От политики до бионики
Что было первично в архитектуре последних 70–80 лет – архитектурные пристрастия политиков или функциональность?... Видимо, и то, и другое. Остановимся на двух совершенно противоположных направлениях современной архитектуры, если можно так выразить-
ся – на двух ее «полюсах».
Тоталитарная архитектура
Когда российские специалисты рассуждают о влиянии тоталитаризма на архитектуру, то, как правило, в качестве примера приводятся «сталинские» дома, павильоны выставочного комплекса ВДНХ, так и не построенный Дом Советов и прочие проекты советских архитекторов середины прошлого века.
Однако, как известно, подобные тенденции в архитектуре наблюдались в те же годы и в Германии. В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указующих пометок карандаша этого несостоявшегося архитектора. Как вспоминал Альберт Шпеер («придворный» архитектор нацистской Германии): «Вкус Гитлера, если не считать его восхищения преувеличенно монументальными формами неоклассицизма, тяготел к необарокко». Однако оценки Гитлером тех или иных архитектурных творений не претендовали на тонкое восприятие художника или, тем более, специалиста: например, он считал, что Парижская опера Шарля Гарнье всего лишь имеет «хорошую парадную лестницу», а знаменитое здание Венской оперы – «не самое плохое здание для театра».
Альбомы Гитлера еще с 20-х годов были полны всевозможными архитектурными набросками, чаще всего страдавшими подражательством либо вычурной помпезностью, тем не менее он до конца своей жизни считал себя тонким знатоком этого вида искусства.
С первых дней Третьего рейха нацистские архитекторы были движимы тем, что получило название «стиля фюрера», то есть сочетание неоклассицизма Трооста и предпочтений самого Гитлера как поборника необарокко, размноженное и увеличенное. Еще в 1930 году Гитлер поручил Троосту перестроить дворец Барлов в Мюнхене под штаб-квартиру нацистской партии. Осенью 1933 ему же было поручено перепланировать резиденцию канцлера в Берлине, полностью сменив обстановку и интерьер. Каждый день полный энтузиазма фюрер в сопровождении адъютанта отправлялся на стройку, чтобы увидеть происшедшие изменения и сделать необходимые распоряжения по улучшению. Комплекс партийных зданий в районе Кенигплац в Мюнхене был расширен до пантеона нацистских «мучеников». Партийные здания в Нюрнберге щедро украшались нацистской символикой, нарушая тем самым исторически сложившуюся архитектурную атмосферу древнего города.
Нацистские архитекторы проектировали и возводили государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого искусства. Помимо этого строились автобаны, мосты, жилье для рабочих. Такое сооружение, как Олимпийский стадион в Берлине вызвал восхищение всего мира.
В 1934 году после смерти Трооста в архитектурном мире Третьего рейха начал господствовать потомственный архитектор из Манхейма Альберт Шпеер. Его первым заказом были «Цеппелиновые поля» в Нюрнберге, где была осуществлена эффектная и помпезная грандиозная постановка нацистского партийного съезда в 1934 году, включавшая так называемый «Собор Света», созданный благодаря искусному использованию прожекторов. Но основной заботой Гитлера стала перестройка Берлина, превратившаяся во всепоглощающую страсть. «Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым к своей новой миссии», – заявлял Гитлер, имея в виду Берлин не только как столицу Третьего рейха, но и как будущий центр нового порядка в Европе.
Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении север-юг и запад-восток. Предполагалось построить два огромных вокзала на севере и на юге города. Главную площадь должна была украшать Триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце шестикилометровой перспективы грандиозный купол Народного дома.
Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных общественных зданий, таких как штаб-квартира 11 министерств, 500-метровой длины ратуша, новое полицейское управление, Военная академия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец наций для проведения митингов, 21-этажный отель, новое здание Оперы, концертный зал, три театра, кинотеатр, вмещающий 2 тыс. зрителей, роскошные кафе и рестораны, и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде старинных римских терм с внутренними двориками и колоннадой. Не напоминает ли все это Москву 30–50-х годов?...
Архитекторы, не зараженные влиянием Гитлера с его приверженностью ко всему грандиозному, все же пытались работать в традиционных направлениях, добиваясь простоты и функциональности архитектуры, столь почитаемой во времена Веймарской республики. Многие из них экспериментировали в индустриальном дизайне и возвели множество зданий, получивших мировое признание. В те времена все это можно было бы назвать «архитектурным подвигом».
В конце концов, большинство из них нацистские власти заставили покинуть Третий рейх. За границей (в основном в США) оказались архитекторы Май, Гропиус, Мендельсон, Мис Ван дер Роэ, Вагнер, Таут и другие.
В СССР в то время проблемы с неугодными и «непонятливыми» архитекторами решались проще – ГУЛАГом...
Современная архитектура
Не так давно, всего лет 10–15 назад мы стали понимать, что «хрущевки», «корабли» и «точки» – это далеко не предел мечтаний. Сегодняшний день отчетливо показывает, насколько тогда наша страна отставала от мирового строительства. И только теперь появилась возможность воплотить мечты об идеальном доме в жизнь.
Испокон веков великие умы зодчества ведут поиски новых архитектурных стилей. Начиная от Вавилонской башни и заканчивая архитектурными шедеврами нового Парижа, человечество искало, находило, воплощало. Опять искало, опять находило и опять воплощало. И так по кругу, до бесконечности. Сегодня миру известно много архитектурных стилей: готика, ренессанс, барроко, модерн, классицизм, бионика и другие. Бесспорно, каждый из этих стилей по-своему интересен и достоин внимания. Но сегодня речь пойдет о бионическом стиле, как о самом, что называется, «продвинутом».
Само понятие «бионика» появилось еще в начале XX века. Что же оно значит? Из учебников по архитектуре можно узнать, что бионика (от греческого bion – элемент жизни, буквально – живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.
Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди, знаменитый испанский архитектор XIX века. И это был прорыв! Парк Гуэль, или как говорили раньше «Природа, застывшая в камне», восхитительная архитектура частных вилл Каза Батло и Каза Мила – ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир еще не видели. Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле. Еще в 1921 году бионические идеи нашли отражение в скульптурно-органическом сооружении Гетеанум, созданном по проекту немецкого философа Рудольфа Штайнера. С этого момента зодчие всего мира взяли бионику на «вооружение».
Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в бионическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Сегодня современное воплощение органической архитектуры можно наблюдать в Шанхае – дом «Кипарис», в Нидерландах – здание правления NMB Bank, Австралии – здание Сиднейской оперы, Монреале – здание Всемирного выставочного комплекса, Японии – небоскреб SONY и Музей плодов.
С недавнего времени бионическую архитектуру можно увидеть и в России. В 2003 году в Санкт-Петербурге по проектам архитектора Бориса Левинзона был построен «Дом Дельфин» и оформлен холл известной клиники «Меди-Эстетик».
В одном из популярных художественных фильмов наших дней «Властелин колец» зритель мог увидеть некоторые бионические элементы. Речь идет об архитектурном стиле, в котором выполнены дома хоббитов. Безусловно, они не являются воплощением канонов и законов бионики. Здесь присутствуют лишь некоторые элементы органической идеи.
Первое впечатление о здании в бионическом стиле – постройки выбиваются из правильной геометрии. Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобны живым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она живет, подобно организму.
Прав был великий Антонио Гауди, сказав, что «архитектор не должен отказываться от красок, а, напротив, использовать их для придания жизни формам и объемам. Цвет – это дополнение формы и самое яркое проявление жизни».
Внутри органического здания возникает ощущение погруженности в чудесный мир, наполненный светом прозрачного цвета. Цвет особым образом меняет интерьер, оживляя и открывая материалы, просвечивающиеся под слоем краски. Цвет живет и движется по своим законам. Создается впечатление, что он влияет на усиление либо ослабление функций здания и пространства.
В бионическом строении, благодаря постоянно меняющемуся балансу взаимодействия желаний и пространственных возможностей, человек испытывает ощущение движения в покое и покоя в движении пространства. Малейшее движение меняет восприятие пространства. Постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость существуют в хрупком равновесии. Заметьте, и в движении, и в покое всегда присутствует ощущение равновесия.
В своей сущности бионика как архитектурный стиль стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В бионическом доме спальня будет спальней, гостиная – гостиной, а кухня – кухней.
Итак, сегодня мы лишь приоткрыли занавес, скрывающий тайны бионики – науки и архитектурного стиля, культуры и мироощущения. И в заключение хотелось бы процитировать Рудольфа Штайнера: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как «место», где раскрывается смысл человеческого бытия».
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Ольга Тихомирова,
д.т.н., заслуженный архитектор РФ:
— То, что с архитектурой в Петербурге большие проблемы, видно невооруженным глазом. Не с той архитектурой, которая создавалась и 100, и 200 лет назад, а с той, которую надо создавать сегодня.
Об этом можно говорить очень долго. Главное, что в городе есть идеи, которые можно было бы воплотить, если бы для этого были условия. То есть причина собирательная — отсутствие условий. Первое, наверное, все-таки неполная технологическая готовность. Объекты нового поколения требуют понимания того, что из новейшего стекла и металла можно сделать абсолютно любую форму. Но ни в усложненных конфигурациях заключается смысл современной архитектуры.
Она сегодня стала на порядок лаконичнее. Ее называют минималистичной, потому что она складывается из небольшого количества элементов с резко возросшим значением каждого из них. Мы же привыкли нагружать фасад старомодными декорациями, ориентируясь на некий «петербургский стиль». Поэтому многие наши новые объекты изначально, уже на стадии творческого замысла — позапрошлый век. Нужно идти на другую форму, вкладывая другие материалы, ориентироваться на новые технологии. Мне кажется, что людей, понимающих эту архитектуру, пока еще недостаточно.
Само понятие «петербургский стиль» — это абсолютно надуманный термин, который, скорее всего, происходит от чиновников, желающих загнать всю нашу городскую архитектуру в некий регламент. Нам предлагают идти только подражательным путем: без фронтона, без колонн, без полуциркульных окон, якобы строить нельзя. Но это абсурд, потому что, если на то пошло, нет ни парижского, ни римского, ни берлинского стиля. Есть современная архитектура и есть ретро или историческая архитектура.
Никто не говорит, что сегодня нужно в историческом центре нашего города строить какие-то суперсовременные здания. Но иногда беспомощность архитектурного языка современного формообразования на окраинах города удручает еще сильнее. Увлечение немасштабными башенками — это что-то из крепостного зодчества. Это не «петербургский стиль», а результат того, что нам очень долго навязывали, то есть стереотип, который непременно предполагал наличие всех этих фронтонов и колонн. Сегодня, когда можно строить без них, я думаю, мы могли бы освободиться от многих исторических комплексов, которые присутствуют в новейших наших зданиях.
Сегодня нам нужна архитектура «с человеческим лицом». Не хватает архитектуры для человека, живущего в доме, где ему двор не чужой. Жить в зданиях в 16—18 этажей изначально неудобно, потому что вы обретаете лишь нишу в огромной глыбе. Если говорить о жилой среде, нужно, чтобы продолжением квартиры было все окружение, коллективное пространство. Сегодня действует раскрученный стереотип старомодного мышления, безусловно, выгодный застройщикам. Это результат взаимодействия тех, кто управляет процессом, и тех, кто все это реализует. Городские застройщики, монополизировавшие этот рынок, пользуются существующей закрытостью, «ловят рыбу в мутной воде», выдавая за элитное жилье неизвестно что. Однако, это лишь мое личное мнение...
АРХИТЕКТУРНЫЕ НОВОСТИ
Подземный отель для аскетов
На прошлой неделе в Швейцарских Альпах открыл свои двери «Пост-модернисткий отель для аскетов». Бывший военный бункер повышенной секретности, расположенный вблизи горного массива Готтхард, теперь переоборудован в «La Claustra» – подземный отель, место уединения для тех, кто хочет укрыться от мира. «Когда люди приходят сюда в первый раз, они не хотят оставаться, но по истечении трех дней они не хотят уходить», – рассказал социолог и автор идеи этого отеля Джин Одерматт. Проезжая через альпийский перевал Готтхард, очень сложно заметить небольшую дверь, ведущую в горную обитель. За дверью расположен 200-метровый тоннель, ведущий вглубь бывшего бункера, вмещавшего когда-то порядка 500 солдат. С каждым шагом по тоннелю воздух становится все более влажным и холодным. Вздохнуть свободно посетители могут, только когда доходят до стеклянных дверей, ведущих в комплекс. Четыре ресторана, несколько баров и конференц-зал размещены в хорошо кондиционируемых помещениях. Меблировка очень проста, но элегантна. В обстановке нет ничего случайного. Множество окон дает иллюзию того, что можно выглянуть наружу. Глядя в зеркало, можно увидеть горную панораму, которая исчезает, как только включается свет. Кроме этого, постояльцы могут купаться в пещерах, которые наполняются из подземного источника. Швейцарским и иностранным «аскетам» будут предоставлены услуги китайской, японской, французской, таиландской, итальянской, русской и даже грузинской кухни. Кроме этого, все желающие смогут посещать турецкую баню и финскую сауну, фитнесс-зал и т.д. Аскетизм же в «La Claustra» проявляется в том, что тут не работают мобильные телефоны и телевидение. Нам бы всем такой аскетизм!
Пекин готовится к Олимпиаде
На минувшей неделе закончился международный форум, посвященный вопросам развития туристической отрасли столицы в условиях подготовки Пекина к проведению Олимпиады-2008. На форуме, в частности, было отмечено, что гостиничная индустрия столицы пока не удовлетворяет требованиям столицы летней Олимпиады. Сейчас в Пекине действует порядка 600 гостиниц класса от одной до пяти звезд общей емкостью около 100 тыс. мест. Оргкомитет пекинской Олимпиады считает, что количество таких гостиниц должно быть доведено до 800, а суммарная емкость – до 130 тыс. мест. Для достижения этой цели в городе, с одной стороны, будет построен ряд дешевых и экономных гостиниц, с другой – будут предприняты меры привлечения известных отечественных и зарубежных операторов гостиничного сервиса для ведения бизнеса в Пекине. В рамках подготовки к Олимпиаде, в некоторых районах столицы (Люличан, Дашилай, Цяньмэнь и других) будут организованы пешеходные зоны «Улица исторических романов», «Медиа-стрит» и т.д. «Сердцем олимпийского туризма» в столице станет Алтарь Нового века Китая. Основные мероприятия будут проводиться именно здесь.
Возрождается столица Кипра
Объявлено о начале конкурса на лучший дизайн для реконструкции площади Элефтерия и старой части Никосии. Планируется соединить старый город, обнесенный стенами, с современной частью Никосии, а также привлечь внимание к средневековым стенам. Проект также включает ремонт площади Элефтерия, чтобы она стала местом отдыха и проведения встреч и культурных мероприятий. Старый город сильно пострадал после турецкого вторжения и с 1974 года практически не развивался. Однако новый проект должен снова оживить этот район, сделав его во всех отношениях более привлекательным для горожан и туристов. Правительство Кипра оплатит 80 процентов стоимости проекта, а муниципалитет Никосии профинансирует оставшуюся часть. Конкурс начался 22 ноября, а завершится 4 марта 2005 года.
Музей открывает двери
В минувшую среду Нью-Йоркский Музей современного искусства вновь распахнул свои двери перед посетителями. До этого музей был закрыт на реконструкцию, которая продолжалась два года и обошлась более чем в $800 млн. Тысячи нью-йоркцев пришли посмотреть на новое здание, выставочные площади которого увеличились наполовину. В день открытия музея вход в него был бесплатным, однако теперь за возможность познакомиться с коллекцией одного из самых знаменитых музеев мира придется заплатить $20. Правда, благодаря спонсорам, по пятничным вечерам вход в музей будет бесплатным. Новое здание спроектировал японский архитектор Йошио Танигучи. Согласно его проекту, старое здание постройки 1939 года оказалось внутри нового. Сохранился и сад, в котором расположена коллекция скульптурных работ. Для финансирования работ несколько десятков спонсоров музея собрали более $500 млн.
Тоннель за 5600... лет
Австрийский архитектор Мухаммад Мюллер объявил о начале проектирования тоннеля между крупным австрийским городом Грац на юго-востоке страны и словенским Словень-Градец. По словам Мюллера, в этом тоннеле длиной 68 километров будут размещены скульптуры, картины и другие произведения искусства. Курьез состоит в том, что, согласно проекту, это подземное сооружение должны возводить всего два человека, и на реализацию строительства и художественного оформления тоннеля им понадобится 5 тыс. 600 лет. Однако, несмотря на такой, мягко говоря, «необычный» срок реализации проекта, Мюллер смог все же получить от австрийских и словенских властей все необходимые документы, разрешающие проведение «многовекового эксперимента». Теперь архитектор ищет инвесторов. Удачи ему в поисках.
Турки возвращаются на Балканы
Министерство культуры и туризма Турции намерено провести реставрацию архитектурных шедевров османского периода, расположенных на территории всего Балканского полуострова. Сейчас на Балканах насчитывается 15 787 сооружений турок-осман. Из них 3 399 находятся в Болгарии, а 622 – в Косово. В первую очередь будут восстановлены мечеть Мактул Ибрахим Паши, мечеть Фатих Кануни, а также мечеть Синана Паши, Османское кладбище и купальня Гази Мехмет Паши. Знаменитая мечеть Мактул Ибрагим Паши отмечена в списке ЮНЕСКО как третья по величине мечеть на Балканах. Построенная в 1616 году, она является одним из лучших образцов классической турецкой архитектуры. Помимо этого, намечена реконструкция дома Ататюрка в Салониках. В этом старинном трехэтажном особняке основатель Турецкой Республики провел свое детство.
Автор: Игорь Мокеров
ся – на двух ее «полюсах».
Тоталитарная архитектура
Когда российские специалисты рассуждают о влиянии тоталитаризма на архитектуру, то, как правило, в качестве примера приводятся «сталинские» дома, павильоны выставочного комплекса ВДНХ, так и не построенный Дом Советов и прочие проекты советских архитекторов середины прошлого века.
Однако, как известно, подобные тенденции в архитектуре наблюдались в те же годы и в Германии. В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указующих пометок карандаша этого несостоявшегося архитектора. Как вспоминал Альберт Шпеер («придворный» архитектор нацистской Германии): «Вкус Гитлера, если не считать его восхищения преувеличенно монументальными формами неоклассицизма, тяготел к необарокко». Однако оценки Гитлером тех или иных архитектурных творений не претендовали на тонкое восприятие художника или, тем более, специалиста: например, он считал, что Парижская опера Шарля Гарнье всего лишь имеет «хорошую парадную лестницу», а знаменитое здание Венской оперы – «не самое плохое здание для театра».
Альбомы Гитлера еще с 20-х годов были полны всевозможными архитектурными набросками, чаще всего страдавшими подражательством либо вычурной помпезностью, тем не менее он до конца своей жизни считал себя тонким знатоком этого вида искусства.
С первых дней Третьего рейха нацистские архитекторы были движимы тем, что получило название «стиля фюрера», то есть сочетание неоклассицизма Трооста и предпочтений самого Гитлера как поборника необарокко, размноженное и увеличенное. Еще в 1930 году Гитлер поручил Троосту перестроить дворец Барлов в Мюнхене под штаб-квартиру нацистской партии. Осенью 1933 ему же было поручено перепланировать резиденцию канцлера в Берлине, полностью сменив обстановку и интерьер. Каждый день полный энтузиазма фюрер в сопровождении адъютанта отправлялся на стройку, чтобы увидеть происшедшие изменения и сделать необходимые распоряжения по улучшению. Комплекс партийных зданий в районе Кенигплац в Мюнхене был расширен до пантеона нацистских «мучеников». Партийные здания в Нюрнберге щедро украшались нацистской символикой, нарушая тем самым исторически сложившуюся архитектурную атмосферу древнего города.
Нацистские архитекторы проектировали и возводили государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого искусства. Помимо этого строились автобаны, мосты, жилье для рабочих. Такое сооружение, как Олимпийский стадион в Берлине вызвал восхищение всего мира.
В 1934 году после смерти Трооста в архитектурном мире Третьего рейха начал господствовать потомственный архитектор из Манхейма Альберт Шпеер. Его первым заказом были «Цеппелиновые поля» в Нюрнберге, где была осуществлена эффектная и помпезная грандиозная постановка нацистского партийного съезда в 1934 году, включавшая так называемый «Собор Света», созданный благодаря искусному использованию прожекторов. Но основной заботой Гитлера стала перестройка Берлина, превратившаяся во всепоглощающую страсть. «Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым к своей новой миссии», – заявлял Гитлер, имея в виду Берлин не только как столицу Третьего рейха, но и как будущий центр нового порядка в Европе.
Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении север-юг и запад-восток. Предполагалось построить два огромных вокзала на севере и на юге города. Главную площадь должна была украшать Триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце шестикилометровой перспективы грандиозный купол Народного дома.
Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных общественных зданий, таких как штаб-квартира 11 министерств, 500-метровой длины ратуша, новое полицейское управление, Военная академия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец наций для проведения митингов, 21-этажный отель, новое здание Оперы, концертный зал, три театра, кинотеатр, вмещающий 2 тыс. зрителей, роскошные кафе и рестораны, и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде старинных римских терм с внутренними двориками и колоннадой. Не напоминает ли все это Москву 30–50-х годов?...
Архитекторы, не зараженные влиянием Гитлера с его приверженностью ко всему грандиозному, все же пытались работать в традиционных направлениях, добиваясь простоты и функциональности архитектуры, столь почитаемой во времена Веймарской республики. Многие из них экспериментировали в индустриальном дизайне и возвели множество зданий, получивших мировое признание. В те времена все это можно было бы назвать «архитектурным подвигом».
В конце концов, большинство из них нацистские власти заставили покинуть Третий рейх. За границей (в основном в США) оказались архитекторы Май, Гропиус, Мендельсон, Мис Ван дер Роэ, Вагнер, Таут и другие.
В СССР в то время проблемы с неугодными и «непонятливыми» архитекторами решались проще – ГУЛАГом...
Современная архитектура
Не так давно, всего лет 10–15 назад мы стали понимать, что «хрущевки», «корабли» и «точки» – это далеко не предел мечтаний. Сегодняшний день отчетливо показывает, насколько тогда наша страна отставала от мирового строительства. И только теперь появилась возможность воплотить мечты об идеальном доме в жизнь.
Испокон веков великие умы зодчества ведут поиски новых архитектурных стилей. Начиная от Вавилонской башни и заканчивая архитектурными шедеврами нового Парижа, человечество искало, находило, воплощало. Опять искало, опять находило и опять воплощало. И так по кругу, до бесконечности. Сегодня миру известно много архитектурных стилей: готика, ренессанс, барроко, модерн, классицизм, бионика и другие. Бесспорно, каждый из этих стилей по-своему интересен и достоин внимания. Но сегодня речь пойдет о бионическом стиле, как о самом, что называется, «продвинутом».
Само понятие «бионика» появилось еще в начале XX века. Что же оно значит? Из учебников по архитектуре можно узнать, что бионика (от греческого bion – элемент жизни, буквально – живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.
Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди, знаменитый испанский архитектор XIX века. И это был прорыв! Парк Гуэль, или как говорили раньше «Природа, застывшая в камне», восхитительная архитектура частных вилл Каза Батло и Каза Мила – ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир еще не видели. Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле. Еще в 1921 году бионические идеи нашли отражение в скульптурно-органическом сооружении Гетеанум, созданном по проекту немецкого философа Рудольфа Штайнера. С этого момента зодчие всего мира взяли бионику на «вооружение».
Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в бионическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Сегодня современное воплощение органической архитектуры можно наблюдать в Шанхае – дом «Кипарис», в Нидерландах – здание правления NMB Bank, Австралии – здание Сиднейской оперы, Монреале – здание Всемирного выставочного комплекса, Японии – небоскреб SONY и Музей плодов.
С недавнего времени бионическую архитектуру можно увидеть и в России. В 2003 году в Санкт-Петербурге по проектам архитектора Бориса Левинзона был построен «Дом Дельфин» и оформлен холл известной клиники «Меди-Эстетик».
В одном из популярных художественных фильмов наших дней «Властелин колец» зритель мог увидеть некоторые бионические элементы. Речь идет об архитектурном стиле, в котором выполнены дома хоббитов. Безусловно, они не являются воплощением канонов и законов бионики. Здесь присутствуют лишь некоторые элементы органической идеи.
Первое впечатление о здании в бионическом стиле – постройки выбиваются из правильной геометрии. Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобны живым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она живет, подобно организму.
Прав был великий Антонио Гауди, сказав, что «архитектор не должен отказываться от красок, а, напротив, использовать их для придания жизни формам и объемам. Цвет – это дополнение формы и самое яркое проявление жизни».
Внутри органического здания возникает ощущение погруженности в чудесный мир, наполненный светом прозрачного цвета. Цвет особым образом меняет интерьер, оживляя и открывая материалы, просвечивающиеся под слоем краски. Цвет живет и движется по своим законам. Создается впечатление, что он влияет на усиление либо ослабление функций здания и пространства.
В бионическом строении, благодаря постоянно меняющемуся балансу взаимодействия желаний и пространственных возможностей, человек испытывает ощущение движения в покое и покоя в движении пространства. Малейшее движение меняет восприятие пространства. Постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость существуют в хрупком равновесии. Заметьте, и в движении, и в покое всегда присутствует ощущение равновесия.
В своей сущности бионика как архитектурный стиль стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В бионическом доме спальня будет спальней, гостиная – гостиной, а кухня – кухней.
Итак, сегодня мы лишь приоткрыли занавес, скрывающий тайны бионики – науки и архитектурного стиля, культуры и мироощущения. И в заключение хотелось бы процитировать Рудольфа Штайнера: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как «место», где раскрывается смысл человеческого бытия».
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Ольга Тихомирова,
д.т.н., заслуженный архитектор РФ:
— То, что с архитектурой в Петербурге большие проблемы, видно невооруженным глазом. Не с той архитектурой, которая создавалась и 100, и 200 лет назад, а с той, которую надо создавать сегодня.
Об этом можно говорить очень долго. Главное, что в городе есть идеи, которые можно было бы воплотить, если бы для этого были условия. То есть причина собирательная — отсутствие условий. Первое, наверное, все-таки неполная технологическая готовность. Объекты нового поколения требуют понимания того, что из новейшего стекла и металла можно сделать абсолютно любую форму. Но ни в усложненных конфигурациях заключается смысл современной архитектуры.
Она сегодня стала на порядок лаконичнее. Ее называют минималистичной, потому что она складывается из небольшого количества элементов с резко возросшим значением каждого из них. Мы же привыкли нагружать фасад старомодными декорациями, ориентируясь на некий «петербургский стиль». Поэтому многие наши новые объекты изначально, уже на стадии творческого замысла — позапрошлый век. Нужно идти на другую форму, вкладывая другие материалы, ориентироваться на новые технологии. Мне кажется, что людей, понимающих эту архитектуру, пока еще недостаточно.
Само понятие «петербургский стиль» — это абсолютно надуманный термин, который, скорее всего, происходит от чиновников, желающих загнать всю нашу городскую архитектуру в некий регламент. Нам предлагают идти только подражательным путем: без фронтона, без колонн, без полуциркульных окон, якобы строить нельзя. Но это абсурд, потому что, если на то пошло, нет ни парижского, ни римского, ни берлинского стиля. Есть современная архитектура и есть ретро или историческая архитектура.
Никто не говорит, что сегодня нужно в историческом центре нашего города строить какие-то суперсовременные здания. Но иногда беспомощность архитектурного языка современного формообразования на окраинах города удручает еще сильнее. Увлечение немасштабными башенками — это что-то из крепостного зодчества. Это не «петербургский стиль», а результат того, что нам очень долго навязывали, то есть стереотип, который непременно предполагал наличие всех этих фронтонов и колонн. Сегодня, когда можно строить без них, я думаю, мы могли бы освободиться от многих исторических комплексов, которые присутствуют в новейших наших зданиях.
Сегодня нам нужна архитектура «с человеческим лицом». Не хватает архитектуры для человека, живущего в доме, где ему двор не чужой. Жить в зданиях в 16—18 этажей изначально неудобно, потому что вы обретаете лишь нишу в огромной глыбе. Если говорить о жилой среде, нужно, чтобы продолжением квартиры было все окружение, коллективное пространство. Сегодня действует раскрученный стереотип старомодного мышления, безусловно, выгодный застройщикам. Это результат взаимодействия тех, кто управляет процессом, и тех, кто все это реализует. Городские застройщики, монополизировавшие этот рынок, пользуются существующей закрытостью, «ловят рыбу в мутной воде», выдавая за элитное жилье неизвестно что. Однако, это лишь мое личное мнение...
АРХИТЕКТУРНЫЕ НОВОСТИ
Подземный отель для аскетов
На прошлой неделе в Швейцарских Альпах открыл свои двери «Пост-модернисткий отель для аскетов». Бывший военный бункер повышенной секретности, расположенный вблизи горного массива Готтхард, теперь переоборудован в «La Claustra» – подземный отель, место уединения для тех, кто хочет укрыться от мира. «Когда люди приходят сюда в первый раз, они не хотят оставаться, но по истечении трех дней они не хотят уходить», – рассказал социолог и автор идеи этого отеля Джин Одерматт. Проезжая через альпийский перевал Готтхард, очень сложно заметить небольшую дверь, ведущую в горную обитель. За дверью расположен 200-метровый тоннель, ведущий вглубь бывшего бункера, вмещавшего когда-то порядка 500 солдат. С каждым шагом по тоннелю воздух становится все более влажным и холодным. Вздохнуть свободно посетители могут, только когда доходят до стеклянных дверей, ведущих в комплекс. Четыре ресторана, несколько баров и конференц-зал размещены в хорошо кондиционируемых помещениях. Меблировка очень проста, но элегантна. В обстановке нет ничего случайного. Множество окон дает иллюзию того, что можно выглянуть наружу. Глядя в зеркало, можно увидеть горную панораму, которая исчезает, как только включается свет. Кроме этого, постояльцы могут купаться в пещерах, которые наполняются из подземного источника. Швейцарским и иностранным «аскетам» будут предоставлены услуги китайской, японской, французской, таиландской, итальянской, русской и даже грузинской кухни. Кроме этого, все желающие смогут посещать турецкую баню и финскую сауну, фитнесс-зал и т.д. Аскетизм же в «La Claustra» проявляется в том, что тут не работают мобильные телефоны и телевидение. Нам бы всем такой аскетизм!
Пекин готовится к Олимпиаде
На минувшей неделе закончился международный форум, посвященный вопросам развития туристической отрасли столицы в условиях подготовки Пекина к проведению Олимпиады-2008. На форуме, в частности, было отмечено, что гостиничная индустрия столицы пока не удовлетворяет требованиям столицы летней Олимпиады. Сейчас в Пекине действует порядка 600 гостиниц класса от одной до пяти звезд общей емкостью около 100 тыс. мест. Оргкомитет пекинской Олимпиады считает, что количество таких гостиниц должно быть доведено до 800, а суммарная емкость – до 130 тыс. мест. Для достижения этой цели в городе, с одной стороны, будет построен ряд дешевых и экономных гостиниц, с другой – будут предприняты меры привлечения известных отечественных и зарубежных операторов гостиничного сервиса для ведения бизнеса в Пекине. В рамках подготовки к Олимпиаде, в некоторых районах столицы (Люличан, Дашилай, Цяньмэнь и других) будут организованы пешеходные зоны «Улица исторических романов», «Медиа-стрит» и т.д. «Сердцем олимпийского туризма» в столице станет Алтарь Нового века Китая. Основные мероприятия будут проводиться именно здесь.
Возрождается столица Кипра
Объявлено о начале конкурса на лучший дизайн для реконструкции площади Элефтерия и старой части Никосии. Планируется соединить старый город, обнесенный стенами, с современной частью Никосии, а также привлечь внимание к средневековым стенам. Проект также включает ремонт площади Элефтерия, чтобы она стала местом отдыха и проведения встреч и культурных мероприятий. Старый город сильно пострадал после турецкого вторжения и с 1974 года практически не развивался. Однако новый проект должен снова оживить этот район, сделав его во всех отношениях более привлекательным для горожан и туристов. Правительство Кипра оплатит 80 процентов стоимости проекта, а муниципалитет Никосии профинансирует оставшуюся часть. Конкурс начался 22 ноября, а завершится 4 марта 2005 года.
Музей открывает двери
В минувшую среду Нью-Йоркский Музей современного искусства вновь распахнул свои двери перед посетителями. До этого музей был закрыт на реконструкцию, которая продолжалась два года и обошлась более чем в $800 млн. Тысячи нью-йоркцев пришли посмотреть на новое здание, выставочные площади которого увеличились наполовину. В день открытия музея вход в него был бесплатным, однако теперь за возможность познакомиться с коллекцией одного из самых знаменитых музеев мира придется заплатить $20. Правда, благодаря спонсорам, по пятничным вечерам вход в музей будет бесплатным. Новое здание спроектировал японский архитектор Йошио Танигучи. Согласно его проекту, старое здание постройки 1939 года оказалось внутри нового. Сохранился и сад, в котором расположена коллекция скульптурных работ. Для финансирования работ несколько десятков спонсоров музея собрали более $500 млн.
Тоннель за 5600... лет
Австрийский архитектор Мухаммад Мюллер объявил о начале проектирования тоннеля между крупным австрийским городом Грац на юго-востоке страны и словенским Словень-Градец. По словам Мюллера, в этом тоннеле длиной 68 километров будут размещены скульптуры, картины и другие произведения искусства. Курьез состоит в том, что, согласно проекту, это подземное сооружение должны возводить всего два человека, и на реализацию строительства и художественного оформления тоннеля им понадобится 5 тыс. 600 лет. Однако, несмотря на такой, мягко говоря, «необычный» срок реализации проекта, Мюллер смог все же получить от австрийских и словенских властей все необходимые документы, разрешающие проведение «многовекового эксперимента». Теперь архитектор ищет инвесторов. Удачи ему в поисках.
Турки возвращаются на Балканы
Министерство культуры и туризма Турции намерено провести реставрацию архитектурных шедевров османского периода, расположенных на территории всего Балканского полуострова. Сейчас на Балканах насчитывается 15 787 сооружений турок-осман. Из них 3 399 находятся в Болгарии, а 622 – в Косово. В первую очередь будут восстановлены мечеть Мактул Ибрахим Паши, мечеть Фатих Кануни, а также мечеть Синана Паши, Османское кладбище и купальня Гази Мехмет Паши. Знаменитая мечеть Мактул Ибрагим Паши отмечена в списке ЮНЕСКО как третья по величине мечеть на Балканах. Построенная в 1616 году, она является одним из лучших образцов классической турецкой архитектуры. Помимо этого, намечена реконструкция дома Ататюрка в Салониках. В этом старинном трехэтажном особняке основатель Турецкой Республики провел свое детство.
Автор: Игорь Мокеров
рубрика:
Архитектура
