Что такое хорошо и что такое плохо

В Петербурге наконец-то наступила весна. Пока, правда, лишь календарная. Но буйство природных красок не за горами. Архитектура часто черпает вдохновение в природе, но здесь работают свои законы цветности и возникают свои проблемы. Комментирует эту поистине «весеннюю тему» заведующая кафедрой практической психологии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Елена Соловьева.
– Елена Анатольевна, не могли бы Вы дать общую эмоциональную оценку архитектурной колористики Петербурга? Мне, например, кажется, что наш город даже весной выглядит довольно серо.
– Цвет города зависит от его парков и скверов, от рекламных щитов, ландшафтов и видов, которые открываются с проспектов города. У нас ведь залив рядом… Хотя, конечно, длинные сумеречные дни зимой, медленная весна, почти постоянная пасмурная погода делают наш город действительно серым. Поэтому особенно актуальными становятся эффектные и эффективные цветовые архитектурные решения.
– Есть ли какие-то традиции использования цвета в архитектуре нашего города?
– Конечно. Ведь Петербург возник относительно недавно и стал строиться по европейским образцам. Цвету придавали тогда большое значение. В Петербурге можно четко выделить несколько стилистических «слоев», каждый из которых имеет свои цветовые предпочтения. Строгие сочетания белого, желтого или серого нашли отражение в классическом стиле; сине-зеленые, красно-желтые цвета в сочетании с тем же белым или бежевым – это живописное барокко; неспектральные оттенки стиля модерн – лиловые, оливковые, розовые; есть красно-кирпичный промышленный стиль и стиль конструктивизм с серым цветом бетона… Это все цвета нашего города.
– А какие здания в Петербурге по своей окраске нравятся лично Вам?
– Я люблю гулять в районе Технологического института по так называемым «Семенцам», где раньше размещались Семеновские полки. Там есть дома застройки конца XIX – начала XX века эпохи модерн. Если идешь по этим тихим улицам и у тебя благостное настроение, то при близком рассмотрении можно увидеть очень много интересного: оттенки, сочетания цветов, детали. Очень нравится здание детской библиотеки им. Пушкина на улице Марата. Оно не только фасадами хорошо, не только внутренними интерьерами, но и внутренними дворами – они отделаны с большим вкусом и с не меньшими денежными затратами, чем фасады.
– А знаковые здания города – Адмиралтейство, Петропавловка, Эрмитаж?
– Это, конечно, неотделимая часть нашего города. Но на самом деле окраска этих зданий несколько раз менялась. Они когда-то были иных цветов – не тех, к которым привыкли современные горожане. Но все равно они красивы, они всем нравятся. Что касается моих пристрастий, то мне, например, нравятся красно-кирпичные фабричные здания начала века вдоль Обводного канала или на Синопской набережной. Понимаете, они самодостаточны. Больше 100 лет стоят и не требуют особых хлопот. А дворцы не могут существовать без того, чтобы окраску сухой штукатурки не подновлять чуть ли не каждый год.
– Насколько сильно цветовая среда города влияет на настроение и здоровье людей?
– Известно, что цвет действительно влияет на настроение человека. Но необходимо понимать следующее: то, что мы называем одним словом «цвет», на самом деле складывается из трех компонентов - цветовой тон, светлота и насыщенность. Когда в научных исследованиях оказывалось, например, что красный цвет возбуждает и активизирует, а синий – успокаивает, то во многом это было связано с тем, что красные красители были более насыщенными, чем синие. Когда появились новые поколения красок, в которых и синий, и зеленый стали высоко насыщенными цветами, то оказалось, что и они также будоражат и поднимают настроение. То есть позитивно влияют на нашу психику «чистые», насыщенные цвета. Причем не обязательно яркие: не будем забывать про третий компонент – светлоту.
– Каковы основные принципы правильного или хотя бы не раздражающего, говоря примитивным языком, раскрашивания зданий и других архитектурных объектов?
– Раздражающее воздействие окраски не обязательно связано с цветностью. Представьте себе высокое здание, облицованное красивой жемчужно-розовой плиткой. А где-нибудь на уровне третьего этажа часть этой плитки отвалилась, оголив серый цемент – ну, не хватило у рабочих раствора, и прилепили они плитку «на жвачку». Мы можем даже не отдавать себе отчет в том, что заметили пятно на фасаде, но здание, его окраска будут нас раздражать. Так что нет некрасивых цветов – это вопрос моды. А есть цвета грязные, есть недоделанные поверхности, есть просто грязь и хаос (например, белье или просто хлам на балконах, хаотичное застекление). Все это часто создаем мы сами. А среда, в которой мы живем, это целостность, в которой нельзя выделить один главный элемент, например, цвет. В ней все связано. Ну и, конечно, особняком стоит проблема качественных отделочных материалов. Это, как показывает практика, всегда очень важно. Есть даже такое понятие – «бумажная архитектура», когда невозможно реализовать проект в силу отсутствия необходимых стройматериалов.
– Можно ли архитекторам в условиях скудного финансирования уходить от цветовой безвкусицы?
– Архитекторов меньше всего можно обвинять в безвкусице. Если вы имеете в виду типовую застройку, то ее окраска чаще всего зависит от того, какая краска «оказалась на складе» и насколько квалифицированные мастера выполняли отделочные работы. А если говорить о зданиях с далеко не скудным финансированием, то там безвкусица связана, простите, с заказчиком.
– Как влияет экология в городе на его цветность?
– Пыль, соли тяжелых металлов, копоть… Все это, конечно, оседает на фасадах, разрушает штукатурку. Цвет тускнеет и может совсем поблекнуть. Достаточно посмотреть на наши коричневые грязные обочины. Можно, конечно, сказать, что это особенность климата. Но меня в этом смысле всегда поражали северные европейские города, где можно ходить в белых кроссовках в любое время года.
– Замечено, что далеко не каждый архитектор знает даже порядок основных цветов спектра, хотя первые буквы их названий запомнить проще простого, выучив классическое «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Отсюда вопрос: все ли верно у нас в деле колористической подготовки архитекторов и дизайнеров?
– Можно иметь диплом экономиста и не разбираться в экономике, а вот диплом архитектора так просто не получишь. И без необходимых знаний к проекту тебя никто не допустит. Есть специальный предмет «цветоведение», который начинают изучать уже с первых курсов. Вы бы видели курсовые работы по колористике наших студентов! Другое дело, что сейчас много краткосрочных курсов, где готовят дизайнеров, давая им, по сути, просто навыки шаблонного проектирования интерьеров. Некоторые из этих «специалистов», возможно, называют себя архитекторами. Но таковыми не являются!
– Есть ли какая-то государственная поддержка колористической деятельности в России вообще и в Петербурге в частности?
– Когда-то, в 30–60-е годы, в нашем институте очень плодотворно работала кафедра цветоведения, сотрудники которой сделали много известных открытий. А в институте мозга им. В.М. Бехтерева существовала лаборатория психологии цветового зрения. Тогда была государственная поддержка. Сейчас строительство – это огромная и богатая коммерческая сфера деятельности. А вот готова ли коммерческая сфера поддерживать исследования хотя бы по той же колористике, это большой вопрос.

Автор: Беседовала Наталья Ковтун
рубрика: Среда обитания

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.