Невские шедевры
По богатству художественного металла Северная столица не имеет себе равных. И, говоря о решетках, нельзя не упомянуть хотя бы несколько петербургских шедевров.
Ограда Летнего сада... 36 розово-пепельных колонн, увенчанных вазами и урнами, чередуются с железными звеньями черно-золотой решетки, сооруженной в 1770-1784 годах по проекту Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Звенья решетки, поражающие легкостью, строгостью и гармоничностью, выкованы тульскими кузнецами, а гранитные колонны – творение каменотесов из села Путилова, расположенного близ Петербурга.
А вот ограда Храма Воскресения Христова… Причудливый и очень красивый рисунок из кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна. Звенья расположены между монументальными цилиндрическими столбами с красивым декором. Всем знаком сквер на площади Островского. Его окружает ограда с простым рисунком, звенья которой крепятся к цилиндрическим стойкам. По верху решетки – наконечники пик. Ограда была установлена в 1873 году одновременно с памятником Екатерине II, возвышающимся в центре сквера.
Двадцать девять одинаковых львов, держащих в зубах тяжелые чугунные цепи, выстроились вдоль Свердловской набережной. Они сидят на пьедесталах квадратного сечения, попирающих фундамент из пудостского камня. В Петербурге много каменных и чугунных львов, но в таком количестве они представлены только в этой ограде. За львами, отделяя их от дома, стоит простая решетка из вертикальных прутьев.
В 1850 году по проекту инженера С.В. Кербедза был построен первый постоянный мост через Неву. Первоначально его называли Благовещенским, а с 1855 года – Николаевским. Сегодня он носит имя Лейтенанта Шмидта. На мосту была установлена интересная по рисунку решетка, спроектированная архитектором А.П. Брюлловым. В композицию введена аллегория морской стихии: ряд ажурных чугунных секций между прозрачными стойками, узор в виде трезубца Нептуна с пальметтой, с двух сторон фантастические морские коньки с хвостами, вплетенными в растительный орнамент. Внутреннее пространство стоек заполнено фигурами сосудов, различных по высоте и форме.
Очень красивы решетки Литейного моста. Чугунные литые секции между такими же стойками выполнены по рисункам архитектора К.К. Рахау. В рисунке решетки видна тенденция, общая для архитектуры второй половины XIX века: смешение стилей. Так, если меандр, окаймляющий каждое звено, – излюбленный мотив античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают декор барокко. В центре секции две русалки держат в руках щит с гербом Петербурга. Хвосты их вплетены в фигурный растительный орнамент. Просветы в чугунных столбиках заполнены фантастическими морскими животными, спускающимися в водную пучину.
Непревзойденное художественное чугунное литье, напоминающее кружево тончайшей работы, отличает решетку Певческого моста. Рисунок выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.
Оригинальный эффект можно наблюдать, проезжая по Тучкову мосту. Решетка ограды моста на первый взгляд очень простая. Однако стержни из полос квадратного сечения, переплетаясь определенным образом, создают необычную объемную картину. Едешь по мосту – и создается впечатление, что ограда колышется.
Автор: Игорь Мокеров
Ограда Летнего сада... 36 розово-пепельных колонн, увенчанных вазами и урнами, чередуются с железными звеньями черно-золотой решетки, сооруженной в 1770-1784 годах по проекту Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Звенья решетки, поражающие легкостью, строгостью и гармоничностью, выкованы тульскими кузнецами, а гранитные колонны – творение каменотесов из села Путилова, расположенного близ Петербурга.
А вот ограда Храма Воскресения Христова… Причудливый и очень красивый рисунок из кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна. Звенья расположены между монументальными цилиндрическими столбами с красивым декором. Всем знаком сквер на площади Островского. Его окружает ограда с простым рисунком, звенья которой крепятся к цилиндрическим стойкам. По верху решетки – наконечники пик. Ограда была установлена в 1873 году одновременно с памятником Екатерине II, возвышающимся в центре сквера.
Двадцать девять одинаковых львов, держащих в зубах тяжелые чугунные цепи, выстроились вдоль Свердловской набережной. Они сидят на пьедесталах квадратного сечения, попирающих фундамент из пудостского камня. В Петербурге много каменных и чугунных львов, но в таком количестве они представлены только в этой ограде. За львами, отделяя их от дома, стоит простая решетка из вертикальных прутьев.
В 1850 году по проекту инженера С.В. Кербедза был построен первый постоянный мост через Неву. Первоначально его называли Благовещенским, а с 1855 года – Николаевским. Сегодня он носит имя Лейтенанта Шмидта. На мосту была установлена интересная по рисунку решетка, спроектированная архитектором А.П. Брюлловым. В композицию введена аллегория морской стихии: ряд ажурных чугунных секций между прозрачными стойками, узор в виде трезубца Нептуна с пальметтой, с двух сторон фантастические морские коньки с хвостами, вплетенными в растительный орнамент. Внутреннее пространство стоек заполнено фигурами сосудов, различных по высоте и форме.
Очень красивы решетки Литейного моста. Чугунные литые секции между такими же стойками выполнены по рисункам архитектора К.К. Рахау. В рисунке решетки видна тенденция, общая для архитектуры второй половины XIX века: смешение стилей. Так, если меандр, окаймляющий каждое звено, – излюбленный мотив античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают декор барокко. В центре секции две русалки держат в руках щит с гербом Петербурга. Хвосты их вплетены в фигурный растительный орнамент. Просветы в чугунных столбиках заполнены фантастическими морскими животными, спускающимися в водную пучину.
Непревзойденное художественное чугунное литье, напоминающее кружево тончайшей работы, отличает решетку Певческого моста. Рисунок выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.
Оригинальный эффект можно наблюдать, проезжая по Тучкову мосту. Решетка ограды моста на первый взгляд очень простая. Однако стержни из полос квадратного сечения, переплетаясь определенным образом, создают необычную объемную картину. Едешь по мосту – и создается впечатление, что ограда колышется.
Автор: Игорь Мокеров
рубрика:
Актуальная тема