В режиме наибольшего благоприятствования
Председатель комитета по законодательству Законодательного собрания Игорь Михайлов, неоднократно заявлявший о необходимости изменения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, в начале июля внес на рассмотрение городского парламента законопроект «Инвестиционный кодекс Санкт-Петербурга». Само название документа невольно привлекает пристальное внимание строителей.
В пояснительной записке к разработанному документу депутат берет на себя смелость утверждать, что разработка проекта закона была вызвана тенденцией ухудшения инвестиционного климата в городе и «абсолютно непродуманной инвестиционной политикой органов государственной власти». Законопроект разработан с участием Санкт-Петербургской ассоциации совместных предприятий, на основе предложенной объединением концепции. По словам Игоря Михайлова, текст трижды перерабатывался с учетом рекомендаций юристов и мнений представителей научной и деловой общественности.
Принципы политики
В первую очередь автор законопроекта определяет принципы инвестиционной политики в городе. Среди них: обеспечение равных прав инвесторов и гласности в обсуждении проектов, открытости и доступности информации и унифицированности публичных процедур, а также принцип неизменности принятых решений. Депутат Михайлов также называет два приоритетных направления вложения средств: создание новых предприятий (имущественных комплексов), производящих конкурентоспособную продукцию или услуги, и реализация целевых программ, принятых в соответствии с городским законодательством.
Гарантии инвесторам
Разработчики документа определили основы так называемого режима наибольшего благоприятствования. Они предлагают снизить для инвесторов налоги на имущество и прибыль, зачисляемые в городской бюджет города. Кроме того, инвесторам обещано предоставление гарантий неизменности налогового режима в части налогов и сборов, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, а также льготных условий пользования землей, развитие финансового лизинга и даже предоставление субсидий из бюджета Санкт-Петербурга. Отдельной статьей прописано прямое участие органов государственной власти в инвестиционной деятельности путем разработки и финансирования инвестиционных проектов совместно с иностранными государствами, предоставления на конкурсной основе государственных гарантий, а также проведения экспертизы проектов и предоставления концессий инвесторам по результатам торгов.
Правовые основания
Подробно освещаются в документе правовые и экономические основания. В качестве объектов называются находящиеся в частной, государственной муниципальной или иной формах собственности различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества. В тексте законопроекта о субъектах инвестиционной деятельности лаконично сказано: «Заказчиками могут быть инвесторы». Зато в следующем пункте утверждается, что заказчики, не являющиеся инвесторами, будут наделяться правами владения и распоряжения объектами инвестиционной деятельности. И в заключение сказано, что каждый из них может совмещать функции двух и более субъектов, то есть, по-видимому, быть инвестором, пользователем, заказчиком и т.д. На двух страницах расписаны в документе права и обязанности инвесторов. В частности, к первым отнесены самостоятельное определение объемов и направлений инвестиций, передача по договору прав на вложение инвестиций, и даже осуществление контроля за целевым использованием средств, при этом количество проектов, в которых может участвовать один инвестор, ограничиваться не будет. Обязанностей гораздо больше, особенно в том случае, когда декларируются гарантии города: реализация проектов в соответствии с бизнес-планами, представление конкурсной комиссий аудиторских заключений, подтверждающих расчет совокупной налоговой нагрузки и заключений необходимых экспертиз. Есть там даже такой пункт: «Не допускать проявления недобросовестной конкуренции и выполнять требования антимонопольного законодательства».
Отдельной статьей регламентируется деятельность иностранных инвесторов в Санкт-Петербурге. Авторы законопроекта предлагают создавать для них режим наибольшего благоприятствования при условии, если объем инвестиционных затрат превышает 30 млн рублей, а все отношения с ними должны строиться на основе международных договоров, федеральных и городских законов.
Права и обязанности
Подробно расписаны условия и порядок подачи инвесторами заявок. При этом в перечне документов 13 пунктов. Саму заявку планируется рассматривать в течение полутора месяцев. Основанием для отказа инвестору может служить несоответствие инвестиционного предложения приоритетным направлениям, предоставление недостоверных сведений, а также тот факт, что данный проект не прошел конкурсный отбор. Гарантии прав инвесторов будут осуществляться путем защиты равных прав участников рынка и защиты инвестиций. Создается Конкурсная комиссия, которая на конкурсной основе должна выбирать организации, осуществляющие экспертизу бизнес-планов проектов. В одном из пунктов указывается, что стабильность для инвестора должна гарантироваться в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала его финансирования. Своеобразно подано положение о защите инвестиций, в котором сказано, что инвестиции не могут быть национализированы без предварительного и равноценного возмещения государством убытков, при этом инвестиции могут быть реквизированы по решению органов государственной власти.
Торги или целевка?
О двух вариантах предоставления объектов недвижимости законопроект пишет то же, что и недавно принятый и вступивший силу закон об инвестициях в недвижимость. Механизм торгов известен, а по целевому предоставлению новоиспеченный кодекс предлагает учитывать факт наличия единственного инвестора с условиями, удовлетворяющими конкурсную комиссию и обществ, в которых 100 процентов акций принадлежит городу. Механизм разработки конкурсной документации для осуществления торгов должен, по мнению авторов законопроекта, финансироваться за счет средств города с условием последующей компенсации указанных затрат победителем торгов. Подробно в документе расписан механизм проведения торгов и функции Конкурсной комиссии. Среди критериев определения победителей названы: для аукционов – наиболее высокая цена, для конкурсов – лучшие условия. Среди последних – сроки окончания строительства, лучший проект, принятие инвестором дополнительных обязательств. В качестве дополнительных условий – опыт работы инвестора в сфере строительства, балансовая стоимость имущества и численность работающих, а также количество завершенных объектов инвестирования.
Учет, налоги, инфраструктура
Было весьма странно увидеть в тексте документа раздел о порядке участия граждан в обсуждении принятия решений по инвестиционным проектам, и это при том, что на эту животрепещущую тему также специальный закон, который активно применяется на практике. Здесь опять переписываются его положения, в том числе по учету заключений публичных слушаний.
По поводу налогов в проекте Инвестиционного кодекса сразу шесть статей. В частности, о налоговом кредите сказано, что он может предоставляться на основании заявления организации-претендента, решения финансового органа и договора залога.
И по неизвестной причине только последний раздел касается непосредственно инвестиций в недвижимость Санкт-Петербурга, где записано, что обеспечение объекта инвестирования инженерной инфраструктурой осуществляется по выбору инвестора путем заключения договоров с поставщиками ресурсов либо при участии Санкт-Петербурга в качестве их заказчика.
Строго кодифицировано
В пояснительной записке Игорь Михайлов сообщает, что данный документ будет носить кодифицированный характер. Документ призван определять формы и методы регулирования инвестиционной деятельности. И в заключение, Игорь Михайлов сообщает, что, «несмотря на перманентные изменения действующего инвестиционного законодательства, разработанный документ является первым опытом кодификации на уровне субъекта РФ».
Посмотрим, как депутаты отнесутся к данному документу, который нужно сначала обсудить на заседаниях профильной комиссии, затем добиться его включения в повестку дня. Но упорства Игорю Михайлову не занимать, а его пост председателя комитета по законодательству ЗС может предполагать прохождение законопроекта в «режиме наибольшего благоприятствования». Единственное, что заранее можно сказать определенно – судьба этого законопроекта простой не будет.
Автор: Елена Кузнецова
В пояснительной записке к разработанному документу депутат берет на себя смелость утверждать, что разработка проекта закона была вызвана тенденцией ухудшения инвестиционного климата в городе и «абсолютно непродуманной инвестиционной политикой органов государственной власти». Законопроект разработан с участием Санкт-Петербургской ассоциации совместных предприятий, на основе предложенной объединением концепции. По словам Игоря Михайлова, текст трижды перерабатывался с учетом рекомендаций юристов и мнений представителей научной и деловой общественности.
Принципы политики
В первую очередь автор законопроекта определяет принципы инвестиционной политики в городе. Среди них: обеспечение равных прав инвесторов и гласности в обсуждении проектов, открытости и доступности информации и унифицированности публичных процедур, а также принцип неизменности принятых решений. Депутат Михайлов также называет два приоритетных направления вложения средств: создание новых предприятий (имущественных комплексов), производящих конкурентоспособную продукцию или услуги, и реализация целевых программ, принятых в соответствии с городским законодательством.
Гарантии инвесторам
Разработчики документа определили основы так называемого режима наибольшего благоприятствования. Они предлагают снизить для инвесторов налоги на имущество и прибыль, зачисляемые в городской бюджет города. Кроме того, инвесторам обещано предоставление гарантий неизменности налогового режима в части налогов и сборов, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, а также льготных условий пользования землей, развитие финансового лизинга и даже предоставление субсидий из бюджета Санкт-Петербурга. Отдельной статьей прописано прямое участие органов государственной власти в инвестиционной деятельности путем разработки и финансирования инвестиционных проектов совместно с иностранными государствами, предоставления на конкурсной основе государственных гарантий, а также проведения экспертизы проектов и предоставления концессий инвесторам по результатам торгов.
Правовые основания
Подробно освещаются в документе правовые и экономические основания. В качестве объектов называются находящиеся в частной, государственной муниципальной или иной формах собственности различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества. В тексте законопроекта о субъектах инвестиционной деятельности лаконично сказано: «Заказчиками могут быть инвесторы». Зато в следующем пункте утверждается, что заказчики, не являющиеся инвесторами, будут наделяться правами владения и распоряжения объектами инвестиционной деятельности. И в заключение сказано, что каждый из них может совмещать функции двух и более субъектов, то есть, по-видимому, быть инвестором, пользователем, заказчиком и т.д. На двух страницах расписаны в документе права и обязанности инвесторов. В частности, к первым отнесены самостоятельное определение объемов и направлений инвестиций, передача по договору прав на вложение инвестиций, и даже осуществление контроля за целевым использованием средств, при этом количество проектов, в которых может участвовать один инвестор, ограничиваться не будет. Обязанностей гораздо больше, особенно в том случае, когда декларируются гарантии города: реализация проектов в соответствии с бизнес-планами, представление конкурсной комиссий аудиторских заключений, подтверждающих расчет совокупной налоговой нагрузки и заключений необходимых экспертиз. Есть там даже такой пункт: «Не допускать проявления недобросовестной конкуренции и выполнять требования антимонопольного законодательства».
Отдельной статьей регламентируется деятельность иностранных инвесторов в Санкт-Петербурге. Авторы законопроекта предлагают создавать для них режим наибольшего благоприятствования при условии, если объем инвестиционных затрат превышает 30 млн рублей, а все отношения с ними должны строиться на основе международных договоров, федеральных и городских законов.
Права и обязанности
Подробно расписаны условия и порядок подачи инвесторами заявок. При этом в перечне документов 13 пунктов. Саму заявку планируется рассматривать в течение полутора месяцев. Основанием для отказа инвестору может служить несоответствие инвестиционного предложения приоритетным направлениям, предоставление недостоверных сведений, а также тот факт, что данный проект не прошел конкурсный отбор. Гарантии прав инвесторов будут осуществляться путем защиты равных прав участников рынка и защиты инвестиций. Создается Конкурсная комиссия, которая на конкурсной основе должна выбирать организации, осуществляющие экспертизу бизнес-планов проектов. В одном из пунктов указывается, что стабильность для инвестора должна гарантироваться в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала его финансирования. Своеобразно подано положение о защите инвестиций, в котором сказано, что инвестиции не могут быть национализированы без предварительного и равноценного возмещения государством убытков, при этом инвестиции могут быть реквизированы по решению органов государственной власти.
Торги или целевка?
О двух вариантах предоставления объектов недвижимости законопроект пишет то же, что и недавно принятый и вступивший силу закон об инвестициях в недвижимость. Механизм торгов известен, а по целевому предоставлению новоиспеченный кодекс предлагает учитывать факт наличия единственного инвестора с условиями, удовлетворяющими конкурсную комиссию и обществ, в которых 100 процентов акций принадлежит городу. Механизм разработки конкурсной документации для осуществления торгов должен, по мнению авторов законопроекта, финансироваться за счет средств города с условием последующей компенсации указанных затрат победителем торгов. Подробно в документе расписан механизм проведения торгов и функции Конкурсной комиссии. Среди критериев определения победителей названы: для аукционов – наиболее высокая цена, для конкурсов – лучшие условия. Среди последних – сроки окончания строительства, лучший проект, принятие инвестором дополнительных обязательств. В качестве дополнительных условий – опыт работы инвестора в сфере строительства, балансовая стоимость имущества и численность работающих, а также количество завершенных объектов инвестирования.
Учет, налоги, инфраструктура
Было весьма странно увидеть в тексте документа раздел о порядке участия граждан в обсуждении принятия решений по инвестиционным проектам, и это при том, что на эту животрепещущую тему также специальный закон, который активно применяется на практике. Здесь опять переписываются его положения, в том числе по учету заключений публичных слушаний.
По поводу налогов в проекте Инвестиционного кодекса сразу шесть статей. В частности, о налоговом кредите сказано, что он может предоставляться на основании заявления организации-претендента, решения финансового органа и договора залога.
И по неизвестной причине только последний раздел касается непосредственно инвестиций в недвижимость Санкт-Петербурга, где записано, что обеспечение объекта инвестирования инженерной инфраструктурой осуществляется по выбору инвестора путем заключения договоров с поставщиками ресурсов либо при участии Санкт-Петербурга в качестве их заказчика.
Строго кодифицировано
В пояснительной записке Игорь Михайлов сообщает, что данный документ будет носить кодифицированный характер. Документ призван определять формы и методы регулирования инвестиционной деятельности. И в заключение, Игорь Михайлов сообщает, что, «несмотря на перманентные изменения действующего инвестиционного законодательства, разработанный документ является первым опытом кодификации на уровне субъекта РФ».
Посмотрим, как депутаты отнесутся к данному документу, который нужно сначала обсудить на заседаниях профильной комиссии, затем добиться его включения в повестку дня. Но упорства Игорю Михайлову не занимать, а его пост председателя комитета по законодательству ЗС может предполагать прохождение законопроекта в «режиме наибольшего благоприятствования». Единственное, что заранее можно сказать определенно – судьба этого законопроекта простой не будет.
Автор: Елена Кузнецова
рубрика:
Коридоры власти
