Агентства подбираются к кредитам

На прошлой неделе состоялось заседание круглого стола «Практика развития ипотечного кредитования в Петербурге». Его участники заявили, что все большую роль в проведении ипотечных сделок играют агентства недвижимости. Банки поручают им как обслуживание уже заключенных сделок, так и подбор новых клиентов.

Как заявил Роман Шкапов, директор департамента «Ипотечное кредитование» агентства недвижимости «Бекар», 92 процента обращающихся к ним клиентов – это люди, у которых нет денег, но есть какая-то недвижимость, которую они хотят продать и сделать на эти деньги первый взнос. Банки такая ситуация не интересует. Их интересует, сколько денег есть у клиента, и какой он хочет взять кредит. Поэтому кредитные организации с удовольствием доверяют агентствам оценку объекта, его продажу, подготовку документов, необходимых для выделения кредита и приобретение нового жилья. «В частности, у Городского ипотечного банка есть довольно удобная форма работы с риэлтерскими компаниями: мы отправляем предварительную заявку на каждого клиента, при этом сразу можем приблизительно сказать, получит ли пришедший к нам клиент ипотечный кредит или нет», – говорит Роман Шкапов.
Аналогично оценивает ситуацию и Юрий Сергеев, генеральный директор агентства недвижимости «Динас». По его словам, когда клиент обращается в банк, имея прекрасные документы, банк, разумеется, выдаст ему ссуду. При этом даже если клиент расскажет банку, какого рода он хочет выкупить квартиру, то финансисты, не имея соответствующей практики в ведении сделки, не будут разбираться в этом вопросе. Например, клиент намерен купить трехкомнатную квартиру в центре. «Для нас, тех, кто занимается такими сделками, очевидно с практически 100-процентной вероятностью, что эта квартира будет искаться по цепочке, так как в прямой продаже таких квартир единицы. Между тем, большинство банков не работает с цепочками, им необходимо, чтобы квартира покупалась только в прямой продаже», – говорит Юрий Сергеев. Такой клиент, имея на руках разрешения банка на кредит, начинает искать трехкомнатную квартиру в центре в прямой продаже и найти не может. Вообще вероятность того, что, даже получив одобрение от банка, заемщики не купят квартиру, довольно велика. «У нас были такие ситуации, когда клиенты обращались к нам с сертификатами, однако мы не могли подобрать им необходимую недвижимость. – продолжает глава агентства – Поэтому первичный контакт потенциального получателя кредита с риэлтером необходим всем участникам сделки. Мы можем порекомендовать наиболее приемлемую схему, исходя из того, что хочет клиент купить, какими ресурсами он располагает. В частности, в некоторых агентствах, работающих с банками, применяется схема, когда агентство за счет привлеченных денежных средств «стыкует» цепочку, и квартира, которую хочет купить клиент, дается уже в прямую продажу».
Банкиры, в общем, согласны с риэлтерами. Так Константин Мурашкин, руководитель сектора ипотечного кредитования филиала «Северная столица» в Санкт-Петербурге ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», говорит: «Мы начинали свою работу без участия агентств недвижимости. Клиентов привлекали самостоятельно. Подбором недвижимости занимался сам получатель ссуды. Однако постепенно мы поняли, что без агентств недвижимости банкам, не специалистам в этой области, не обойтись. Мы постепенно стали привлекать агентства недвижимости для обслуживания тех заемщиков, кому банк уже гарантировал выдачу кредита. Затем, работая с риэлтерами, мы поняли, что их работа заключается не только в обслуживании клиентов, уже одобренных банком. Также агентства могут работать в роли некоего ипотечного брокера. Мы ведь не имеет возможности консультировать в области подбора квартир. Все вопросы, касающиеся механизма сделки–продажи, встречной покупки и так далее, должны заниматься риэлтеры, которые являются нашими партнерами».
С необходимостью привлекать риэлтеров к ипотечным сделкам согласен и глава представительства Городского ипотечного банка Игорь Жигунов. При этом он считает, что риэлтер, работающий с ипотекой должен знать не только вопросы, напрямую касающиеся его деятельности, но и косвенные вопросы: налогообложение, семейное право и т.д. Только тогда он будет правильно ориентироваться на рынке и предоставлять больший интерес для потенциального клиента.

Автор: Григорий Песков
рубрика: Тенденции и перспективы
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.