Трудовая миграция: зона нерешенных проблем

Волна терактов, захлестнувшая Россию, вновь вывела на первый план вопрос о решении проблемы нелегальной трудовой миграции. С одной стороны, очевидно, что процессы миграции необходимо поставить под жесткий государственный контроль, с другой – существующая на сегодняшний день официальная процедура оформления легальных мигрантов не устраивает как их самих, так и работодателей.

В то же время ясно, что без создания нормальных условий для работы трудовых мигрантов, ведущие отрасли экономики страны вскоре попросту «встанут» по причине острого кадрового дефицита, усугубляемого отсутствием современной системой профессиональной подготовки и демографическим кризисом. Как решить все эти проблемы? В этом попытались разобраться участники круглого стола «Экономическая целесообразность привлечения трудовых мигрантов», прошедшего на прошлой неделе в Петербурге.

В «тени» комфортней всем
Вице-президент Восточно-Европейской финансовой корпорации Игорь Соболевский считает, что главная причина нелегальной миграции – отсутствие нормальных условий для их добровольной легализации. Он полагает, что этот вопрос нужно решать как можно скорее путем формирования особой законодательной базы. Это позволит не только вывести нынешних гастарбайтеров из «тени», но и обеспечит дополнительный приток «эсэнгэшных» специалистов в Петербург. «Условия для работы мигрантов в нашем городе должны быть лучше, чем в других регионах. Только так мы можем рассчитывать на покрытие кадрового дефицита», – убежден г-н Соболевский.
Примечательно, что правоохранительные органы признают порочность существующей схемы легализации трудовых мигрантов. «Сегодняшний порядок их оформления очень несовершенен», – говорит заместитель начальника паспортно-визового управления ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Лобанов. Так, по его словам, процедура оформления подчас затягивается до четырех месяцев. Понятно, что ни работодателю, ни мигранту это невыгодно, так как зачастую последние привлекаются на краткосрочные сезонные работы. При этом работодатель должен заплатить за оформление каждого мигранта порядка 6 тыс. рублей, при том, что штраф за привлечение к работе нелегала составляет от 10 до 20 МРОТ. Понятно, что такие условия откровенно провоцируют работодателя на нарушение закона. Лобанов считает, что в настоящий момент бороться с нелегальной миграцией архисложно. Основная причина – безвизовый режим при пересечении границ стран, входящих в СНГ. В итоге, нелегалов «отлавливают» уже «на местах» в случайном порядке. По мнению милицейского начальника, выходом из этой ситуации могло бы стать введение системы «приглашений», когда работодатель подает заявку в соответствующие органы, в котором указано каких специалистов из стран СНГ и в каком количестве он хочет привлечь. «Работодателю это самому будет выгодно. Он получит готовых специалистов необходимой квалификации, а не будет набирать на «черном рынке» неизвестно кого», – говорит Александр Лобанов.

Страховка страховке рознь
Впрочем, в деле создания условий для работы легальных мигрантов в последнее время произошли некоторые подвижки. Вызваны они принятием в середине прошлого года правительственного постановления, вводящего процедуру обязательного страхования трудовых мигрантов. Теперь ОВИР регистрируют мигранта только при предъявлении страхового полиса.
По словам представителя Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада РФ Наталии Шумиловой, с начала этого года в нашем городе уже застраховано «несколько десятков тысяч» трудовых мигрантов. Взамен символического страхового взноса в 480 рублей, они получают целый пакет страховых услуг: бесплатное медицинское обслуживание (включая, например, скорую стоматологическую помощь), компенсацию при несчастных случаях и оплату репатриации мигрантов на родину. Впрочем, эта система пока остается несоверешенной, так как многие страховые фирмы страхуют мигрантов на символическую сумму ( например, на 10 тыс. рублей). Понятно, что страховое покрытие в этом случае не обеспечивает фактически ничего. В то же время страховое покрытие в компаниях, входящих в Ассоциацию, достигает $10 тыс. Через ОВИР же проходит страховка на любую сумму. Сотрудникам этого органа важно только, чтобы она была.
Наталия Шумилова считает, что на региональном уровне нужно законодательно установить минимальный размер страхового покрытия и составляющие страхового пакета. В противном случае, легальный мигрант останется незащищенным, что не будет способствовать привлечению трудовых ресурсов в наш город.

Кто даст прогноз?
Заместитель руководителя Департамента Федеральной государственной службы занятости по Санкт-Петербургу Александр Кротов убежден, что решение миграционгой проблемы не сдвинется с мертвой точки до тех пор, пока на уровне города не будет разработана комплексная концепция, прогнозирующая потребности экономики в трудовых ресурсах на годы вперед. В качестве примера он привел опыт Финляндии, которая сегодня переживает схожие с нашими проблемы. Страна Суоми уже вошла в полосу затяжного демографического кризиса, и собственных трудовых ресурсов ей остро не хватает. В этих условиях, тамошние чиновники разработали целую серию специальных программ, в основе которых – прогноз ситуации с кадровым обеспечением экономики на период до 2020 года. «У нас подобного прогнозирования нет в принципе», – говорит Александр Кротов. Он считает целесообразным проводить ежегодный мониторинг состояния и потребностей городской экономики. Причем средства на соответствующие научные исследования должны закладываться в городской бюджет.
Вместе с тем, вопрос о том, кто и как должен решать подобные вопросы, остается открытым. Участники «круглого стола» лишь в очередной раз обозначили проблему, высказав свою точку зрения по путям ее решения. И не более того.
На первый взгляд, свою лепту в решение всех этих вопросов может внести новое подразделение КЭРППиТ – отдел координации и развития рынка труда, главной задачей которого является как раз долгосрочное прогнозирование рынка труда и распределение и профподготовка трудовых ресурсов. Вместе с тем понятно, что одними прогнозами проблем, существующих сегодня в сфере трудовой миграции, не решить. Необходимо формирование четкой нормативно-правовой базы, учитывающей все реалии сегодняшнего рынка. Причем регионам должно быть предоставлено право самостоятельно принимать соответствующие законы. Другого пути просто нет, так как федеральный центр, как показала практика, сегодня оказался крайне далек от насущных проблем территорий, и решает соответствующие вопросы неоперативно и не в полном объеме.

Автор: Игорь Черевко
рубрика: Тенденции и перспективы
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.