«Морской фасад» – лицо Петербурга

На прошедшей неделе состоялось не совсем обычное заседание городского правительства. Свое детище – многофункциональный жилой комплекс «Морской фасад» – руководству города представил президент холдинга «Эталон-ЛенспецСМУ» Вячеслав Заренков. Это первый в городе столь масштабный опыт застройки целого квартала.

На огромной территории в Северо-Западной части Васильевского острова возводится комплекс жилых и коммерческих зданий, запроектированных в едином стиле и являющихся важным звеном в прибрежном ансамбле Санкт-Петербурга, обращенном к Финскому заливу.
Проект разработан архитектурной мастерской ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Он был представлен в экспозиции Санкт-Петербурга на Международной выставке инвестиций в недвижимость MIPIM в марте 1999 года в Каннах. В настоящее время часть жилых корпусов уже введена в строй. На первых этажах зданий разместились магазины и кафе. Цокольные пространства отданы под гаражи. Сами здания подняты над землей на 2,4 метра, что, по понятным причинам, затруднит озеленение территории. Однако выход был найден: деревья, кусты и газоны будут размещаться в специальных емкостях с землей. Но это дело будущего, когда строительство будет окончательно завершено.

Фасадные работы
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко отметила, что новый квартал является примером того, как должен выглядеть фасад Петербурга – морской столицы России. Дело в том, что в Западной части Финского залива предполагается возвести Морской вокзал, который сможет принимать современные океанские лайнеры, длиной 200–300 метров. И прибывающие в город туристы должны видеть не развалюхи или серые безликие сооружения советских времен, а современные памятники архитектуры, радующие глаз и являющиеся визитной карточкой крупного европейского мегаполиса.
Квартал, примыкающий к Финскому заливу на Северо-Западе Васильевского острова, был отдан под застройку ЗАО «ЛенСпецСМУ-реконструкция» еще в 1998 году. В то время на территории находились несанкционированная автостоянка и рынок. Сегодня здесь возводится строительный комплекс, который будет состоять из шести жилых корпусов и одного здания коммерческого назначения. Общая стоимость проекта превышает $300 млн.
Жилая площадь застраиваемого квартала составит 420 тыс. кв. метров (2600 квартир). Все здания комплекса объединены общими цокольными платформами, под которыми располагаются подземные паркинги, рассчитанные на 1800 автомобилей. Планируется, что все нижние этажи зданий будут занимать магазины и офисы.

Детали строительства
Строительство объекта разбито по очередям. В прошлом году уже было сдано 110 тыс. кв. метров, столько же планируется сдать в этом и в следующем годах.
По словам Вячеслава Заренкова, рентабельность проекта не будет превышать 8 процентов. Он пояснил, что первые два года строительства были для подрядчиков убыточными: пришлось заново проводить инженерные коммуникации, менять сети, строить энергоблоки. Заодно возвели телефонную станцию на 4 тыс. номеров. Так что въезжая в новую квартиру, жильцы сразу же могут установить и телефон.
Сегодня стоимость одного кв. метра в среднем составляет около $1 тыс. Когда строительство только начиналось, цены были почти в три раза ниже.
Между тем, губернатор в разговоре с генеральным директором холдинга назвала нынешние цены на жилье «невозможными» и поинтересовалась, что же происходит на строительном рынке. Вячеслав Заренков ответил, что две главные причины взлета цен – подорожание энергоносителей и материалов (щебня, бетона, песка). Он также пояснил, что сейчас рост цен практически прекратился.
Валентина Матвиенко высоко оценила как сам проект нового квартала, так и его исполнение, отметив, что опыт комплексной застройки целого квартала на Васильевском острове одним подрядчиком следует распространить и на другие районы города. Губернатор даже готова была бы приобрести в «Морском фасаде» квартиру, однако посетовала, что для нее квартира по нынешним ценам все-таки дороговата.
В процессе ознакомления со стройкой выяснилось, что «ЛенСпецСМУ» не только строит, но и обслуживает все построенные им здания, а это ни много ни мало – 1,5 млн кв. метров жилья. Причем, обслуживает не в убыток, а имеет, пусть небольшую, порядка 10 процентов, но прибыль.

Не только стройка
Губернатор Санкт-Петербурга, как хорошая хозяйка, сразу предложила Вячеславу Заренкову в обслуживание весь жилой фонд Васильевского острова. Она сообщила, что к концу года планируется все государственные жилищные службы реформировать, создав на их основе акционерные общества, которые должны создать конкурентную среду на рынке ЖКХ. Делается это с целью привлечения в отрасль частных структур, которые бы могли в разы повысить качество обслуживания жилого фонда. Вячеслав Заренков принял предложение и, не откладывая в долгий ящик, уже в пятницу встретился с главой района Александром Исаевым, чтобы обговорить условия сотрудничества.
Еще одна идея, зародившаяся в головах городских чиновников во время осмотра комплекса – ремонтироваться за счет городского бюджета будут только те здания, которые жильцы согласятся взять под свое управление, то есть, организуют ТСЖ или кондоминиум. Валентина Матвиенко высказалась в том духе, что только туда, где есть хозяин, можно вкладывать средства. Во всех остальных случаях – это выбрасывание денег на ветер. Так что к концу года большая часть жилого фонда должна перейти в руки жильцов.
Подводя итоги
Подводя итоги выездного совещания, Валентина Матвиенко заметила, что журналисты любят поерничать над крупными проектами правительства, не веря в их осуществимость. А между тем, в настоящее время достигнута полная договоренность с федеральным центром относительно строительства в акватории Финского залива нового Морского пассажирского вокзала. Речь идет о градостроительном развитии всей западной части Васильевского острова, где планируется создать новую намывную территорию размером 300 га. Именно здесь пройдет Западный скоростной диаметр – скоростная дорога, которая свяжет северные и южные районы города. «За очень короткое время нам удалось убедить в необходимости и полезности этого проекта Министерство транспорта, – сказала губернатор. – Его поддержали министр экономики, председатель правительства, Президент Российской Федерации».
Валентина Матвиенко добавила, что проект сегодня находится на стадии разработки проектной документации. Он будет реализовываться на инвестиционных условиях, а дноуглубительные работы по прокладке нового фарватера в Финском заливе будут проведены за счет бюджетных средств. Предложения по финансированию уже внесены в проект федерального бюджета следующего года. После завершения подготовки документации в марте 2005 года на подготовку проекта Морского вокзала будет проведено общественное обсуждение и объявлен конкурс.
Губернатор высоко оценила работу Вячеслава Заренкова и предложила ему принять самое активное участие в аукционах, на которых до конца года планируется продать 25 участков земли под строительство 1,7 млн кв. метров жилья. А если ему удастся поднять качество обслуживания жилищного фонда, то Валентина Матвиенко готова поставить ему памятник прямо рядом с «Морским фасадом».

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Коридоры власти
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.