Правительство создает условия, а решение принимает собственник
В управлении городом принимают участие десятки комитетов и управлений. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли занимает среди равных особое место: именно от деятельности его сотрудников зависит, как город будет развиваться, сколько сможет заработать и, в конечном итоге, как мы с вами будем в этом городе жить. Сегодня гость нашей редакции – председатель КЭРППиТ Владимир Бланк.
– Владимир Викторович, на всех последних заседаниях правительства Вы солируете, предлагая новые законы и программы, которые должны помочь городу сделать экономический рывок в ближайшем будущем. Расскажите, пожалуйста, о самом главном и существенном.
– Город должен отвечать за инженерную подготовку территорий, налоговую политику, кадры, транспортную инфраструктуру, энергетику и благоприятный предпринимательский климат. Сегодня важнейшим отличием является то, что правительство предпринимает все необходимые шаги по созданию инженерной инфраструктуры, необходимой для создания индустриальных зон и развития промышленных территорий, а также по созданию благоприятных инвестиционных условий (изменение в сфере налогообложения, подготовки кадров, тарифной политики города). Сегодня уже принят закон Санкт-Петербурга, направленный на улучшение инвестиционного климата в Санкт-Петербурге – «О внесении дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», вводящий льготы по налогу на прибыль и имущество организаций. Для обеспечения открытого, доступного рынка земли, выгодного для инвесторов правительство внесло в Законодательное собрание проект закона Санкт-Петербурга «Об установлении цены земли в Санкт-Петербурге» (снижение выкупной стоимости земли). Он принят в первом чтении и до конца года должен быть принят окончательно.
Изменена методика определения арендной платы за земельные участки, в дальнейшем позволяющая создать экономические условия для эффективного использования земли в Санкт-Петербурге, а также стимулировать предприятия к выкупу земельных участков в собственность. Подготовлен комплекс мер по снижению кадастровой стоимости земли. Градостроительная ценность промышленных зон должна быть минимальной для развития промышленных предприятий на данных территориях. В случае принятия мер по снижению кадастровой стоимости земли для промышленных зон и промышленных территорий потери бюджета составят порядка 320 млн рублей в год. Однако правительство города считает возможным пойти на такое обоснованное снижение, так как это, в свою очередь, создаст «нормальный» рынок земли в городе, а также позволит стать стимулом для выкупа земли в частную собственность.
– В своих выступлениях Вы неоднократно упоминали о необходимости передачи городской земли в собственность. Неужели это так важно, кому принадлежит земля?
– В прошлом году, когда наше правительство приступило к управлению городом, государству принадлежало 89 процентов земли. И сегодня основным собственником остается государство (городская, федеральная собственность) – 87 процентов, и только 13 процентов территорий в черте Санкт-Петербурга находится в частной собственности. Считаю, что это абсолютно ненормально. В городе полностью отсутствует рынок земли. Отсюда – многие проблемы. Собственники предпочитают арендовать землю, на которой расположены их здания и сооружения, потому что арендная плата в некоторых случаях в 150 раз ниже выкупной стоимости земли. Выше я уже говорил о тех законах, которые приняты правительством с целью урегулировать эту ситуацию. В настоящее время ставка земельного налога дифференцируется по 19 зонам градостроительной ценности территории (ЗГЦТ). Она пока остается. Цена земли в зависимости от ставки земельного налога, установленной для каждой ЗГЦТ, составит от 66,3 до 2147,4 рубля за кв. метр (19 зон – 66,3 и 1 зона – 2147,4 рубля). Что это означает? В существующих промышленных зонах, находящихся за пределами центра, планируется установить ЗГЦТ на уровне 19 зоны, для промышленных предприятий, граничащих с центральной частью города на уровне 14-15 ЗГЦТ. Такое решение позволит собственникам, с одной стороны, выкупить землю под предприятиями, тем самым увеличив капитализацию своего бизнеса, с другой – послужит основанием для вывода производств на более дешевые территории. Ведь конкурентоспособность продукции во многом зависит от себестоимости, и выгоднее производить продукцию там, где земля стоит 66 рублей, а не там, где ее стоимость – более двух тысяч.
– Согласно федеральному закону «О земле» для каждого квартала должна быть установлена кадастровая стоимость. Вы же сохраняете ставку налога по зонам градостроительной ценности территории. Чем это объяснить?
– Мы обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что введение кадастровой стоимости земли уже со следующего года городу невыгодно. Надо сначала создать рынок земли. Сегодня он в городе, практически отсутствует. Если в течение следующего года нам удастся активизировать выкуп земли в собственность (оптимальный вариант, когда земля принадлежит государству и частникам на паритетных началах 50х50), то с января 2006 года мы перейдем на кадастровую оценку земли.
– С ценой земли все понятно. Что еще делается правительством для повышения инвестиционной привлекательности нашего города. На одном из «круглых столов», прошедших в рамках выставки инвестиционных проектов, депутат Игорь Михайлов заявил, что Санкт-Петербург находится в шестой десятке по инвестиционной привлекательности. Сегодня по иностранным инвестициям мы отстаем от Москвы почти в 15 раз. А ведь у нас и территории больше, и расположен Санкт-Петербург лучше.
– Для привлечения инвестиций необходимо много составляющих. Это и открытость городской политики, и скорость прохождения документов, и единые, «прозрачные» правила игры, и наличие свободных территорий и помещений. Только в этом году город сделал очень много для создания благоприятного инвестиционного климата. И рост инвестиций не заставил себя ждать – плюс 40 процентов за девять месяцев. К концу года по инвестициям мы планируем получить более $900 млн. Одна из важнейших проблем на сегодняшний день – отсутствие инженерно-подготовленных территорий для инвесторов. Поэтому, согласно перспективно-финансовому плану на 2005–2007 годы, его доминантой являются вложения в инфраструктуру. В плане: увеличение фонда развития инфраструктуры запланировано с 5,168 млрд рублей в 2004 году до 15 млрд к концу рассматриваемого периода (2007 год). Для сравнения: в 2001 и 2002 годах расходов на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга не осуществлялось вообще, в 2003 – сумма составила всего 1,4 млрд рублей. На период работы этого правительства (до осени 2007 года) все капиталовложения города составят порядка 150 млрд рублей.
Так, в 2004 году на инженерную подготовку индустриальной зоны «Нойдорф» (поселок Стрельна) было выделено из городского бюджета порядка 112 млн рублей, на инженерную подготовку прибрежной территории Ломоносова – 50 млн. В 2005 году планируется выделить 300 млн рублей на развитие промышленных территорий: Шушары, Металлострой, «Конная Лахта», «Предпортовая-3», «Нойдорф» (зоны первоочередного развития). На данные средства будет обеспечена инженерная подготовка территорий: энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение, дороги и т.д. Только за 2004 год правительством города было принято 15 программ, направленных на развитие инженерной инфраструктуры.
– Вы подготовите новые территории, а владельцы предприятий, расположенных в центре, не захотят перебазировать свои производства. Конечно, на новые территории найдутся свои покупатели, но все-таки, какие меры правительство планирует принять, чтобы вывести из центра промышленность?
– Никаких специальных мер правительство принимать не будет. Мы принимаем законы, снижаем налоги, то есть создаем условия для эффективной работы промышленности. На территории исторического центра находится около 200 крупных и средних промышленных предприятий. Территория исторического центра составляет 5,8 тыс. га, из них занимаемые промышленными и другими нежилыми объектами – 2,4 тыс. га. Сегодня большинство предприятий нуждается в реконструкции, приобретении нового оборудования и т.д. Любой собственник умеет считать деньги. И если он видит, что перевод предприятий на специально оборудованные территории на окраине города ему выгоден (позволит оснастить производство новым современным оборудованием, снизить себестоимость продукции, а значит повысить ее конкурентоспособность и т.д.), то он сам примет решение о переводе. А город ему поможет в этом. Кроме этого, стоит задача по выводу экологически опасных и вредных производств, к которым относятся химическая, фармацевтическая, частично судостроительная и некоторые другие отрасли промышленности. Вот здесь мы будем подключать административные меры, в том числе увеличивать штрафные санкции. Сейчас главную работу с такими предприятиями проводят экологи. И я уверен, что вредных производств в центральной части города и районах, прилегающих к центру, скоро не останется. Государственные предприятия будут выводиться за счет бюджетных средств, частные – путем убеждения в соответствии с экологическими нормами. Все вопросы будут решаться в индивидуальном порядке.
– Как скоро центр сможет очиститься от промышленности? И кто будет рекультивировать загрязненные земли?
– Прежде всего, это зависит от собственников. Необходимая нормативная база в городе создана. Решение – за владельцами предприятий. Рекультивировать территорию, понятно, должны собственники. Если они согласятся передать эту территорию городу, то все вопросы будут решаться путем соглашений.
– Как планируется использовать освобожденную территорию?
– Решать будут сами предприятия. Если они продадут эту территорию городу, она будет использована под жилищное строительство, деловые и развлекательные центры, гостиничную индустрию. Если предприятия оставят ее за собой, они смогут там организовать выставочные комплексы своей продукции, те же деловые, офисные, гостиничные центры.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
– Владимир Викторович, на всех последних заседаниях правительства Вы солируете, предлагая новые законы и программы, которые должны помочь городу сделать экономический рывок в ближайшем будущем. Расскажите, пожалуйста, о самом главном и существенном.
– Город должен отвечать за инженерную подготовку территорий, налоговую политику, кадры, транспортную инфраструктуру, энергетику и благоприятный предпринимательский климат. Сегодня важнейшим отличием является то, что правительство предпринимает все необходимые шаги по созданию инженерной инфраструктуры, необходимой для создания индустриальных зон и развития промышленных территорий, а также по созданию благоприятных инвестиционных условий (изменение в сфере налогообложения, подготовки кадров, тарифной политики города). Сегодня уже принят закон Санкт-Петербурга, направленный на улучшение инвестиционного климата в Санкт-Петербурге – «О внесении дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», вводящий льготы по налогу на прибыль и имущество организаций. Для обеспечения открытого, доступного рынка земли, выгодного для инвесторов правительство внесло в Законодательное собрание проект закона Санкт-Петербурга «Об установлении цены земли в Санкт-Петербурге» (снижение выкупной стоимости земли). Он принят в первом чтении и до конца года должен быть принят окончательно.
Изменена методика определения арендной платы за земельные участки, в дальнейшем позволяющая создать экономические условия для эффективного использования земли в Санкт-Петербурге, а также стимулировать предприятия к выкупу земельных участков в собственность. Подготовлен комплекс мер по снижению кадастровой стоимости земли. Градостроительная ценность промышленных зон должна быть минимальной для развития промышленных предприятий на данных территориях. В случае принятия мер по снижению кадастровой стоимости земли для промышленных зон и промышленных территорий потери бюджета составят порядка 320 млн рублей в год. Однако правительство города считает возможным пойти на такое обоснованное снижение, так как это, в свою очередь, создаст «нормальный» рынок земли в городе, а также позволит стать стимулом для выкупа земли в частную собственность.
– В своих выступлениях Вы неоднократно упоминали о необходимости передачи городской земли в собственность. Неужели это так важно, кому принадлежит земля?
– В прошлом году, когда наше правительство приступило к управлению городом, государству принадлежало 89 процентов земли. И сегодня основным собственником остается государство (городская, федеральная собственность) – 87 процентов, и только 13 процентов территорий в черте Санкт-Петербурга находится в частной собственности. Считаю, что это абсолютно ненормально. В городе полностью отсутствует рынок земли. Отсюда – многие проблемы. Собственники предпочитают арендовать землю, на которой расположены их здания и сооружения, потому что арендная плата в некоторых случаях в 150 раз ниже выкупной стоимости земли. Выше я уже говорил о тех законах, которые приняты правительством с целью урегулировать эту ситуацию. В настоящее время ставка земельного налога дифференцируется по 19 зонам градостроительной ценности территории (ЗГЦТ). Она пока остается. Цена земли в зависимости от ставки земельного налога, установленной для каждой ЗГЦТ, составит от 66,3 до 2147,4 рубля за кв. метр (19 зон – 66,3 и 1 зона – 2147,4 рубля). Что это означает? В существующих промышленных зонах, находящихся за пределами центра, планируется установить ЗГЦТ на уровне 19 зоны, для промышленных предприятий, граничащих с центральной частью города на уровне 14-15 ЗГЦТ. Такое решение позволит собственникам, с одной стороны, выкупить землю под предприятиями, тем самым увеличив капитализацию своего бизнеса, с другой – послужит основанием для вывода производств на более дешевые территории. Ведь конкурентоспособность продукции во многом зависит от себестоимости, и выгоднее производить продукцию там, где земля стоит 66 рублей, а не там, где ее стоимость – более двух тысяч.
– Согласно федеральному закону «О земле» для каждого квартала должна быть установлена кадастровая стоимость. Вы же сохраняете ставку налога по зонам градостроительной ценности территории. Чем это объяснить?
– Мы обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что введение кадастровой стоимости земли уже со следующего года городу невыгодно. Надо сначала создать рынок земли. Сегодня он в городе, практически отсутствует. Если в течение следующего года нам удастся активизировать выкуп земли в собственность (оптимальный вариант, когда земля принадлежит государству и частникам на паритетных началах 50х50), то с января 2006 года мы перейдем на кадастровую оценку земли.
– С ценой земли все понятно. Что еще делается правительством для повышения инвестиционной привлекательности нашего города. На одном из «круглых столов», прошедших в рамках выставки инвестиционных проектов, депутат Игорь Михайлов заявил, что Санкт-Петербург находится в шестой десятке по инвестиционной привлекательности. Сегодня по иностранным инвестициям мы отстаем от Москвы почти в 15 раз. А ведь у нас и территории больше, и расположен Санкт-Петербург лучше.
– Для привлечения инвестиций необходимо много составляющих. Это и открытость городской политики, и скорость прохождения документов, и единые, «прозрачные» правила игры, и наличие свободных территорий и помещений. Только в этом году город сделал очень много для создания благоприятного инвестиционного климата. И рост инвестиций не заставил себя ждать – плюс 40 процентов за девять месяцев. К концу года по инвестициям мы планируем получить более $900 млн. Одна из важнейших проблем на сегодняшний день – отсутствие инженерно-подготовленных территорий для инвесторов. Поэтому, согласно перспективно-финансовому плану на 2005–2007 годы, его доминантой являются вложения в инфраструктуру. В плане: увеличение фонда развития инфраструктуры запланировано с 5,168 млрд рублей в 2004 году до 15 млрд к концу рассматриваемого периода (2007 год). Для сравнения: в 2001 и 2002 годах расходов на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга не осуществлялось вообще, в 2003 – сумма составила всего 1,4 млрд рублей. На период работы этого правительства (до осени 2007 года) все капиталовложения города составят порядка 150 млрд рублей.
Так, в 2004 году на инженерную подготовку индустриальной зоны «Нойдорф» (поселок Стрельна) было выделено из городского бюджета порядка 112 млн рублей, на инженерную подготовку прибрежной территории Ломоносова – 50 млн. В 2005 году планируется выделить 300 млн рублей на развитие промышленных территорий: Шушары, Металлострой, «Конная Лахта», «Предпортовая-3», «Нойдорф» (зоны первоочередного развития). На данные средства будет обеспечена инженерная подготовка территорий: энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение, дороги и т.д. Только за 2004 год правительством города было принято 15 программ, направленных на развитие инженерной инфраструктуры.
– Вы подготовите новые территории, а владельцы предприятий, расположенных в центре, не захотят перебазировать свои производства. Конечно, на новые территории найдутся свои покупатели, но все-таки, какие меры правительство планирует принять, чтобы вывести из центра промышленность?
– Никаких специальных мер правительство принимать не будет. Мы принимаем законы, снижаем налоги, то есть создаем условия для эффективной работы промышленности. На территории исторического центра находится около 200 крупных и средних промышленных предприятий. Территория исторического центра составляет 5,8 тыс. га, из них занимаемые промышленными и другими нежилыми объектами – 2,4 тыс. га. Сегодня большинство предприятий нуждается в реконструкции, приобретении нового оборудования и т.д. Любой собственник умеет считать деньги. И если он видит, что перевод предприятий на специально оборудованные территории на окраине города ему выгоден (позволит оснастить производство новым современным оборудованием, снизить себестоимость продукции, а значит повысить ее конкурентоспособность и т.д.), то он сам примет решение о переводе. А город ему поможет в этом. Кроме этого, стоит задача по выводу экологически опасных и вредных производств, к которым относятся химическая, фармацевтическая, частично судостроительная и некоторые другие отрасли промышленности. Вот здесь мы будем подключать административные меры, в том числе увеличивать штрафные санкции. Сейчас главную работу с такими предприятиями проводят экологи. И я уверен, что вредных производств в центральной части города и районах, прилегающих к центру, скоро не останется. Государственные предприятия будут выводиться за счет бюджетных средств, частные – путем убеждения в соответствии с экологическими нормами. Все вопросы будут решаться в индивидуальном порядке.
– Как скоро центр сможет очиститься от промышленности? И кто будет рекультивировать загрязненные земли?
– Прежде всего, это зависит от собственников. Необходимая нормативная база в городе создана. Решение – за владельцами предприятий. Рекультивировать территорию, понятно, должны собственники. Если они согласятся передать эту территорию городу, то все вопросы будут решаться путем соглашений.
– Как планируется использовать освобожденную территорию?
– Решать будут сами предприятия. Если они продадут эту территорию городу, она будет использована под жилищное строительство, деловые и развлекательные центры, гостиничную индустрию. Если предприятия оставят ее за собой, они смогут там организовать выставочные комплексы своей продукции, те же деловые, офисные, гостиничные центры.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
рубрика:
Новогодний выпуск
