Красиво сносить не запретишь

В условиях плотной городской застройки разрушить старое здание зачастую оказывается сложнее, чем построить новое. Компаниям, занимающимся демонтажом, приходится обращаться со старыми кирпичами и балками как ювелирам с драгоценными камнями: несмотря на развитие технической базы, значительная часть работ по старинке делается вручную.
С каждым годом свободных площадок под строительство в Санкт-Петербурге остается все меньше, поэтому рынок сноса и демонтажа зданий набирает обороты. В городе много старых зданий, не представляющих исторической и художественной ценности. Некоторые из них аварийноопасны, другие просто не отвечают современным требованиям, третьи нарушают архитектурный облик города. «В ситуации, когда необходимо профессионально, безопасно и в короткие сроки «убрать» объект, особенно если он расположен в историческом центре города, демонтаж – лучшее решение», – рассказывает Михаил Раев, генеральный директор ООО «ДМК Концерн». Демонтаж зданий (в отличие от сноса) позволяет применять щадящие технологии, используя которые можно работать, минимально воздействуя на окружающую среду, не сотрясая стены прилегающих зданий и не перекрывая проезжую часть.
Традиционный метод разрушения зданий – с помощью так называемой «шар-бабы» – огромного шара, разбивающего конструкции. Эта технология связана с большими трудозатратами: чтобы раздробить дом на фрагменты, которые легко вывезти, требуется достаточно длительная работа, либо ювелирная точность удара. В условиях плотной застройки исторического центра Санкт-Петербурга она неприменима, поскольку невозможно добиться необходимого размаха, ни за что не зацепившись.
Взрывать в историческом центре Санкт-Петербурга тоже никто не позволит. «В городе настолько плохой грунт, что если взорвать дом, могут упасть еще несколько рядом стоящих», – рассказывает Михаил Раев.
Более прогрессивный вариант демонтажа – использование гидравлических экскаваторов. Однако здесь тоже есть своя специфика. Разрушая 3-4-этажное здание, экскаватор располагается или сбоку от здания на специальном пандусе (чтобы он доставал до верхних этажей), или с помощью крана его поднимают на крышу. Однако применять этот метод при демонтаже аварийных зданий очень опасно.
Строительство наоборот
«В условиях сплошной застройки, когда стены соседних домов вплотную примыкают друг к другу, работать зачастую приходится руками. Более того, даже при наличии самой современной техники творческий подход никто не отменял. Постоянно приходится придумывать различные варианты оптимизации процесса демонтажа», – рассказывает Михаил Раев. Несколько лет назад компания «ДМК Концерн» принимала участие в демонтаже комплекса зданий на набережной реки Фонтанки, 61. Всю верхнюю часть здания пришлось разбирать вручную, технику смогли применить только на нижних этажах. Два верхних этажа здания, расположенного на Невском, 55, рядом с гостиницей «Невский Палас», также демонтировали «по кирпичику». «Работать в центре города, особенно вдоль многолюдных магистралей, таких, как Невский проспект, исключительно сложно, – говорит Михаил Раев. – Нам чуть ли не живое оцепление пришлось ставить, чтобы оградить участок работ, потому что людей даже заборы не останавливают». При демонтаже ДК им. Первой пятилетки вручную разбирали крышу: при грубом вмешательстве «поехать» вниз на оживленную улицу Декабристов могли все железные листы.
При разборе семиэтажного здания на углу Малого проспекта В.О. и набережной Макарова была использована технология, разработанная компанией «ДМК Концерн», – дом разваливали небольшими частями при помощи гидравлических домкратов. Такой метод позволяет значительно сократить временные затраты в случае, когда вручную работать слишком долго, а крупной техникой небезопасно.
Кафе «Орбита» на Большом проспекте Петроградской стороны также разбирали необычным способом. Его определила специфическая форма образчика поздней советской архитектуры: здание выглядело как гриб с монолитной бетонной шляпкой. Крышу рассекали и вынимали по кусочку. При этом движение на Большом проспекте не останавливали, поэтому крупную технику применять возможности не было.
Не останавливали движение поездов и на железнодорожной станции «Шушары», когда там разбирали части сталежелезобетонного пролетного строения путепроводной развязки. «Для того, чтобы снять опалубку с нижней части моста, нам пришлось придумать специальную платформу. Ее подвесили под мостом, и демонтажники работали, сидя на платформе. Под ними была высоковольтная линия и проносились поезда. В интервалах между поездами одни рабочие опускали опалубку вниз, а другие спешно убирали ее с путей», – рассказывает Михаил Раев.
Рынок сноса
Сейчас в Санкт-Петербурге работают около 10 компаний-«демонтажников». Широко обсуждаемые сейчас вопросы охранных зон и Генплана Петербурга открывают новые перспективы для этого рынка, особенно в промышленном секторе. Только в рамках осуществления концепции Генплана Петербурга на ближайшие 10 лет город планирует потратить $3,5 млрд на освобождение 500 га земли в центре города и на прилегающих к нему территориях от промышленных предприятий. «Активный рост цен на землю в центре города будет стимулировать вывод промышленных предприятий и строительство на освободившихся землях жилой и коммерческой недвижимости», – делает прогнозы Михаил Раев.
Демонтажники, как и застройщики, сталкиваются с «бумажными» проблемами. «Еще пять-шесть лет назад работать было намного проще. Сейчас процедура оформления разрешительной документации занимает слишком много времени. Если взять условный срок работы над объектом пять месяцев, то из них на «бумаги» уходит три», – утверждает Михаил Раев.
Сейчас средняя стоимость демонтажа варьируется от $5-10 за куб. метр. По мнению Михаила Раева, недавнее ужесточение законодательства, регулирующего обращение с отходами, приведет к серьезному увеличению стоимости работ по сносу зданий.

Автор: Екатерина Меньшикова
рубрика: Городская среда
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.