Непромокающий рынок

Специалисты в области строительства обозначили основные тенденции на растущем рынке гидроизоляционных материалов. По мнению экспертов, 2012 год пройдет в условиях, когда предложение превышает спрос и идет усиление конкуренции на рынке гидроизоляции. При этом доминирующим фактором при выборе материалов для гидроизоляции по-прежнему будет оставаться цена.

По словам Михаила Трошева, коммерческого директора ООО «Строительные системы», в момент кризиса вообще встало подземное строительство, а вслед за ним рынок подземной гидроизоляции. «Он и до этого находился в зачаточной стадии развития, а экономический коллапс не способствовал его росту. Но зато, как это часто бывает, кризис помог избавиться от недобросовестных компаний, которые занимались демпингом цен и некачественным строительством. В настоящее время мы столкнулись с более жесткой конкуренцией, так как объектов строительства стало меньше. Хотя компаний, серьезно занимающихся гидроизоляцией, в Санкт-Петербурге по-прежнему единицы. Проектные организации гидроизоляционному процессу уделяют минимум внимания, недооценивают всю его важность», – комментирует господин Трошев.
«До 95% подземных и заглубленных сооружений в Санкт-Петербурге и Ленобласти, построенных в предыдущие годы, имели отказы по гидроизоляции, которые происходили уже на ранней стадии эксплуатации и способствовали ускоренному износу железобетонных конструкций. Бетонные и железобетонные конструкции, подвергающиеся многолетним воздействиям атмосферных и подземных вод с циклическим замораживанием и оттаиванием, существенно снижают свои технические характеристики в большинстве случаев уже через 5-10 лет», – объясняет Виталий Левашко, генеральный директор компании «Стелл».

Скупой платит дважды


Ошибки в проведении гидроизоляции помещений не уступают по своим негативным последствиям ошибкам в проектировании. «Не учитывают серьезность и актуальность гидроизоляционного процесса для Санкт-Петербурга и Ленобласти. А ведь мы находимся на достаточно слабых обводненных грунтах. Старые постройки под воздействием агрессивной среды разрушаются. Необходим ряд серьезных технических решений, которые позволят спасти объекты культурного наследия. Стоимость возведения фундаментов составляет порядка 15-20% стоимости дома, а затраты на гидроизоляцию составляют всего 1-3%», – рассказывает Григорий Привалов, главный инженер компании «Рамир».
Александр Булкин, технический директор ООО «ГЕОИЗОЛ Трейд», напротив, говорит, что в настоящее время рынок гидроизоляции перестает быть беспорядочным. «Не всегда выгодно применять дешевые материалы, которые не решают поставленной задачи. Есть поговорка: не скупой платит дважды, а дважды платит скупой. Поэтому сегодня строительные компании стали подходить комплексно к решению проблемы. В случае выявленных нарушений они обязаны устранять их по гарантии, за свой счет, что заставляет задумываться как проектировщиков, так и исполнителей», – резюмирует господин Булкин.
Как рассказал Виталий Левашко, в целом рынок гидроизоляционных материалов претерпевает коренные изменения, совершенствуются технологии производства, расширяется линейка товаров. Но при этом не все компании готовы внедрять инновации в силу консервативного подхода к бизнесу. «2012 год, по нашим оценкам, будет весьма благоприятным, хотя по-прежнему при выборе материалов для гидроизоляции доминирующим фактором будет оставаться цена», – заметил господин Левашко.
По его словам, солидную долю рынка гидроизоляции Ленобласти и Санкт-Петербурга занимают дешевые битумно-полимерные материалы. Их потребление, по разным данным, до кризиса оценивалась 16-22 млн кв. м в год. Они доминируют при устройстве плоских кровель как многоэтажных, так и малоэтажных домов. Их довольно часто используют для защиты конструкций подвалов, стен и перекрытий. Среди игроков петербургского рынка гидроизоляции на основе битума эксперты называют компании «Петрофлекс», «Изофлекс» и «Технониколь». Всего на Северо-Западе представлена продукция не менее двух десятков отечественных фирм. Большинство из них, правда, – небольшие предприятия.

Широкий ассортимент


Производителей гидроизоляционных материалов можно разделить на 3 группы. Часть компаний, предлагающих гидроизоляционные смеси, производят узкий ряд продуктов, модифицированных под определенные виды строительных работ. Например, менее половины рынка гидроизоляционных материалов занимает проникающая гидроизоляция. Среди марок, представленных в Санкт-Петербурге и области, популярны «Пенетрон» (США), «Ксайпекс» (Канада), а также отечественные «ЛАХТА», «Гидротэкс», «Стромикс», «Кальматрон».
Ко второй группе можно отнести компании, предлагающие широкий ассортимент составов для решения самых разных задач. Помимо сухих смесей в ассортименте этих компаний могут быть предложены гидроизоляционные мастики, двухкомпонентные составы или рулонные материалы. Так, например, под маркой Sika предлагаются штукатурные гидроизоляционные смеси, полимерные мембраны, битумные рулонные материалы и мастики. Фирма «Растро» производит сухие смеси и мастики. ООО «Производственная компания Бастион» продвигает систему материалов «Эталон», которая включает в себя гидроизоляционные, инъекционные, пенетрирующие и модифицирующие материалы. Продукты «Гидротэкс» – это герметики, сухие строительные смеси и материалы мембранного типа. Компания «Орион» поставляет водозащитные краски, шпатлевки, уретановую и битумную мастики.
 К третьей группе эксперты относят производителей общестроительных сухих смесей, которые в дополнение к традиционным продуктам стали выпускать также и гидроизоляционные составы. В частности, торговые марки «Глимс», «Плитонит», «Победит».
В целом же эксперты затрудняются назвать точное количество активных игроков регионального рынка гидроизоляции, отмечая в среднем от 40 до 50 компаний. «Лидеров выдвигать нет смысла, так как компании, поставляющие материал, в основном предлагают эффективные технологии и материалы, и все поставщики уже серьезно подходят к выбору продукции. Преимущество наших материалов в том, что они не нуждаются в рекламе, широко известны, проверены временем. Это полиуретановые и акрилатные гидроактивные смолы фирмы «МИНОВА» (Германия), геомембрана Silver Seal фирмы ВРА (Германия), материалы обмазочной и проникающей гидроизоляции швейцарской фирмы Vandex, гидрошпонка фирмы Meister Kunstoffe», – подытожил Александр Булкин.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Светлана Семенович
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.