Локомотив вперед летит...
Прошел один год с момента избрания губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Самое время посмотреть, соблюдает ли она свой главный принцип – «не навредить, сохранить ту положительную динамику, которая имеется на сегодня в строительстве». Одним словом, попытаемся понять, что изменилось на инвестиционно-строительном рынке за последний год.
Важно напомнить, что строители одними из первых поддержали губернаторские устремления Валентины Матвиенко. Они даже создали рабочую группу, которая в августе 2003 года во время встречи с г-жой Матвиенко представила «Предложения будущему губернатору Санкт-Петербурга от строительных организаций города». Причем строители отводили себе не только роль советчиков и наблюдателей. Они готовы были активно участвовать в «работе по созданию механизмов, способствующих повышению жизненного уровня горожан, развитию строительного бизнеса, созданию благоприятного инвестиционного и делового климата в Санкт-Петербурге». В ноябре 2003 года предложения бизнес-сообщества нашли отражение в выступлении уже губернатора Валентины Матвиенко на первом съезде петербургских строителей. В июне 2004 года инициативы строителей «вынырнули» в первом ежегодном послании главы города Законодательному собранию, но уже в виде стратегических целей и задач, обросших к тому моменту конкретными цифрами. Так что же просили, и что пообещала градоначальница изменить в инвестиционно-строительной сфере и, самое главное, что сделано к сегодняшнему дню?
Глубокое разочарование
Прежде всего, от губернатора ждали «оптимизации процесса предоставления «пятен» и создания цивилизованного рынка земельных участков». На это Валентина Матвиенко ответила на съезде строителей, что «только торги обеспечат «прозрачность» и равные для всех условия рыночной конкуренции». И вот на днях из официальных результатов работы инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга за последний год мы узнали, что, оказывается, «решена задача обеспечения равной доступности строительных компаний к земельным участкам». Как сообщил корреспонденту «Строительного Еженедельника» председатель Комитета по строительству (КС) Евгений Яцышин, торги запущены, и результаты прошедших аукционов свидетельствуют, что новая процедура себя оправдывает.
С такой оценкой, вероятно, не согласен вице-президент ССК «Союзпетрострой» Лев Каплан, которого торги «глубоко разочаровали», потому что они, по его мнению, ничего не дают инвестиционно-строительным компаниям Санкт-Петербурга. «Во-первых, на торги выставляются гигантские площади, которые не по силам освоить петербургским строителям, – говорит г-н Каплан. – Во-вторых, все что продано, продано или московским компаниям, или тем фирмам, которые за ними стоят. Никакого выполнения федерального законодательства, требующего торгов только по полным подготовленным пакетам, нет. Целевое выделение объектов, практически, тоже приостановилось, потому что не отработана соответствующая процедура и, кроме того, все это обременено необходимостью передавать 10 процентов построенной жилой площади очередникам. Таким образом, у меня нет удовлетворенности по цивилизованному переходу от распределительной системы через ИТК к системе открытых и упорядоченных торгов. Большинство местных компаний не участвует в торгах и, насколько мне неизвестно, и не собираются это делать. Пока они «съедают» старые запасы».
Бюджет поможет?
Вторая по очереди, но не по значению – проблема инженерной подготовки новых территорий. Как заметил нашей редакции Евгений Яцышин, город не на словах, а на деле предпринимает шаги по решению этой проблемы. «Это отразилось, прежде всего, в распределении средств при формировании бюджета города на 2004 год, – поясняет глава стройкомитета. – Первый результат – запуск нового котла в Приморском районе. Разработаны новые программы по развитию систем водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения Санкт-Петербурга, реализация которых позволит решить проблему дефицита новых инженерно подготовленных территорий» (см. также стр.14).
Кстати сказать, согласно решению городских властей не менее 70 процентов средств, собранных от застройщиков, должно направляться на развитие инфраструктуры и реализацию программ развития инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга. В 2004 году от предоставления земли под застройку бюджет уже получил более 3,5 млрд рублей, всего же планируется собрать около 5 млрд рублей (хотя изначально этот показатель был на уровне 3,9 млрд рублей). В 2005 году доходы от земли под строительство предполагается увеличить до 6,6 млрд рублей. Примечательно, что в этот же год власти планируют направить значительные средства на развитие инфраструктуры, в частности, в 2005 году на строительство головных источников будет затрачено 1,453 млрд рублей, на инженерную подготовку территорий – 759 млн рублей, на подготовку территорий под новое строительство – 482 млн рублей, плюс затраты на газификацию, водоснабжение, и впервые в городском бюджете следующего года предусмотрена определенная сумма на подготовку проектно-сметной документации.
Размножение «окон»
Также строители просили губернатора навести порядок в сфере инженерного обеспечения строительных объектов. На это Валентина Матвиенко ответила кратко, но внушительно: «Монополисты должны исполнять свои обязательства». По прошествии года президент строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков заявил «Строительному Еженедельнику», что глава города сумела наладить конструктивный диалог с естественными монополистами. Есть существенные достижения в отношениях с Водоканалом, ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», Ленгазом – с ними вопросы по получению технических условий решены практически на 100 процентов. С Ленэнерго тоже есть серьезные подвижки, но здесь вопросы сняты не все. «Хотя трехстороннее соглашение подписано, со стороны Ленэнерго отдельные позиции не выполняются, – рассказывает г-н Заренков. – У каждого конкретного проблемного случая есть свои объяснения, одной общей причины назвать нельзя. Также приходится отмечать, что осложнилась сама процедура взаимодействия с Ленэнерго. В то время как повсеместно внедряется принцип «одного окна», в этом ведомстве «окна» множатся, их уже, по меньшей мере, десяток. Видимо, сказываются реорганизационные процессы, идущие внутри компании. Реформирование структуры Ленэнерго наложилось на перестройку его взаимоотношений с партнерами, и это с неизбежностью вызывает дополнительные неудобства и сложности».
Вероятно, именно поэтому строители не могут сдать госкомиссии 14 новых жилых домов, потому что, как говорят чиновники КС, Ленэнерго не подключило в срок объекты к своим сетям. Сейчас список этих домов передан руководителю энергокомпании Андрею Лихачеву.
Еще один наказ губернатору был связан с реконструкцией территорий и расселением ветхого жилья. На сегодняшний день, по данным Комитета по строительству, разработана адресная программа санации жилых домов первых массовых серий на период 2005–2008 годов. В нее включено 79 домов в 10 районах Санкт-Петербурга. В 2004 году планируется завершить первый этап санации пяти домов, в 2005 году предполагается санировать 21 дом. Кроме того, в стройкомитете находятся на рассмотрении ряд проектов петербургских строительных компаний по комплексной реконструкции кварталов жилых домов первых массовых серий.
Машинист и обходчики
В целом, по мнению генерального директора холдинга RBI Эдуарда Тиктинского, самое главное, что удалось сделать губернатору, это донести суть планируемых преобразований до ряда целевых аудиторий и собрать команду, на которую в реализации этих преобразованиях можно положиться. «Без этих ключевых решений воплощать намеченное было бы весьма и весьма непросто, – поясняет г-н Тиктинский. – По сути, сегодня в инвестиционно-строительном комплексе мы имеем систему, которая работает совершенно иначе, чем год назад».
По словам Эдуарда Тиктинского, можно долго обсуждать и переход к торгам, и целый ряд нововведений в нормативной и правовой базе, регламентирующих работу строителей, и важность разработки нового Генплана, и многое другое, но главное не в этом. Главное то, что работа, большая и серьезная, идет, и первые результаты показывают, что идет она, как считает г-н Тиктинский, в верном направлении. «Строительная сфера – это один из локомотивов городской экономики, и постоянное наращивание темпов ее развития – необходимое и обязательное условие нормального функционирования всего города. Строители ставят перед собой серьезные задачи: и по объему вводимого жилья, и по качеству строительства, и по формированию рынка доступного жилья, и, видя, что диалог между бизнесом и властью существует, что стороны слышат друг друга, нет сомнений, что намеченные цели будут достигнуты», – оптимистично подытожил генеральный директор холдинга RBI.
Тем не менее, если уж оперировать железнодорожной терминологией, машинисту локомотива не мешало бы чаще и скрупулезнее изучать состояние железнодорожного полотна, для чего ему необходима помощь путевых обходчиков. Если же этого своевременно не делать, то рано или поздно рельсы придут в негодность и локомотив попросту встанет. Впрочем, и до этого момента он, перепутав пути, может заехать в тупик. Чтобы такой беды не случилось обходчики группами и поодиночке, публично и в кулуарах семафорят машинисту о скрытых дефектах дороги. А на днях у них появилась официальная трибуна. При правительстве города создан консультативный совет по вопросам развития градостроительного комплекса, в состав которого вошли 16 человек, в основном руководители ведущих инвестиционно-строительных компаний Санкт-Петербурга (см. справку). Однако знатокам истории петербургского строительного рынка известен один подобный случай, когда был сформирован координационный совет из 47 человек, решающий схожие вопросы. Но, собравшись всего несколько раз, этот орган за ненадобностью отпал. Хочется верить, что его судьбу не повторит нынешний консультативный совет.
Состав
консультативного
совета:
Председатель – Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга
Заместитель председателя –
Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга
Члены совета:
Александр Бобров, председатель
Комитета по энергетике и инженерному обеспечению
Александр Викторов, председатель
Комитета по градостроительству и архитектуре
Андрей Брындиков, генеральный
директор ООО «Стройкорпорация «Элис»
Андрей Молчанов, президент
ООО «Группа ЛСР»
Артур Кириленко, генеральный
директор ЗАО «Строймонтаж»
Василий Сопромадзе, президент
ООО «Корпорация С»
Виталий Вотолевский, генеральный
директор ЗАО «Петербургстрой Skanska»
Вячеслав Заренков, генеральный
директор ЗАО «Управляющая компания – «Строительный холдинг «Эталон–ЛенСпецСМУ»
Дилявер Меметов, генеральный
директор ЗАО «Адамант»
Евгений Резвов, генеральный директор ЗАО «Строительный трест»
Евгений Яцышин, председатель
Комитета по строительству
Максим Шубарев, президент
некоммерческого партнерства участников рынка недвижимости «Корпорация «Петербургская Недвижимость»
Павел Андреев, руководитель
ООО «ЛЭК-1»
Эдуард Тиктинский, генеральный
директор ЗАО «Северный город»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– Еще во время предвыборной кампании строители Санкт-Петербурга поддержали Валентину Ивановну Матвиенко. И прошедший с того времени год совместной работы с губернатором показал, что строители приняли совершенно правильное решение. Правительство нашего города во главе с губернатором Валентиной Матвиенко держит курс на развитие строительного комплекса Северной столицы, усовершенствование принципов работы, улучшение всех показателей. За год работы проделано многое, поставлены большие стратегические задачи. И я убежден, что при поддержке губернатора мы добьемся отличных результатов на благо нашего города.
Автор: Андрей Теплоухов
Важно напомнить, что строители одними из первых поддержали губернаторские устремления Валентины Матвиенко. Они даже создали рабочую группу, которая в августе 2003 года во время встречи с г-жой Матвиенко представила «Предложения будущему губернатору Санкт-Петербурга от строительных организаций города». Причем строители отводили себе не только роль советчиков и наблюдателей. Они готовы были активно участвовать в «работе по созданию механизмов, способствующих повышению жизненного уровня горожан, развитию строительного бизнеса, созданию благоприятного инвестиционного и делового климата в Санкт-Петербурге». В ноябре 2003 года предложения бизнес-сообщества нашли отражение в выступлении уже губернатора Валентины Матвиенко на первом съезде петербургских строителей. В июне 2004 года инициативы строителей «вынырнули» в первом ежегодном послании главы города Законодательному собранию, но уже в виде стратегических целей и задач, обросших к тому моменту конкретными цифрами. Так что же просили, и что пообещала градоначальница изменить в инвестиционно-строительной сфере и, самое главное, что сделано к сегодняшнему дню?
Глубокое разочарование
Прежде всего, от губернатора ждали «оптимизации процесса предоставления «пятен» и создания цивилизованного рынка земельных участков». На это Валентина Матвиенко ответила на съезде строителей, что «только торги обеспечат «прозрачность» и равные для всех условия рыночной конкуренции». И вот на днях из официальных результатов работы инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга за последний год мы узнали, что, оказывается, «решена задача обеспечения равной доступности строительных компаний к земельным участкам». Как сообщил корреспонденту «Строительного Еженедельника» председатель Комитета по строительству (КС) Евгений Яцышин, торги запущены, и результаты прошедших аукционов свидетельствуют, что новая процедура себя оправдывает.
С такой оценкой, вероятно, не согласен вице-президент ССК «Союзпетрострой» Лев Каплан, которого торги «глубоко разочаровали», потому что они, по его мнению, ничего не дают инвестиционно-строительным компаниям Санкт-Петербурга. «Во-первых, на торги выставляются гигантские площади, которые не по силам освоить петербургским строителям, – говорит г-н Каплан. – Во-вторых, все что продано, продано или московским компаниям, или тем фирмам, которые за ними стоят. Никакого выполнения федерального законодательства, требующего торгов только по полным подготовленным пакетам, нет. Целевое выделение объектов, практически, тоже приостановилось, потому что не отработана соответствующая процедура и, кроме того, все это обременено необходимостью передавать 10 процентов построенной жилой площади очередникам. Таким образом, у меня нет удовлетворенности по цивилизованному переходу от распределительной системы через ИТК к системе открытых и упорядоченных торгов. Большинство местных компаний не участвует в торгах и, насколько мне неизвестно, и не собираются это делать. Пока они «съедают» старые запасы».
Бюджет поможет?
Вторая по очереди, но не по значению – проблема инженерной подготовки новых территорий. Как заметил нашей редакции Евгений Яцышин, город не на словах, а на деле предпринимает шаги по решению этой проблемы. «Это отразилось, прежде всего, в распределении средств при формировании бюджета города на 2004 год, – поясняет глава стройкомитета. – Первый результат – запуск нового котла в Приморском районе. Разработаны новые программы по развитию систем водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения Санкт-Петербурга, реализация которых позволит решить проблему дефицита новых инженерно подготовленных территорий» (см. также стр.14).
Кстати сказать, согласно решению городских властей не менее 70 процентов средств, собранных от застройщиков, должно направляться на развитие инфраструктуры и реализацию программ развития инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга. В 2004 году от предоставления земли под застройку бюджет уже получил более 3,5 млрд рублей, всего же планируется собрать около 5 млрд рублей (хотя изначально этот показатель был на уровне 3,9 млрд рублей). В 2005 году доходы от земли под строительство предполагается увеличить до 6,6 млрд рублей. Примечательно, что в этот же год власти планируют направить значительные средства на развитие инфраструктуры, в частности, в 2005 году на строительство головных источников будет затрачено 1,453 млрд рублей, на инженерную подготовку территорий – 759 млн рублей, на подготовку территорий под новое строительство – 482 млн рублей, плюс затраты на газификацию, водоснабжение, и впервые в городском бюджете следующего года предусмотрена определенная сумма на подготовку проектно-сметной документации.
Размножение «окон»
Также строители просили губернатора навести порядок в сфере инженерного обеспечения строительных объектов. На это Валентина Матвиенко ответила кратко, но внушительно: «Монополисты должны исполнять свои обязательства». По прошествии года президент строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков заявил «Строительному Еженедельнику», что глава города сумела наладить конструктивный диалог с естественными монополистами. Есть существенные достижения в отношениях с Водоканалом, ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», Ленгазом – с ними вопросы по получению технических условий решены практически на 100 процентов. С Ленэнерго тоже есть серьезные подвижки, но здесь вопросы сняты не все. «Хотя трехстороннее соглашение подписано, со стороны Ленэнерго отдельные позиции не выполняются, – рассказывает г-н Заренков. – У каждого конкретного проблемного случая есть свои объяснения, одной общей причины назвать нельзя. Также приходится отмечать, что осложнилась сама процедура взаимодействия с Ленэнерго. В то время как повсеместно внедряется принцип «одного окна», в этом ведомстве «окна» множатся, их уже, по меньшей мере, десяток. Видимо, сказываются реорганизационные процессы, идущие внутри компании. Реформирование структуры Ленэнерго наложилось на перестройку его взаимоотношений с партнерами, и это с неизбежностью вызывает дополнительные неудобства и сложности».
Вероятно, именно поэтому строители не могут сдать госкомиссии 14 новых жилых домов, потому что, как говорят чиновники КС, Ленэнерго не подключило в срок объекты к своим сетям. Сейчас список этих домов передан руководителю энергокомпании Андрею Лихачеву.
Еще один наказ губернатору был связан с реконструкцией территорий и расселением ветхого жилья. На сегодняшний день, по данным Комитета по строительству, разработана адресная программа санации жилых домов первых массовых серий на период 2005–2008 годов. В нее включено 79 домов в 10 районах Санкт-Петербурга. В 2004 году планируется завершить первый этап санации пяти домов, в 2005 году предполагается санировать 21 дом. Кроме того, в стройкомитете находятся на рассмотрении ряд проектов петербургских строительных компаний по комплексной реконструкции кварталов жилых домов первых массовых серий.
Машинист и обходчики
В целом, по мнению генерального директора холдинга RBI Эдуарда Тиктинского, самое главное, что удалось сделать губернатору, это донести суть планируемых преобразований до ряда целевых аудиторий и собрать команду, на которую в реализации этих преобразованиях можно положиться. «Без этих ключевых решений воплощать намеченное было бы весьма и весьма непросто, – поясняет г-н Тиктинский. – По сути, сегодня в инвестиционно-строительном комплексе мы имеем систему, которая работает совершенно иначе, чем год назад».
По словам Эдуарда Тиктинского, можно долго обсуждать и переход к торгам, и целый ряд нововведений в нормативной и правовой базе, регламентирующих работу строителей, и важность разработки нового Генплана, и многое другое, но главное не в этом. Главное то, что работа, большая и серьезная, идет, и первые результаты показывают, что идет она, как считает г-н Тиктинский, в верном направлении. «Строительная сфера – это один из локомотивов городской экономики, и постоянное наращивание темпов ее развития – необходимое и обязательное условие нормального функционирования всего города. Строители ставят перед собой серьезные задачи: и по объему вводимого жилья, и по качеству строительства, и по формированию рынка доступного жилья, и, видя, что диалог между бизнесом и властью существует, что стороны слышат друг друга, нет сомнений, что намеченные цели будут достигнуты», – оптимистично подытожил генеральный директор холдинга RBI.
Тем не менее, если уж оперировать железнодорожной терминологией, машинисту локомотива не мешало бы чаще и скрупулезнее изучать состояние железнодорожного полотна, для чего ему необходима помощь путевых обходчиков. Если же этого своевременно не делать, то рано или поздно рельсы придут в негодность и локомотив попросту встанет. Впрочем, и до этого момента он, перепутав пути, может заехать в тупик. Чтобы такой беды не случилось обходчики группами и поодиночке, публично и в кулуарах семафорят машинисту о скрытых дефектах дороги. А на днях у них появилась официальная трибуна. При правительстве города создан консультативный совет по вопросам развития градостроительного комплекса, в состав которого вошли 16 человек, в основном руководители ведущих инвестиционно-строительных компаний Санкт-Петербурга (см. справку). Однако знатокам истории петербургского строительного рынка известен один подобный случай, когда был сформирован координационный совет из 47 человек, решающий схожие вопросы. Но, собравшись всего несколько раз, этот орган за ненадобностью отпал. Хочется верить, что его судьбу не повторит нынешний консультативный совет.
Состав
консультативного
совета:
Председатель – Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга
Заместитель председателя –
Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга
Члены совета:
Александр Бобров, председатель
Комитета по энергетике и инженерному обеспечению
Александр Викторов, председатель
Комитета по градостроительству и архитектуре
Андрей Брындиков, генеральный
директор ООО «Стройкорпорация «Элис»
Андрей Молчанов, президент
ООО «Группа ЛСР»
Артур Кириленко, генеральный
директор ЗАО «Строймонтаж»
Василий Сопромадзе, президент
ООО «Корпорация С»
Виталий Вотолевский, генеральный
директор ЗАО «Петербургстрой Skanska»
Вячеслав Заренков, генеральный
директор ЗАО «Управляющая компания – «Строительный холдинг «Эталон–ЛенСпецСМУ»
Дилявер Меметов, генеральный
директор ЗАО «Адамант»
Евгений Резвов, генеральный директор ЗАО «Строительный трест»
Евгений Яцышин, председатель
Комитета по строительству
Максим Шубарев, президент
некоммерческого партнерства участников рынка недвижимости «Корпорация «Петербургская Недвижимость»
Павел Андреев, руководитель
ООО «ЛЭК-1»
Эдуард Тиктинский, генеральный
директор ЗАО «Северный город»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– Еще во время предвыборной кампании строители Санкт-Петербурга поддержали Валентину Ивановну Матвиенко. И прошедший с того времени год совместной работы с губернатором показал, что строители приняли совершенно правильное решение. Правительство нашего города во главе с губернатором Валентиной Матвиенко держит курс на развитие строительного комплекса Северной столицы, усовершенствование принципов работы, улучшение всех показателей. За год работы проделано многое, поставлены большие стратегические задачи. И я убежден, что при поддержке губернатора мы добьемся отличных результатов на благо нашего города.
Автор: Андрей Теплоухов
рубрика:
Тенденции и перспективы
