Электроэнергия без посредников
Стагнация на энергетическом рынке Петербурга привела к тому, что большинство строительных компаний начинают возводить объект, не имея не только электрических мощностей, но даже и согласований на будущие мощности. В этой ситуации получил развитие рынок аренды генерирующего оборудования, способного обеспечить весь цикл строительства необходимой электроэнергией.
По оценкам экспертов, 80 процентов объектов строятся без выделения временного энергоснабжения АО «Ленэнерго» и сдаются госкомиссии, не имея постоянной схемы энергоснабжения. По некоторым данным, на сегодняшний день в Петербурге около 700 домов подключены к электросетям по временной схеме, при том, что в год сдается около 400. Ввиду отсутствия необходимых энергомощностей строители вынуждены использовать альтернативное генерирующее оборудование – дизель-генераторы.
«Как показывает практика, в 99 случаев из 100 застройщик начинает полную свою деятельность, не имея от Ленэнерго ни единой бумажки», – говорит исполнительный директор ООО «Тэтра-Электрик» Олег Лебедев. – Если на начальном этапе вопрос может стать только об освещении работ в вечернее и ночное время при рытье котлована, то когда непосредственно начинается строительство, электричеством необходимо обеспечить краны, сварочное и компрессорное оборудование, различный электроинструмент, бытовки, а также некоторые технологические процессы, например, прогрев бетона. Вероятность того, что Ленэнерго обеспечит необходимой мощностью на этапе строительства – мала, поскольку организации вынуждены одновременно и начинать строительство, и согласовывать технические условия подключения».
«Чем больше строительная организация, тем больше вероятность, что она содержит парк генерирующего оборудования, а возможно, что и собственную энергетическую структуру, – считает директор проектов ООО «А.Д.Д. Инжиниринг» Александр Левкович. – Однако содержать большие мощности дизельных электростанций не выгодно, поскольку потребность в них имеет временные интервалы использования. А стоимость одной дизель-электростанции, например, мощностью 400 кВт составляет порядка $100 тысяч. Аренда генерирующего оборудования – это оптимальный вариант».
ВынужденнаЯ мера
«Использование дизельных электростанций – это вынужденная мера. Когда срок подключения не ясен, лучше ее сразу же запроектировать. Тем самым компания способна обезопасить себя на срок от начала строительства до подключения к сетям Ленэнерго. Особенно актуально это при строительстве магазинов, кинотеатров и других социальных объектов, которые будут открываться и спокойно работать. А когда построят и подключат постоянную трансформаторную подстанцию, временная дизель-электростанция просто выключается из схемы, то есть берется и увозится», – рассказывает Олег Лебедев. – В Петербурге 50 процентов гипермаркетов сидят на временном электроснабжении от дизельных электростанций. Как правило, они ничего не успевают согласовывать в срок и сразу же надеются на временное электроснабжение от альтернативной сети. Им это даже удобно, хотя Ленэнерго очень этому противится». «Мы используем дизель-генераторы на всех объектах: 500 кВт электроэнергии мы получаем от сетей Ленэнерго и порядка 3000 кВт вырабатывают собственные и арендованные дизель-генераторы. Но это очень дорогое удовольствие. Например, электроэнергия от дизельных установок, используемая нами при строительстве дома площадью 100 тыс. кв. метров в течение года, обошлась нам в 1 млн EURO, не считая затраты на саму аренду, – говорит директор по инвестиционному развитию ЗАО «Юит-Лентек» Алексей Спиридонов. – Поэтому сейчас мы пытаемся наладить диалог с Ленэнерго, начинаем завязывать деловые отношения, и они начинают реагировать на наши запросы». «Мы используем дизель-генераторы по временной схеме, пока не решены вопросы с Ленэнерго, потому что задержка и срывы сроков строительства обходится компании гораздо дороже», – подтверждает главный энергетик СК «Импульс» Дмитрий Божеский.
Потенциальный рынок
Сегодня рынок аренды дизель-генераторов в Петербурге почти установился. Свои энергетические мощности предлагают около 10 крупных игроков – это петербургские, московские, финские и шведские компании. Часть из них не только поставляют, как правило, импортное оборудование, но и предоставляют полный комплекс услуг: разработку и проектирование специальных шкафов, через которые можно управлять оборудованием, а также его полное обслуживание, включая обеспечение топливом, когда заказчик получает на клеммах только необходимую мощность.
Наиболее востребованная мощность при строительстве объектов – от 250 до 500 кВА. Как правило, компания-застройщик устанавливает несколько машин, а необходимая мощность достигается варьированием при подключении. Например, обслуживание одного из торговых центров «Карусель» осуществляется шестью дизель-генераторами. В пиковые нагрузки могут одновременно работать все шесть машин, в ночные же часы достаточно одной-двух. «Только по строительным компаниям потребность в аренде энергогенерирующего оборудовании в Петербурге исчисляется сотнями мегаватт годового потребления», – утверждает Александр Левкович.
По оценкам экспертов, спрос на электроэнергию на строительном рынке в 2005 году составлял около 70 МВт/час. При средней арендной ставке дизель-электростанции мощностью 400 кВт 900 рублей в час потенциал рынка аренды энергооборудования оценивается в $50 млн в год.
Если при строительстве аренда дизель-генераторов, как правило, обходится без страхования рисков, то использование генерирующих мощностей в ритэйле без страховки не обходится. Час работы гипермаркета приносит прибыль от 150 тысяч рублей. При отсутствии электричества в течение нескольких часов гипермаркет теряет не только недополученную прибыль, но и стоимость испорченных продуктов в миллионы рублей. Поэтому при обслуживании гипермаркетов компания-поставщик оборудования страхует ущерб, который может понести заказчик при сбое работы генерирующего оборудования.
Автор: Татьяна Груздева
По оценкам экспертов, 80 процентов объектов строятся без выделения временного энергоснабжения АО «Ленэнерго» и сдаются госкомиссии, не имея постоянной схемы энергоснабжения. По некоторым данным, на сегодняшний день в Петербурге около 700 домов подключены к электросетям по временной схеме, при том, что в год сдается около 400. Ввиду отсутствия необходимых энергомощностей строители вынуждены использовать альтернативное генерирующее оборудование – дизель-генераторы.
«Как показывает практика, в 99 случаев из 100 застройщик начинает полную свою деятельность, не имея от Ленэнерго ни единой бумажки», – говорит исполнительный директор ООО «Тэтра-Электрик» Олег Лебедев. – Если на начальном этапе вопрос может стать только об освещении работ в вечернее и ночное время при рытье котлована, то когда непосредственно начинается строительство, электричеством необходимо обеспечить краны, сварочное и компрессорное оборудование, различный электроинструмент, бытовки, а также некоторые технологические процессы, например, прогрев бетона. Вероятность того, что Ленэнерго обеспечит необходимой мощностью на этапе строительства – мала, поскольку организации вынуждены одновременно и начинать строительство, и согласовывать технические условия подключения».
«Чем больше строительная организация, тем больше вероятность, что она содержит парк генерирующего оборудования, а возможно, что и собственную энергетическую структуру, – считает директор проектов ООО «А.Д.Д. Инжиниринг» Александр Левкович. – Однако содержать большие мощности дизельных электростанций не выгодно, поскольку потребность в них имеет временные интервалы использования. А стоимость одной дизель-электростанции, например, мощностью 400 кВт составляет порядка $100 тысяч. Аренда генерирующего оборудования – это оптимальный вариант».
ВынужденнаЯ мера
«Использование дизельных электростанций – это вынужденная мера. Когда срок подключения не ясен, лучше ее сразу же запроектировать. Тем самым компания способна обезопасить себя на срок от начала строительства до подключения к сетям Ленэнерго. Особенно актуально это при строительстве магазинов, кинотеатров и других социальных объектов, которые будут открываться и спокойно работать. А когда построят и подключат постоянную трансформаторную подстанцию, временная дизель-электростанция просто выключается из схемы, то есть берется и увозится», – рассказывает Олег Лебедев. – В Петербурге 50 процентов гипермаркетов сидят на временном электроснабжении от дизельных электростанций. Как правило, они ничего не успевают согласовывать в срок и сразу же надеются на временное электроснабжение от альтернативной сети. Им это даже удобно, хотя Ленэнерго очень этому противится». «Мы используем дизель-генераторы на всех объектах: 500 кВт электроэнергии мы получаем от сетей Ленэнерго и порядка 3000 кВт вырабатывают собственные и арендованные дизель-генераторы. Но это очень дорогое удовольствие. Например, электроэнергия от дизельных установок, используемая нами при строительстве дома площадью 100 тыс. кв. метров в течение года, обошлась нам в 1 млн EURO, не считая затраты на саму аренду, – говорит директор по инвестиционному развитию ЗАО «Юит-Лентек» Алексей Спиридонов. – Поэтому сейчас мы пытаемся наладить диалог с Ленэнерго, начинаем завязывать деловые отношения, и они начинают реагировать на наши запросы». «Мы используем дизель-генераторы по временной схеме, пока не решены вопросы с Ленэнерго, потому что задержка и срывы сроков строительства обходится компании гораздо дороже», – подтверждает главный энергетик СК «Импульс» Дмитрий Божеский.
Потенциальный рынок
Сегодня рынок аренды дизель-генераторов в Петербурге почти установился. Свои энергетические мощности предлагают около 10 крупных игроков – это петербургские, московские, финские и шведские компании. Часть из них не только поставляют, как правило, импортное оборудование, но и предоставляют полный комплекс услуг: разработку и проектирование специальных шкафов, через которые можно управлять оборудованием, а также его полное обслуживание, включая обеспечение топливом, когда заказчик получает на клеммах только необходимую мощность.
Наиболее востребованная мощность при строительстве объектов – от 250 до 500 кВА. Как правило, компания-застройщик устанавливает несколько машин, а необходимая мощность достигается варьированием при подключении. Например, обслуживание одного из торговых центров «Карусель» осуществляется шестью дизель-генераторами. В пиковые нагрузки могут одновременно работать все шесть машин, в ночные же часы достаточно одной-двух. «Только по строительным компаниям потребность в аренде энергогенерирующего оборудовании в Петербурге исчисляется сотнями мегаватт годового потребления», – утверждает Александр Левкович.
По оценкам экспертов, спрос на электроэнергию на строительном рынке в 2005 году составлял около 70 МВт/час. При средней арендной ставке дизель-электростанции мощностью 400 кВт 900 рублей в час потенциал рынка аренды энергооборудования оценивается в $50 млн в год.
Если при строительстве аренда дизель-генераторов, как правило, обходится без страхования рисков, то использование генерирующих мощностей в ритэйле без страховки не обходится. Час работы гипермаркета приносит прибыль от 150 тысяч рублей. При отсутствии электричества в течение нескольких часов гипермаркет теряет не только недополученную прибыль, но и стоимость испорченных продуктов в миллионы рублей. Поэтому при обслуживании гипермаркетов компания-поставщик оборудования страхует ущерб, который может понести заказчик при сбое работы генерирующего оборудования.
Автор: Татьяна Груздева
рубрика:
Городская среда