Мы хотели бы обострить наши отношения со строителями

Во многих района города уже прошли общественные слушания Концепции Генерального плана развития Санкт-Петербурга. О своих впечатлениях мы попросили рассказать заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре городского правительства Виктора Полищука.

– Виктор Ефимович, скажите, пожалуйста, все ли идет так, как Вы ожидали?
– Уже прошли общественные обсуждения Концепции в Адмиралтейском, Красногвардейском, Курортном, Петродворцовом, Калининском, Фрунзенском, Невском, Выборгском, Василеостровском районах. То есть мы провели рассмотрения положений Концепции в центральной части города, в так называемых «спальных» районах и в пригороде.

– График составлялся так специально?
– Нет. Назначая даты проведения обсуждений, исходили из готовности районных администраций. Но получилось так, что уже сегодня мы можем говорить об определенном срезе общественного мнения по городу в целом. Надо сказать, что спектр вопросов и переживаний в разных районах разный. Но есть и объединяющие факторы: так называемая «уплотнительная» застройка, социальные вопросы, зеленые насаждения. Эти вопросы очень эмоциональные, но по сути своей объективные и правильные, и именно они сегодня больше всего волнует горожан. Мы не отмахиваемся от этих вопросов, и хочу вас заверить, что проводим общественные слушания отнюдь не для «галочки». Губернатор города Валентина Матвиенко дала нам жесткое поручение провести эти встречи с населением и сделать это по существу, а не формально. Поэтому слушания проходят не только в районах, но и на общественных советах. Мы обсуждали Концепцию Генплана с промышленниками, медиками, на очереди встреча с представителями высшей школы.
Уверен, что обсуждения полезны. Слава Богу, что они начались. С перестройкой, когда у нас завязались профессиональные и дружеские контакты с архитекторами из зарубежных стран, нас часто спрашивали: а как у вас учитывается мнение жителей города? В ответ мы недоумевали, о чем они говорят. Теперь мы знаем, что такое общественные обсуждения архитектурных проектов, крупных градостроительных решений. Думаю, со временем научимся вести конструктивный диалог с горожанами.

– Какое из слушаний было самым проблемным?
– Пока в Красносельском районе. Оно было самое многочисленное и, наверное, самое эмоциональное. К сожалению, я не мог на нем присутствовать, ездил выбирать площадку под предприятие. Но там были мои коллеги, разработчики Концепции Генплана, поэтому я в курсе дела.
– Ваши комментарии?
– Могу сказать, что заблуждение считать, что в Красносельском районе будет построена некая китайская деревня. Речь идет о приходе в район и в город крупных инвестиций. Международные проекты не новость для европейских городов. Кстати, в 90-х годах и у нас вынашивались планы о строительстве вместе с финнами микрорайона «Северная долина». В Красносельском районе планируется построить многофункциональный, в том числе жилой комплекс. Не будет никакой резервации. Например, в Париже есть интернациональный район Дефанс, который строили японские, французские, американские компании. Мир становится другим, процессы глобализации дают о себе знать и в градостроительной сфере.
В Красносельском районе жилые кварталы будут иметь внутреннюю гавань с катерами и яхтами, благоустроенной прибрежной линией. Все вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры в зоне «Шанхайского проекта» будут урегулированы. Я думаю, мы найдем гармоничное решение всех острых вопросов. Катера и яхты – это украшение города и жилого района. В Правительстве Санкт-Петербурга и, в частности, в КГА есть полное понимание этого.
Реализация проекта позволит разнообразить архитектурный облик района. Мы хотим пригласить известных, в том числе зарубежных архитекторов. Это повысит конкуренцию, создаст интригу.

– С новой сценой Мариинского театра тоже была интрига, однако сейчас мало кому, в том числе и архитекторам, нравится этот проект.
– Могу сказать только одно – время рассудит. Не надо забывать, что это будет один из лучших театров не только Европы, но и мира по своему качеству и оснащению. Город получит новую динамику. Мы привыкли думать о себе, что живем в имперском городе, столице. У нас есть Эрмитаж, Дворцовая площадь и т.д. Но в то же время мы по своему коллективному сознанию очень провинциальный город. Имперские амбиции соседствуют с провинциальностью. Кстати, дворцы, которыми мы сегодня так гордимся, в свое время строились рядом с лачугами.

– Как будет учитываться в Генплане мнение инвесторов и строителей?
– В начале 90-х годов нас все время спрашивали, как вы можете разрабатывать план, не имея программы социально-экономического развития? И этот вопрос имел под собой основания. В тех планах, лучше их назвать гипотезами, действительно было много красивых фантазий. Например, город предлагали развивать по правому берегу Невы до Ладожского озера, или намывать новые острова в Финском заливе. За 10 лет в условиях рынка и при деятельном участии инвесторов были разработаны сотни реальных, осуществимых проектов. Они рождались как инициатива снизу, как развитие предпринимательства.
Надо сказать, что в развитии крупных европейских городов есть общие черты. Мы следим за этими тенденциями, разумные стараемся перенимать. В то же время там накоплен и отрицательный опыт, который не хотелось бы повторять. Например, такое явление, как «исход» из исторического центра благополучного населения в предместья, в результате чего центральная часть городов становится местом жительства необеспеченных, безработных, пожилых людей. Неизбежно в упадок приходит и архитектура. Поэтому сейчас за рубежом разворачиваются программы реконструкции центральных кварталов, с тем чтобы вернуть жизнь в центр города, сделать его привлекательным для проживания.
Скоро должно состояться обсуждение концепции с «Союзпетростроем». Директор «Союзпетростроя» Лев Каплан сообщил, что руководители строительных организаций, входящих в Союз (а это 430 компаний), готовы встретиться с нами. Мы ждем от этой встречи конкретных предложений, которые могут войти в окончательную редакцию Генплана. Мы настроены на диалог, при котором будут задаваться взаимно острые вопросы. Понимая все сложности, с которыми сталкиваются строители, мы будем говорить о том, какие жилые кварталы будут возводиться в городе. Нигде в Европе уже не строят такие дома, как на нашем Комендантском аэродроме. К планировочным и строительным вопросам надо подходить уже с другими мерками. Строительство – это не только возведение дома с определенным набором характеристик, но и создание среды обитания человека. Должен быть достигнут баланс в развитии территорий, микрорайоны должны стать комфортными для проживания. Кстати, так называемый китайский квартал в Красносельском районе – это как раз не очередной типовой «спальный» квартал на окраине города, а возможность для создания действительно современного микрорайона. Начался такой период, когда мы хотели бы даже чуть-чуть обострить наши отношения со строителями.



Автор: Беседовала Ирина Барчук
рубрика: Точка зрения
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.