перспективных планах новой структуры – совместная с КГИОП инвентаризация памятников промышленной архитектуры. Как сообщил Николай Чех, сейчас уже идут переговоры с крупными петербургскими предпринимателями на предмет участия в работе фонда: первые результаты станут известны в ближайшее время.

Автор: ЗоЯ Шпанько
рубрика: Архитектура
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.