Молодым везде у нас дорога?
Двенадцать молодых семей получили ключи от новых квартир. Столь скромное количество новоселов, однако, не обескураживает городские власти. Напротив, губернатор Валентина Матвиенко, поздравив их, сказала, что «отрадно видеть, как эта программа набирает обороты», и пообещала, что городское правительство приложит все усилия для того, чтобы финансово-экономический механизм программы заработал «в полную силу».
Разработка программы «Молодежи – доступное жилье» началась еще в 2000 году. А в апреле 2001 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло соответствующий закон. Программа предполагала создание финансово-кредитного и организационного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья. Аналогичные программы были приняты и в других регионах России. Финансовая схема выглядела следующим образом. Соискатели должны были выплатить порядка 30 процентов рыночной стоимости, а последующую сумму ежемесячно вносить в течение последующих пяти лет. При этом чиновники утверждали, что стоимость квадратного метра в «молодежных» квартирах будет на 15–20 процентов ниже рыночной. Изначально предполагалось, что реализация этой программы займет около 10 лет – с 2001 по 2010 годы и позволит обеспечить жильем десятки тысяч молодых людей. На деле же, в Петербурге она реально стартовала в 2003 году. Причем хроническя нехватка средств позволила говорить об абсолютной неэффективности этого сомнительного начинания.
Мертворожденное дитя
Но в конце 2003 года власти отрапортовали о том, что проект реализуется вполне успешно. Был сдан первый дом, построенный в рамках программы. Ключи от квартир в доме 11 по улице Рябчикова (Красное Село) получили 60 молодых семей. Правда, новым этот дом можно назвать с большой натяжкой. Это просто реконструированное общежитие. Возможно именно это позволило чиновникам утверждать, что стоимость квартир для молодежи будет ниже рыночной.
Но «дешевизна» реконструированных квадратных метров программе явно не помогла. Так, если в 2003 году на ее реализацию было затрачено 32 млн рублей из городского бюджета и еще 5 млн из федерального, то на 2004 год в бюджете было заложено чуть больше 21 млн. Чиновники открыто признавали, что с учетом количества поступивших от соискателей на тот момент заявок (более 1,5 тыс. человек) этих денег хватит на то, чтобы предоставить каждому из них не более 1 кв. метра. Как следствие, новые квартиры в доме на проспекте Маршала Захарова получили всего лишь 12 семей. И хотя в следующем году объем финансирования возрастет, это не снимает главного вопроса: а зачем вообще нужна такая во всех отношениях неполноценная и абсолютно неэффективная программа?
От Скачек к свалке
Проблемы с финансированием программы были заложены в ней изначально, так как сразу оговаривалось то, что город оставляет за застройщиком право менять цены. Это многое объясняет. Вспомните, сколько стоил кв. метр год назад, и сколько он стоит теперь. Понятно, что при таком раскладе двукратное увеличение бюджетных ассигнований никак не позволит программе «набрать обороты», а, в лучшем случае, лишь скомпенсирует рост рыночных цен. «Развития программы не происходит именно из-за того, что молодежь покупает жилье по рыночным ценам», – считает председатель совета «Центра по строительству жилья» Юлия Ковалевская. Но иной альтернативы власти явно не предполагают.
В этих условиях количество молодых семей, получивших жилье, будет явно незначительным. Да и само это жилье вряд ли будет соответствовать стандартам «среднего класса». Так, на выделенные под программу на следующий год 40 млн рублей, планируется предоставить молодым семьям квартиры в трех зданиях. Все они расположатся на периферии. Один дом построят рядом с упомянутой реконструированной «общагой» на улице Рябчикова, другой – на улице Спирина (это окраинная улица в местечке Скачки, что южнее Горелово), и третий - «где-то» в Колпино. Последующее «молодежное» строительство также будет осуществляться не в самых престижных районах. Так, предполагается, что к 2007 году будет построено пять жилых домов для молодых семей в Северо-Приморской части города. Расположатся они поблизости от знаменитой Приморской свалки.
На что деньги тратим?
Слов нет, стремление города хотя бы отчасти решить жилищные проблемы молодежи – дело весьма похвальное. Но также абсолютно ясно, что при существующем подходе (и финансировании) оно превращается в откровенную профанацию. Впрочем, буксует эта широко разрекламированная в свое время программа не только в Петербурге, но и в других регионах России. Пожалуй, лишь Москва может похвастаться наибольшими успехами в этом плане. Что и понятно: там на программу ежегодно выделяется до 3 млрд рублей.
Необходимость продолжения реализации программы в Петербурге весьма сомнительна и еще по одной причине. А именно: она не соответствует изначально декларированной при ее разработке цели. Тогда чиновники исходили из того, что эта программа «позволит закрепить в городе молодые кадры». Сегодня ситуация с кадрами хорошо известна. Известно и то, что главная проблема здесь не в том, что у нас не хватает молодых выпускников вузов, а в том, что уровень их подготовки не соответствует современным требованиям. И все усилия должны быть направлены не на то, чтобы вчерашние студенты не уезжали из города, а на реформирование системы высшего и среднего профессионального образования. Если предприятие заинтересовано в молодом специалисте, оно за свой счет решит его проблемы, в том числе и жилищные. Поэтому городу следует вкладывать средства именно в кооперацию образования и производства. Это позволит решить и проблему кадрового дефицита в городской экономике, и бытовые проблемы выпускников. Складывается странная ситуация, при которой городская власть активно разрабатывает новые схемы, направленные на решение этих вопросов, ищет средства под их реализацию и параллельно тратит десятки миллионов рублей на продолжение абсолютно неэффективной программы, которая вообще не решает поставленных в свое время перед ней задач. Понятно, что программа вряд ли будет свернута из популистских «социальных» соображений. Но ко времени ее завершения в 2010 году властям придется признать, что объем затраченных средств явно не соответствует весьма скромному количеству молодых семей, ставших новоселами. Проще говоря, проблема с обеспечением жильем молодежи в общегородском масштабе решена не будет. Так стоило ли огород городить?
Автор: Игорь ЧЕРЕВКО
Разработка программы «Молодежи – доступное жилье» началась еще в 2000 году. А в апреле 2001 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло соответствующий закон. Программа предполагала создание финансово-кредитного и организационного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья. Аналогичные программы были приняты и в других регионах России. Финансовая схема выглядела следующим образом. Соискатели должны были выплатить порядка 30 процентов рыночной стоимости, а последующую сумму ежемесячно вносить в течение последующих пяти лет. При этом чиновники утверждали, что стоимость квадратного метра в «молодежных» квартирах будет на 15–20 процентов ниже рыночной. Изначально предполагалось, что реализация этой программы займет около 10 лет – с 2001 по 2010 годы и позволит обеспечить жильем десятки тысяч молодых людей. На деле же, в Петербурге она реально стартовала в 2003 году. Причем хроническя нехватка средств позволила говорить об абсолютной неэффективности этого сомнительного начинания.
Мертворожденное дитя
Но в конце 2003 года власти отрапортовали о том, что проект реализуется вполне успешно. Был сдан первый дом, построенный в рамках программы. Ключи от квартир в доме 11 по улице Рябчикова (Красное Село) получили 60 молодых семей. Правда, новым этот дом можно назвать с большой натяжкой. Это просто реконструированное общежитие. Возможно именно это позволило чиновникам утверждать, что стоимость квартир для молодежи будет ниже рыночной.
Но «дешевизна» реконструированных квадратных метров программе явно не помогла. Так, если в 2003 году на ее реализацию было затрачено 32 млн рублей из городского бюджета и еще 5 млн из федерального, то на 2004 год в бюджете было заложено чуть больше 21 млн. Чиновники открыто признавали, что с учетом количества поступивших от соискателей на тот момент заявок (более 1,5 тыс. человек) этих денег хватит на то, чтобы предоставить каждому из них не более 1 кв. метра. Как следствие, новые квартиры в доме на проспекте Маршала Захарова получили всего лишь 12 семей. И хотя в следующем году объем финансирования возрастет, это не снимает главного вопроса: а зачем вообще нужна такая во всех отношениях неполноценная и абсолютно неэффективная программа?
От Скачек к свалке
Проблемы с финансированием программы были заложены в ней изначально, так как сразу оговаривалось то, что город оставляет за застройщиком право менять цены. Это многое объясняет. Вспомните, сколько стоил кв. метр год назад, и сколько он стоит теперь. Понятно, что при таком раскладе двукратное увеличение бюджетных ассигнований никак не позволит программе «набрать обороты», а, в лучшем случае, лишь скомпенсирует рост рыночных цен. «Развития программы не происходит именно из-за того, что молодежь покупает жилье по рыночным ценам», – считает председатель совета «Центра по строительству жилья» Юлия Ковалевская. Но иной альтернативы власти явно не предполагают.
В этих условиях количество молодых семей, получивших жилье, будет явно незначительным. Да и само это жилье вряд ли будет соответствовать стандартам «среднего класса». Так, на выделенные под программу на следующий год 40 млн рублей, планируется предоставить молодым семьям квартиры в трех зданиях. Все они расположатся на периферии. Один дом построят рядом с упомянутой реконструированной «общагой» на улице Рябчикова, другой – на улице Спирина (это окраинная улица в местечке Скачки, что южнее Горелово), и третий - «где-то» в Колпино. Последующее «молодежное» строительство также будет осуществляться не в самых престижных районах. Так, предполагается, что к 2007 году будет построено пять жилых домов для молодых семей в Северо-Приморской части города. Расположатся они поблизости от знаменитой Приморской свалки.
На что деньги тратим?
Слов нет, стремление города хотя бы отчасти решить жилищные проблемы молодежи – дело весьма похвальное. Но также абсолютно ясно, что при существующем подходе (и финансировании) оно превращается в откровенную профанацию. Впрочем, буксует эта широко разрекламированная в свое время программа не только в Петербурге, но и в других регионах России. Пожалуй, лишь Москва может похвастаться наибольшими успехами в этом плане. Что и понятно: там на программу ежегодно выделяется до 3 млрд рублей.
Необходимость продолжения реализации программы в Петербурге весьма сомнительна и еще по одной причине. А именно: она не соответствует изначально декларированной при ее разработке цели. Тогда чиновники исходили из того, что эта программа «позволит закрепить в городе молодые кадры». Сегодня ситуация с кадрами хорошо известна. Известно и то, что главная проблема здесь не в том, что у нас не хватает молодых выпускников вузов, а в том, что уровень их подготовки не соответствует современным требованиям. И все усилия должны быть направлены не на то, чтобы вчерашние студенты не уезжали из города, а на реформирование системы высшего и среднего профессионального образования. Если предприятие заинтересовано в молодом специалисте, оно за свой счет решит его проблемы, в том числе и жилищные. Поэтому городу следует вкладывать средства именно в кооперацию образования и производства. Это позволит решить и проблему кадрового дефицита в городской экономике, и бытовые проблемы выпускников. Складывается странная ситуация, при которой городская власть активно разрабатывает новые схемы, направленные на решение этих вопросов, ищет средства под их реализацию и параллельно тратит десятки миллионов рублей на продолжение абсолютно неэффективной программы, которая вообще не решает поставленных в свое время перед ней задач. Понятно, что программа вряд ли будет свернута из популистских «социальных» соображений. Но ко времени ее завершения в 2010 году властям придется признать, что объем затраченных средств явно не соответствует весьма скромному количеству молодых семей, ставших новоселами. Проще говоря, проблема с обеспечением жильем молодежи в общегородском масштабе решена не будет. Так стоило ли огород городить?
Автор: Игорь ЧЕРЕВКО
рубрика:
Cобытия и комментарии
