А мы живем все лучше
На последнем заседании правительства города были подведены итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга за минувший год. Итоги впечатляют.
Доходы бюджета составили более 143 млрд рублей или 31,2 тыс. рублей на одного жителя. Всего 2 года назад (в 2003 году) эта цифра равнялась 77 млрд, то есть произошло практически удвоение бюджета. В городской кошелек самый большой взнос принесли работающие – подоходный налог составил 36,5 млрд рублей. Еще 32 миллиарда дал налог на прибыль. Почти 20 миллиардов – это доходы от использования государственного имущества, а чуть более 14 миллиардов – от предпринимательской деятельности. На этом фоне вливания из федерального бюджета выглядят совсем скромно – порядка 7 процентов или немногим менее 10 млрд рублей. Если вспомнить, сколько налогов мы перечисляем в федеральный центр (в совокупности более 60 процентов от всех налоговых поступлений), то становится понятным, что федерация просто пытается возместить хотя бы частично то, что было отнято.
При бюджете в 143 млрд рублей горожане произвели валового регионального продукта на сумму в 4,5 раза большую – 618,7 млрд рублей. Особенно отличились строители (рост 23,3 процента), транспортники (27,5 процента) и энергетики (22,3 процента). Несколько сдала свои позиции промышленность, но тому есть, по мнению руководителя экономического ведомства Владимира Бланка, вполне объективные причины – недостаток кадров, нехватка электроэнергии, необходимость переоснащения производств.
Прошедший год принес 10-процентный рост уровня жизни, доходы горожан составили 11,4 тыс. рублей на душу в месяц, а средняя заработная плата – 10,8 тыс. При этом мы заплатили за товары и услуги 599,4 млрд рублей. Более 40 процентов ушло на покупку товаров, 20,5 процента потратили на приобретение различных услуг, 16 процентов денежных средств израсходовали на приобретение валюты и 5 процентов – на покупку жилья. По словам г-на Бланка, на товары и услуги петербуржцы потратили в прошлом году почти столько же, сколько на эти цели тратит среднестатистический европеец.
Губернатор Валентина Матвиенко, отметив в общем динамичное развитие Петербурга, попросила «не настраиваться на мажорный лад, так как дел – непочатый край». Градоначальнице не понравилось медленное развитие сектора услуг, на что Владимир Бланк отреагировал весьма своеобразно: «этот сектор на 80 процентов нелегален, там крутятся огромные деньги, и нам необходимо продумать, как вывести его из тени. Это зона малого предпринимательства, в котором работают преимущественно иностранцы: прачечные принадлежат полякам и итальянцам, кофейни – датчанам и т.д. Нам надо переориентировать наших предпринимателей-ларечников на сектор услуг, обучить их». Валентина Матвиенко согласилась, что «резать курицу, несущую золотые яйца, не следует. Надо принимать более эффективные и системные меры по поддержке малого бизнеса».
комментарий
Председатель КЭРППиТ Владимир Бланк:
«Эффект торможения роста производства объясняется двумя вещами: очень быстро меняется структура промышленности. Индекс промышленного производства сегодня считается по товарам-представителям: сколько носочков, кораблей, самолетов и всего остального. И если смотреть на него, то мы увидим, что он растет медленно. Между тем, оборот коммерческих организаций вырос на 18 процентов. Разница в несколько раз. Поэтому с нынешнего года федеральным правительством принята новая методика оценки темпов роста экономики, она основана на денежном эквиваленте. И с точки зрения денежного эквивалента мы видим, что в действующих ценах оборот промышленных предприятий вырос на 18 процентов. Если убрать процент инфляции (9 процентов), то рост составит 9 процентов. Поэтому замедления темпов роста мы не видим, хотя стоит признать, что тенденции, которые просматриваются в будущем некоторых отраслей, заставляют правительство серьезно задуматься и о лоббировании интересов наших промышленников.
Относительно проблем, которые я назвал приоритетными в работе правительства на ближайшее время, – это энергетика, транспорт и кадры. Что касается энергетики, очевидно, что в самое ближайшее время правительство города пересмотрит свои подходы по обеспечению надежности энергоснабжения. Ситуация, когда зимой при не самых низких температурах мы вынуждены были останавливать промышленность, говорит только о том, что все предыдущие годы предприятия отрасли не уделяли достаточного внимания инвестированию в развитие системы, в создание новых мощностей, а больше увлекались выплатой больших дивидендов и мифической капитализацией. Поэтому мы в ближайшее время рассмотрим комплекс мер по реорганизации данной структуры. Есть несколько вариантов – от выкупа акций до создания совместного предприятия с РАО ЕЭС, в первую очередь, сетевого, которое должно обеспечивать и инвестиции в сетевое хозяйство, и надежность энергоснабжения. Что касается транспорта, то проблема разделяется на три составляющих. Первое – это дорожное строительство (и город наращивает темпы дорожного строительства). Сейчас рассматривается несколько вариантов развития дорог, конечно же, самое главное – магистрали, которые должны увести грузовики из города. Второе направление – организация грузового обслуживания предприятий, находящихся в городе. Ну, и третье – это сама организация дорожного движения – парковки, стоянки в неположенных местах. На первый взгляд, простые меры, но опыт европейских городов показывает, что они достаточно эффективны. Уверен, что в ближайшие годы острота этой проблемы будет снята. Сегодня, к сожалению, надо признать, что по городу ездить чрезвычайно тяжело».
Автор: Лилиана Глазова
Доходы бюджета составили более 143 млрд рублей или 31,2 тыс. рублей на одного жителя. Всего 2 года назад (в 2003 году) эта цифра равнялась 77 млрд, то есть произошло практически удвоение бюджета. В городской кошелек самый большой взнос принесли работающие – подоходный налог составил 36,5 млрд рублей. Еще 32 миллиарда дал налог на прибыль. Почти 20 миллиардов – это доходы от использования государственного имущества, а чуть более 14 миллиардов – от предпринимательской деятельности. На этом фоне вливания из федерального бюджета выглядят совсем скромно – порядка 7 процентов или немногим менее 10 млрд рублей. Если вспомнить, сколько налогов мы перечисляем в федеральный центр (в совокупности более 60 процентов от всех налоговых поступлений), то становится понятным, что федерация просто пытается возместить хотя бы частично то, что было отнято.
При бюджете в 143 млрд рублей горожане произвели валового регионального продукта на сумму в 4,5 раза большую – 618,7 млрд рублей. Особенно отличились строители (рост 23,3 процента), транспортники (27,5 процента) и энергетики (22,3 процента). Несколько сдала свои позиции промышленность, но тому есть, по мнению руководителя экономического ведомства Владимира Бланка, вполне объективные причины – недостаток кадров, нехватка электроэнергии, необходимость переоснащения производств.
Прошедший год принес 10-процентный рост уровня жизни, доходы горожан составили 11,4 тыс. рублей на душу в месяц, а средняя заработная плата – 10,8 тыс. При этом мы заплатили за товары и услуги 599,4 млрд рублей. Более 40 процентов ушло на покупку товаров, 20,5 процента потратили на приобретение различных услуг, 16 процентов денежных средств израсходовали на приобретение валюты и 5 процентов – на покупку жилья. По словам г-на Бланка, на товары и услуги петербуржцы потратили в прошлом году почти столько же, сколько на эти цели тратит среднестатистический европеец.
Губернатор Валентина Матвиенко, отметив в общем динамичное развитие Петербурга, попросила «не настраиваться на мажорный лад, так как дел – непочатый край». Градоначальнице не понравилось медленное развитие сектора услуг, на что Владимир Бланк отреагировал весьма своеобразно: «этот сектор на 80 процентов нелегален, там крутятся огромные деньги, и нам необходимо продумать, как вывести его из тени. Это зона малого предпринимательства, в котором работают преимущественно иностранцы: прачечные принадлежат полякам и итальянцам, кофейни – датчанам и т.д. Нам надо переориентировать наших предпринимателей-ларечников на сектор услуг, обучить их». Валентина Матвиенко согласилась, что «резать курицу, несущую золотые яйца, не следует. Надо принимать более эффективные и системные меры по поддержке малого бизнеса».
комментарий
Председатель КЭРППиТ Владимир Бланк:
«Эффект торможения роста производства объясняется двумя вещами: очень быстро меняется структура промышленности. Индекс промышленного производства сегодня считается по товарам-представителям: сколько носочков, кораблей, самолетов и всего остального. И если смотреть на него, то мы увидим, что он растет медленно. Между тем, оборот коммерческих организаций вырос на 18 процентов. Разница в несколько раз. Поэтому с нынешнего года федеральным правительством принята новая методика оценки темпов роста экономики, она основана на денежном эквиваленте. И с точки зрения денежного эквивалента мы видим, что в действующих ценах оборот промышленных предприятий вырос на 18 процентов. Если убрать процент инфляции (9 процентов), то рост составит 9 процентов. Поэтому замедления темпов роста мы не видим, хотя стоит признать, что тенденции, которые просматриваются в будущем некоторых отраслей, заставляют правительство серьезно задуматься и о лоббировании интересов наших промышленников.
Относительно проблем, которые я назвал приоритетными в работе правительства на ближайшее время, – это энергетика, транспорт и кадры. Что касается энергетики, очевидно, что в самое ближайшее время правительство города пересмотрит свои подходы по обеспечению надежности энергоснабжения. Ситуация, когда зимой при не самых низких температурах мы вынуждены были останавливать промышленность, говорит только о том, что все предыдущие годы предприятия отрасли не уделяли достаточного внимания инвестированию в развитие системы, в создание новых мощностей, а больше увлекались выплатой больших дивидендов и мифической капитализацией. Поэтому мы в ближайшее время рассмотрим комплекс мер по реорганизации данной структуры. Есть несколько вариантов – от выкупа акций до создания совместного предприятия с РАО ЕЭС, в первую очередь, сетевого, которое должно обеспечивать и инвестиции в сетевое хозяйство, и надежность энергоснабжения. Что касается транспорта, то проблема разделяется на три составляющих. Первое – это дорожное строительство (и город наращивает темпы дорожного строительства). Сейчас рассматривается несколько вариантов развития дорог, конечно же, самое главное – магистрали, которые должны увести грузовики из города. Второе направление – организация грузового обслуживания предприятий, находящихся в городе. Ну, и третье – это сама организация дорожного движения – парковки, стоянки в неположенных местах. На первый взгляд, простые меры, но опыт европейских городов показывает, что они достаточно эффективны. Уверен, что в ближайшие годы острота этой проблемы будет снята. Сегодня, к сожалению, надо признать, что по городу ездить чрезвычайно тяжело».
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти