Все хорошо, кроме рождаемости

В рамках часа правительства на заседании Законодательного собрания 26 апреля выступил вице-губернатор Михаил Осеевский с докладом о ходе реализации в 2005 году Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденной городским законом 15 ноября 2005 года.
Вице-губернатор напомнил, что главной целью социально-экономического развития Санкт-Петербурга является рост благосостояния горожан, при этом отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения должно составить в 2008 году 4,36 против 3,08 в 2004 году. Как сообщил г-н Осеевский, в рамках работы по повышению благосостояния петербуржцев, сокращению масштабов бедности и обеспечению высоких доходов жителей Санкт-Петербурга особое внимание уделялось семьям, имеющим детей, работникам бюджетной сферы, получающим заработную плату за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, лицам с ограниченными возможностями и пенсионерам.
По состоянию на 31 декабря 2005 года на учете в Санкт-Петербургском городском центре по начислению и выплате пенсий и пособий состояли 108 899 семей, получающих пособия на детей. Общее количество детей в этих семьях – 141 001. Общая сумма назначенных им пособий с начала 2005 года составила 738,1 млн рублей.
Петербургские пенсионеры в возрасте 65 лет и старше получали ежемесячные доплаты к пенсии до прожиточного минимума за счет средств бюджета города. Средний размер пенсии на 31 декабря 2005 года по Санкт-Петербургу составил 2846 рублей 20 копеек, что на 25,6 процента больше, чем в 2004 году. При этом средний размер пенсии превысил прожиточный минимум пенсионера на 450 рублей 40 копеек (в 2004 году это превышение составляло 132 рубля 58 копеек).
В 2005 году заработная плата работников бюджетной сферы Санкт-Петербурга росла темпами, значительно превышающими темпы инфляции. Так, среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы Санкт-Петербурга в 2005 году, по оценке Комитета по труду и социальной защите населения, составила 8600 рублей (в 2004 году – 6463 рубля). Таким образом, в номинальном выражении заработная плата петербургских бюджетников за отчетный год выросла на 33,1 процента, а в реальном выражении (с учетом инфляции) – на 16,2 процента.
Принятые правительством Санкт-Петербурга меры по увеличению доходов населения и по сокращению масштабов бедности, а также устойчивый рост экономики города позволили выполнить, а по некоторым показателям существенно перевыполнить целевые ориентиры 2005 года. Так, Программой предусматривалось в 2005 году добиться отношения месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения 3,13 раза, фактически этот показатель составил 3,56.
По следующей программной задаче – «повышение качества городской среды» – правительством Санкт-Петербурга выполнен большой объем работы. В течение 2005 года были разработаны и утверждены постановлениями городского правительства концепции генеральных схем снабжения города теплом, газом, водой, электричеством, что позволило сформировать долгосрочные программы развития этих видов городской инфраструктуры. За 2004-2005 годы было реконструировано 34,3 км магистральных тепловых сетей больших диаметров (700-1400 мм), выполнены работы по комплексной реконструкции инженерных сетей на проспекте Энгельса (в целом реконструировано 15,55 км инженерных сетей), 25 км сетей газоснабжения. В рамках реализации «Программы газификации поселков и пригородов Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы» проложено 41 км газопроводов в пригородных районах Санкт-Петербурга. Начата реконструкция и расширение котельной «Парнас». С целью прекращения сброса неочищенных сточных вод в акваторию Балтийского моря в сентябре 2005 года были введены в эксплуатацию Юго-Западные очистные сооружения.
Строительным комплексом Санкт-Петербурга в прошедшем году введено в эксплуатацию 2 273 382,1 кв. метра жилой площади (507 жилых домов на 33 190 квартир), а также 406 объектов различного назначения общей площадью более 1260 тыс. кв. метров, в том числе: 30 автозаправочных станций, 75 объектов торгового назначения, 67 производственно-складских объектов, 68 административных и офисных зданий, бизнес-центров, выставочных комплексов, 10 объектов религии, культуры и образования, 40 объектов автосервиса, гаражи, крытые стоянки, 17 объектов здравоохранения и физической культуры, 9 гостиниц и большое число объектов производственно-технического назначения. В 2005 году отремонтировано в жилых зданиях 5848 лестничных клеток и 921,2 тыс. кв. метров кровель. За счет средств бюджета был выполнен ремонт фасадов 325 домов (731,9 тыс. кв. метров), что составило 166,7 процента к объемам 2004 года, проведена модернизация и реконструкция 533 лифтов (в 3,3 раза больше, чем в 2004 году), выполнен ремонт асфальтовых покрытий на площади 1611,9 тыс. кв. метров (в 5 раз больше, чем в 2004 году), было замощено 65,8 тыс. кв. метров дворов (в 6 раз больше, чем в 2004 году), обустроено 29 школьных площадок.
В сфере культуры города накопилось немало проблем, часть которых удалось успешно решить в 2005 году. Так, к 60-летию Победы был произведен капитальный ремонт Монумента героическим защитникам Ленинграда, Пискаревского мемориального кладбища. Также в 2005 году были отреставрированы «Египетские ворота» в городе Пушкин, фасады Центрального выставочного зала «Манеж», открылся Концертный зал Государственной академической Капеллы. В рамках реализации задачи Программы по обеспечению роста и повышению конкурентоспособности экономики Санкт-Петербурга правительством города проводилась активная промышленная и инвестиционная политика, принимались меры по улучшению предпринимательского климата в городе.
В течение 2005 года правительством Санкт-Петербурга проводилась работа по выводу из кризиса предприятий, имеющих неудовлетворительные показатели хозяйственной деятельности. В результате предпринятых мер задолженность крупнейших промышленных предприятий-должников в бюджет Санкт-Петербурга сократилась за год более чем на 30 млн рублей, количество проблемных предприятий уменьшилось на 12 единиц, задолженность по заработной плате на промышленных предприятиях снизилась в 4 раза.
Усилия, предпринятые правительством Санкт-Петербурга в части улучшения инвестиционного климата в городе, привели к повышению инвестиционных рейтингов города ведущими международными рейтинговыми агентствами. Так, рейтинговое агентство Standard & Poor’s в ноябре 2005 года повысило рейтинг Санкт-Петербурга до уровня BB+ (positive). Рейтинговое агентство Moody’s Investors Service в октябре 2005 года повысило рейтинг Санкт-Петербурга до уровня Ваа2 (stable). Санкт-Петербургу присуждена награда международной выставки инвестиций в недвижимость Barcelona Meeting Point-2005 в номинации «Лучший международный проект» за комплексную политику развития города в сфере недвижимости.
В 2005 году достигнуто существенное увеличение доходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга, причем фактически достигнутый объем доходов (143,2 млрд рублей) значительно превысил показатель, предусмотренный Программой (115,2 млрд рублей). В расчете на одного жителя доходы бюджета Санкт-Петербурга в 2005 году составили 31,2 тыс. рублей против 25,1 тыс. рублей, предусмотренных Программой. Объем городских доходов по сравнению с 2003 годом в номинальном выражении увеличился более чем в 1,85 раза. Наличие крупных экспортных заказов и востребованность продукции городских предприятий на внутреннем рынке, устойчивый рост оплаты труда петербуржцев способствовали росту налоговых поступлений в бюджет.
Вице-губернатор отметил, что ситуация в демографической сфере продолжает оставаться сложной. В 2005 году в Санкт-Петербурге родилось 39,4 тыс. детей (на 1476 человек меньше, чем в 2004 году). Умерло 73,3 тыс. человек (на 1200 человек меньше, чем в 2004 году). Официальных статистических данных по ожидаемой продолжительности жизни населения Санкт-Петербурге за 2005 год пока нет, но, учитывая снижение числа умерших, можно предполагать, что по этому показателю Программа будет выполнена.

Автор: Евгений Герасимов
рубрика: Кредитная история
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.