Негосударственная экспертиза ждет закон
О важности негосударственной экспертизы в строительной отрасли участники рынка говорят давно. По мнению экспертов, этот институт поможет сократить сроки рассмотрения проектов, создаст конкурентную среду, существенно повышающую качество экспертиз и их удешевление, что в конечном счете благотворно скажется на темпах ввода и качестве построенных объектов.
Кроме этого, негосударственная экспертиза, проверяя проектные решения еще на этапе подготовки, может способствовать развитию инноваций в отрасли. Однако чтобы это стало реальностью, негосударственная экспертиза должна получить правовую платформу, которой пока нет.
Поправки пока не приняты
Формирование института негосударственной экспертизы началось в 2008 году. В результате постановления Правительства РФ № 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» были утверждены Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Однако только весной 2009 года Министерство регионального развития РФ издало приказ, утверждающий форму заключения негосударственной экспертизы, а летом приступило к аккредитации. В результате, по данным Минрегиона, подобную аккредитацию имеют 284 организации, а 26 структурам в период с января 2010 года по апрель 2011 года был дан отказ.
Параллельно велось создание правовой базы. Еще в январе 2011 года негосударственная экспертиза должна была обрести законодательный статус. Однако изменения в Градостроительный кодекс РФ, в результате которых заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий приобретет полновесную равную юридическую значимость с заключением экспертизы государственной, так и не были приняты.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что поправки в закон все-таки примут, так как все преимущества введения института негосударственной экспертизы в строительной отрасли налицо.
Например, Сергей Чусов, директор СРО НП «Проектировщики Северо-Запада», считает, что итоговый вариант поправок будет принят до конца этого года. «На мой взгляд, необходимо рассмотреть возможные варианты работы негосударственной экспертизы максимально полно, постараться предусмотреть все возможные последствия, чтобы минимизировать отрицательную составляющую. С переходом на новые правила не должно возникать проблем и дополнительных сложностей ни у проектировщиков, ни в итоге у потребителей, которые будут пользоваться вновь построенными объектами недвижимости», – заключил он.
Экспертиза без госэкспертизы
Сегодня в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации при получении разрешения на строительство заказчику необходимо иметь заключение государственной экспертизы. Однако если разрешение на строительство не требуется, например при возведении и реконструкции некапитальных объектов, строительстве вспомогательных строений и сооружений или изменении объектов капитального строительства, а также если эти изменения не затрагивают характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры, установленные градостроительным регламентом (то есть внутренние перепланировки, комплексы работ по отделке, замене внутренних инженерных сетей и т. п.), или если параметры здания не превышают указанные в ст. 49 п. 2 Градостроительного кодекса (жилые здания до трех этажей, до 1500 кв. м и двух этажей нежилых строений и т. д.), то государственная экспертиза проектной документации не требуется.
В то же время, по словам Сергей Чусова, на практике часто оказывается, что недобросовестный проектировщик может выдать проект, в результате которого произведенные работы не будут соответствовать требованиям действующих противопожарных и санитарных норм, а затраты на их проведение будут гораздо выше необходимых расходов для данного объема работ.
Эксперт пояснил, что особенно ярко такие проблемы становятся видны при заказе соответствующих работ муниципальными заказчиками и различными государственными учреждениями, а также при заказе проектов временных и вспомогательных сооружений для коммерческой деятельности. «Если при этом заказчик получает недоброкачественный продукт, он вынужден – зачастую уже после окончания работ – обращаться за независимой оценкой причин случившегося, а также пытается взыскивать ущерб или вынужден вкладывать дополнительные средства для минимизации выявленных после произведенных работ недостатков», – пояснил Сергей Чусов. Он уверен, что лучше сначала обратиться за экспертной оценкой качества проектных решений и исправить недостатки до начала производства работ, чтобы потом эффективно построить и эксплуатировать объект. При этом в случаях выявления недостатков строительных работ экспертное заключение на проектную документацию может стать неплохим дополнительным аргументом для заказчика. И единственный вариант такой помощи – обращение в негосударственную экспертизу.
«Однако сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев заказчик не привык обращаться за экспертной оценкой до начала работ, а потом сталкивается с проблемами, которые ему приходится самостоятельно решать. И если заказчик – коммерческая структура, то это его риски, но в случае оплаты работ из бюджета неэффективные расходы ложатся на плечи налогоплательщиков», – констатировал он.
Господин Чусов уверен, что с этой точки зрения было бы правильно разработать механизм, мотивирующий заказчиков обращаться в случаях, не требующих проведения государственной экспертизы, за оценкой проектной документации в негосударственную экспертизу, по результатам которой требовать от проектировщиков снятия всех замечаний, и только после этого утверждать проект.
Катализатор инноваций
Одним из самых больших плюсов негосударственной экспертизы является возможность рассмотрения в экспертно-консультационном порядке отдельных разделов проектов. По словам Сергей Чусова, государственная экспертиза жестко регламентирована постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, согласно которому проектировщик должен сдавать проект в полном объеме. Появление негосударственной экспертизы дало возможность проверять проектные решения еще на этапе проектной подготовки, что является хорошим полем для инноваций в проектировании.
Новые материалы, технологии и оборудование появляются постоянно: они оптимизируют производство строительных работ и снижают себестоимость строительства, а также улучшают эксплуатационные качества объектов. «Государственная экспертиза, принимая проект в полном объеме и имея очень жесткие сроки на выдачу итогового заключения, подчас не может всесторонне изучить вопрос с авторскими идеями, и проектировщик заходит в тупик. Негосударственная экспертиза позволяет найти более оптимальные решения, в результате внедряются новые технологии и материалы», – пояснил господин Чусов.
Не зря Президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета сказал, что инновационная деятельность является решающим условием долгосрочного роста экономики. Однако сегодня достаточно часто приходится сталкиваться с фразами заказчиков и проектировщиков о том, что они боятся применять в строительных проектах инновационные решения, так как есть опасения не защитить их при проведении экспертизы в установленный законом срок. При этом, проведя негосударственную оценку инноваций, можно отшлифовать все спорные моменты проектной документации.
«Мне кажется, что до принятия поправок в законодательство, касающихся расширения полномочий негосударственной экспертизы, нужно начать диалог об учете негосударственной экспертной оценки отдельных разделов проектной документации при проведении государственной экспертизы. Нужно выработать четкие правила, при соблюдении которых заказчик будет уверен в том, что его новаторство не вернется ему бумерангом, а получит право на воплощение в жизнь», – заключил Сергей Чусов.
Кроме этого, негосударственная экспертиза, проверяя проектные решения еще на этапе подготовки, может способствовать развитию инноваций в отрасли. Однако чтобы это стало реальностью, негосударственная экспертиза должна получить правовую платформу, которой пока нет.
Поправки пока не приняты
Формирование института негосударственной экспертизы началось в 2008 году. В результате постановления Правительства РФ № 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» были утверждены Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Однако только весной 2009 года Министерство регионального развития РФ издало приказ, утверждающий форму заключения негосударственной экспертизы, а летом приступило к аккредитации. В результате, по данным Минрегиона, подобную аккредитацию имеют 284 организации, а 26 структурам в период с января 2010 года по апрель 2011 года был дан отказ.
Параллельно велось создание правовой базы. Еще в январе 2011 года негосударственная экспертиза должна была обрести законодательный статус. Однако изменения в Градостроительный кодекс РФ, в результате которых заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий приобретет полновесную равную юридическую значимость с заключением экспертизы государственной, так и не были приняты.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что поправки в закон все-таки примут, так как все преимущества введения института негосударственной экспертизы в строительной отрасли налицо.
Например, Сергей Чусов, директор СРО НП «Проектировщики Северо-Запада», считает, что итоговый вариант поправок будет принят до конца этого года. «На мой взгляд, необходимо рассмотреть возможные варианты работы негосударственной экспертизы максимально полно, постараться предусмотреть все возможные последствия, чтобы минимизировать отрицательную составляющую. С переходом на новые правила не должно возникать проблем и дополнительных сложностей ни у проектировщиков, ни в итоге у потребителей, которые будут пользоваться вновь построенными объектами недвижимости», – заключил он.
Экспертиза без госэкспертизы
Сегодня в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации при получении разрешения на строительство заказчику необходимо иметь заключение государственной экспертизы. Однако если разрешение на строительство не требуется, например при возведении и реконструкции некапитальных объектов, строительстве вспомогательных строений и сооружений или изменении объектов капитального строительства, а также если эти изменения не затрагивают характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры, установленные градостроительным регламентом (то есть внутренние перепланировки, комплексы работ по отделке, замене внутренних инженерных сетей и т. п.), или если параметры здания не превышают указанные в ст. 49 п. 2 Градостроительного кодекса (жилые здания до трех этажей, до 1500 кв. м и двух этажей нежилых строений и т. д.), то государственная экспертиза проектной документации не требуется.
В то же время, по словам Сергей Чусова, на практике часто оказывается, что недобросовестный проектировщик может выдать проект, в результате которого произведенные работы не будут соответствовать требованиям действующих противопожарных и санитарных норм, а затраты на их проведение будут гораздо выше необходимых расходов для данного объема работ.
Эксперт пояснил, что особенно ярко такие проблемы становятся видны при заказе соответствующих работ муниципальными заказчиками и различными государственными учреждениями, а также при заказе проектов временных и вспомогательных сооружений для коммерческой деятельности. «Если при этом заказчик получает недоброкачественный продукт, он вынужден – зачастую уже после окончания работ – обращаться за независимой оценкой причин случившегося, а также пытается взыскивать ущерб или вынужден вкладывать дополнительные средства для минимизации выявленных после произведенных работ недостатков», – пояснил Сергей Чусов. Он уверен, что лучше сначала обратиться за экспертной оценкой качества проектных решений и исправить недостатки до начала производства работ, чтобы потом эффективно построить и эксплуатировать объект. При этом в случаях выявления недостатков строительных работ экспертное заключение на проектную документацию может стать неплохим дополнительным аргументом для заказчика. И единственный вариант такой помощи – обращение в негосударственную экспертизу.
«Однако сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев заказчик не привык обращаться за экспертной оценкой до начала работ, а потом сталкивается с проблемами, которые ему приходится самостоятельно решать. И если заказчик – коммерческая структура, то это его риски, но в случае оплаты работ из бюджета неэффективные расходы ложатся на плечи налогоплательщиков», – констатировал он.
Господин Чусов уверен, что с этой точки зрения было бы правильно разработать механизм, мотивирующий заказчиков обращаться в случаях, не требующих проведения государственной экспертизы, за оценкой проектной документации в негосударственную экспертизу, по результатам которой требовать от проектировщиков снятия всех замечаний, и только после этого утверждать проект.
Катализатор инноваций
Одним из самых больших плюсов негосударственной экспертизы является возможность рассмотрения в экспертно-консультационном порядке отдельных разделов проектов. По словам Сергей Чусова, государственная экспертиза жестко регламентирована постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, согласно которому проектировщик должен сдавать проект в полном объеме. Появление негосударственной экспертизы дало возможность проверять проектные решения еще на этапе проектной подготовки, что является хорошим полем для инноваций в проектировании.
Новые материалы, технологии и оборудование появляются постоянно: они оптимизируют производство строительных работ и снижают себестоимость строительства, а также улучшают эксплуатационные качества объектов. «Государственная экспертиза, принимая проект в полном объеме и имея очень жесткие сроки на выдачу итогового заключения, подчас не может всесторонне изучить вопрос с авторскими идеями, и проектировщик заходит в тупик. Негосударственная экспертиза позволяет найти более оптимальные решения, в результате внедряются новые технологии и материалы», – пояснил господин Чусов.
Не зря Президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета сказал, что инновационная деятельность является решающим условием долгосрочного роста экономики. Однако сегодня достаточно часто приходится сталкиваться с фразами заказчиков и проектировщиков о том, что они боятся применять в строительных проектах инновационные решения, так как есть опасения не защитить их при проведении экспертизы в установленный законом срок. При этом, проведя негосударственную оценку инноваций, можно отшлифовать все спорные моменты проектной документации.
«Мне кажется, что до принятия поправок в законодательство, касающихся расширения полномочий негосударственной экспертизы, нужно начать диалог об учете негосударственной экспертной оценки отдельных разделов проектной документации при проведении государственной экспертизы. Нужно выработать четкие правила, при соблюдении которых заказчик будет уверен в том, что его новаторство не вернется ему бумерангом, а получит право на воплощение в жизнь», – заключил Сергей Чусов.
рубрика:
СРО НП «Проектировщики Северо-Запада»
автор:
Екатерина Костина