Бережное преобразование
Недавно в представительстве региона Стокгольм в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Устойчивое развитие городов: комплексный подход к преобразованию городской среды. Опыт Стокгольма и Санкт-Петербурга». Несмотря на заявленный совместный обмен опытом, центральным выступлением стала презентация уникального опыта проектирования, строительства и обеспечения района Стокгольма Хаммарбюшестад, представленная начальником информационного отдела муниципальной компании «Водоканал Стокгольма» Эриком Фреденталем.
Чиновник принимает решение,
депутат утверждает
Практика развития городской среды шведского мегаполиса в корне отличается от того, с чем мы ежедневно сталкиваемся в нашем великолепном пока еще городе.
Начать с того, что решение о комплексной застройке каждого квартала и о реконструкции каждого исторического здания Стокгольма разрабатывается чиновниками и обязательно утверждается городским парламентом. У нас решение о застройке – исключительная компетенция правительства, то есть исполнительной власти, а Генеральный план развития города впервые был утвержден законом в прошлом году. До этого и он парламентом не обсуждался.
Когда решение принято, инженерно подготовленные городской властью участки продаются или сдаются в аренду бизнесменам, которые разрабатывают архитектурный проект с учетом заранее оговоренных условий, и затем вновь утверждают его в муниципалитете. Проект могут завернуть, если он выпадает из общей концепции развития квартала. В обязательные условия входят: высотность строения, его внешний вид, оснащение энергосберегающим оборудованием (в случае с описываемым кварталом – солнечные батареи на каждом доме), экономичными сливными бачками и приборами учета (водопотребление на одного жителя – 100 литров в сутки. Для сравнения, у нас еще недавно нормой считалось 600 литров) и бытовой техникой класса А.
Общественность уЧаствует и влиЯет
Информация о реконструкции квартала обязательно размещается на сайте в сети Интернет, причем новости о ходе реконструкции публикуются ежедневно. И каждый житель строящегося или соседнего квартала может высказать свои требования. К примеру, квартал Хаммарбюшестад изначально планировался с обеспечением паркингами в объеме 0,3 места на семью. После обсуждения объем был увеличен до 0,65 процента.
С чем это связано? Дело в том, что Хаммарбюшестад – новый уникальный жилой район Стокгольма, при развитии которого администрация города с первого дня сформулировала строгие экологические требования относительно зданий, инженерной инфраструктуры (нельзя применять трубы из меди и ПВХ) и транспорта. Перевозками в квартале занимается экологически чистый транспорт – трамвай и автобусы, работающие либо на биогазе, либо на этиловом спирте. Кроме того, работает специальная служба проката автомобилей (на том же топливе, что и автобусы), услугами которой может воспользоваться каждый житель, если ему необходимо съездить за продуктами, в гости или выехать за город. На службу
70 процентов шведов ездят на общественном транспорте.
Промышленность и жилье
в одном квартале
Особенность презентуемого района в том, что он возведен на месте бывшей портово-промышленной зоны. Причем всю промышленность выводить не стали, часть предприятий продолжают работать, так как шведское правительство отказалось от идеи строительства спальных районов. Там полагают, что людям удобнее работать рядом с домом.
Несмотря на очень плотную застройку, не забыли и о зеленых зонах – все свободное пространство между зданиями засажено кустами и деревьями. Идея – переход из одного здания в другое должен осуществляться по зеленой зоне. Построено два экодука – пешеходные мосты, ведущие в пригородную зеленую зону. Мост также засажен деревьями и напоминает аллею, по которой, по словам Эрика Френденталя, в город заходят лоси. Площадь квартала – 1,5 кв. км. На ней до 2016 года планируется возвести 10 тыс. кв. метров жилья для 23 тыс. жителей и открыть 10 тыс. рабочих мест. В настоящее время выполнено примерно 50 процентов от задуманного. Стоимость средней квартиры (75 кв. метров жилой площади, полностью отделанной, оснащенной всей необходимой бытовой техникой – стиральной и посудомоечной машинами, холодильником и прочим) в этом квартале – 2,5 млн шведских крон или чуть более $300 тыс. Квартал расположен рядом с центром города. Плата за жилье – от 4 до 5 тыс. шведских крон в месяц, если квартира собственная и владелец является членом ТСЖ. Арендатор платит 10-11 тыс. в месяц. Высотность зданий в квартале – 7-8 этажей. Шведское правительство пока выступает против небоскребов, чтобы не исказить облик центральной части города, хотя документов, запрещающих высотное строительство, нет.
Настойчивое стремление администрации Стокгольма к созданию экологически чистой среды в городе привело к тому, что сегодня в центре города в водоемах можно купаться и ловить лосося. Задача, которую преследуют руководители Стокгольма при строительстве новых кварталов или реконструкции старых – максимально улучшать состояние окружающей среды. Ведь от этого зависит, сумеем ли мы жить с природой в ладу во благо человечеству.
Автор: Лилиана Глазова
Чиновник принимает решение,
депутат утверждает
Практика развития городской среды шведского мегаполиса в корне отличается от того, с чем мы ежедневно сталкиваемся в нашем великолепном пока еще городе.
Начать с того, что решение о комплексной застройке каждого квартала и о реконструкции каждого исторического здания Стокгольма разрабатывается чиновниками и обязательно утверждается городским парламентом. У нас решение о застройке – исключительная компетенция правительства, то есть исполнительной власти, а Генеральный план развития города впервые был утвержден законом в прошлом году. До этого и он парламентом не обсуждался.
Когда решение принято, инженерно подготовленные городской властью участки продаются или сдаются в аренду бизнесменам, которые разрабатывают архитектурный проект с учетом заранее оговоренных условий, и затем вновь утверждают его в муниципалитете. Проект могут завернуть, если он выпадает из общей концепции развития квартала. В обязательные условия входят: высотность строения, его внешний вид, оснащение энергосберегающим оборудованием (в случае с описываемым кварталом – солнечные батареи на каждом доме), экономичными сливными бачками и приборами учета (водопотребление на одного жителя – 100 литров в сутки. Для сравнения, у нас еще недавно нормой считалось 600 литров) и бытовой техникой класса А.
Общественность уЧаствует и влиЯет
Информация о реконструкции квартала обязательно размещается на сайте в сети Интернет, причем новости о ходе реконструкции публикуются ежедневно. И каждый житель строящегося или соседнего квартала может высказать свои требования. К примеру, квартал Хаммарбюшестад изначально планировался с обеспечением паркингами в объеме 0,3 места на семью. После обсуждения объем был увеличен до 0,65 процента.
С чем это связано? Дело в том, что Хаммарбюшестад – новый уникальный жилой район Стокгольма, при развитии которого администрация города с первого дня сформулировала строгие экологические требования относительно зданий, инженерной инфраструктуры (нельзя применять трубы из меди и ПВХ) и транспорта. Перевозками в квартале занимается экологически чистый транспорт – трамвай и автобусы, работающие либо на биогазе, либо на этиловом спирте. Кроме того, работает специальная служба проката автомобилей (на том же топливе, что и автобусы), услугами которой может воспользоваться каждый житель, если ему необходимо съездить за продуктами, в гости или выехать за город. На службу
70 процентов шведов ездят на общественном транспорте.
Промышленность и жилье
в одном квартале
Особенность презентуемого района в том, что он возведен на месте бывшей портово-промышленной зоны. Причем всю промышленность выводить не стали, часть предприятий продолжают работать, так как шведское правительство отказалось от идеи строительства спальных районов. Там полагают, что людям удобнее работать рядом с домом.
Несмотря на очень плотную застройку, не забыли и о зеленых зонах – все свободное пространство между зданиями засажено кустами и деревьями. Идея – переход из одного здания в другое должен осуществляться по зеленой зоне. Построено два экодука – пешеходные мосты, ведущие в пригородную зеленую зону. Мост также засажен деревьями и напоминает аллею, по которой, по словам Эрика Френденталя, в город заходят лоси. Площадь квартала – 1,5 кв. км. На ней до 2016 года планируется возвести 10 тыс. кв. метров жилья для 23 тыс. жителей и открыть 10 тыс. рабочих мест. В настоящее время выполнено примерно 50 процентов от задуманного. Стоимость средней квартиры (75 кв. метров жилой площади, полностью отделанной, оснащенной всей необходимой бытовой техникой – стиральной и посудомоечной машинами, холодильником и прочим) в этом квартале – 2,5 млн шведских крон или чуть более $300 тыс. Квартал расположен рядом с центром города. Плата за жилье – от 4 до 5 тыс. шведских крон в месяц, если квартира собственная и владелец является членом ТСЖ. Арендатор платит 10-11 тыс. в месяц. Высотность зданий в квартале – 7-8 этажей. Шведское правительство пока выступает против небоскребов, чтобы не исказить облик центральной части города, хотя документов, запрещающих высотное строительство, нет.
Настойчивое стремление администрации Стокгольма к созданию экологически чистой среды в городе привело к тому, что сегодня в центре города в водоемах можно купаться и ловить лосося. Задача, которую преследуют руководители Стокгольма при строительстве новых кварталов или реконструкции старых – максимально улучшать состояние окружающей среды. Ведь от этого зависит, сумеем ли мы жить с природой в ладу во благо человечеству.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Среда обитания