Театр с отпечатками времен

Александринский театр торжественно встретил свое 250-летие в обновленном виде. Более года реставраторы готовили здание театра к юбилейной дате. В современной Александринке сохранены и восстановлены отпечатки разных эпох.
Комплексную научную реставрацию Александринский драматический театр испытал на себе впервые. В последний раз реконструкция театра проводилась в 1932 году. В 60-х и 80-х годах прошлого века здесь были проведены лишь косметические ремонты.
Достойно подготовить один из старейших театров Петербурга к его юбилею федеральные власти решили в 2004 году. По словам главы Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Валерия Гутовского, тогда государство на все работы по восстановлению театра выделило 1 млрд 400 млн рублей. Как отмечает Валерий Гутовский, в настоящее время освоено 900 млн рублей. Полная реконструкция театра еще не окончена. Пока введена первая очередь работ.
Специфика современной реконструкции Александринки заключается в том, что все работы были направлены на воссоздание элементов разных эпох. Изначально планировалось провести реконструкцию в максимальном соответствии с проектом итальянского архитектора Карло Росси. Однако в апреле прошлого года специалисты провели исследовательскую работу и выяснили, что от эпохи Росси сохранилось немного, и полностью вернуть театру первоначальный облик оказалось невозможно. Более того, по словам научного сотрудника театра Александра Чепурова, полный проект Карло Росси утрачен, поэтому над интерьерами приходилось работать по тем историческим документам, которые удалось найти научным сотрудникам. В результате были сохранены и восстановлены некоторые элементы, внесенные реставраторами прошлых веков. Например, стены в зрительских ложах специалисты реставрационной компании «Петр Великий», руководствуясь фотографиями конца XIX века, покрасили в светло-бежевые тона. Между тем при Росси здесь была роспись по ткани с имитацией драпировок, полный рисунок которой не сохранился до нашего времени.
Александринский театр, как говорит Александр Чепуров, претерпел значительные изменения во время реконструкции 1932 года. Тогда уничтожили существующих в театре двуглавых орлов и уменьшили Царскую ложу для оборудования кинопроекционной будки. Современные реставраторы вернули утраченное на свои места. Советскую лиру над Центральной императорской ложей сменила позолоченная гипсовая птица. Еще пять царских символов установлены на портьерах театральной ложи.
В настоящее время полностью восстановлен круглый потолочный плафон в зрительном зале. Как отмечает Александр Чепуров, во время исследовательских работ выяснилось, что рисунок подвесного потолка Карло Росси создавал для другого театра — Каменноостровского. По его эскизу роспись была нанесена на свод зрительного зала во время реконструкции 1932 года. Это недоразумение вошло в историю. Современные реставраторы рисунок решили не менять.
Амфитеатр сделали таким же, как во времена Росси, — семиступенчатым, а не покатым. Галерка, где в последнее время находилась только осветительная техника, теперь вновь будет принимать зрителей. Сегодня там устроено 60 зрительских мест.
Во время реконструкции специалисты полностью сменили сценическое оборудование. Уникальная техника из Германии стоимостью 400 млн рублей стала гордостью сотрудников театра. По словам художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, аналогов такого оборудования пока нет ни в Петербурге, ни в Москве. Благодаря новой технике смена декораций будет полностью автоматизирована. Оборудование, установленное в оркестровой яме, позволит поднимать площадку с музыкантами до уровня сцены. Сегодня наряду с пуско-наладочными работами ведется обучение сотрудников театра работе с компьютерной техникой. Валерий Фокин считает, что Александринка в этом смысле станет примером для подражания другим крупным театрам России.
Принципиально новым элементом в структуре здания театра стал лифт, рассчитанный на 28 человек. По словам проектировщиков, лифт удалось вмонтировать, не нарушая при этом исторического пространства Александринки.
В настоящее время реконструкция театра еще продолжается. В настоящее время строители провели замену всех инженерных коммуникаций. Однако, по словам директора театра Игоря Сегеди, еще остались работы по гидроизоляции подвалов и верхних помещений. Как планируют руководство театра и строители, эти работы начнутся в начале 2007 года. Валерий Гутовский утверждает, что первая очередь реконструкции проведена в рекордно короткие сроки. И строители, и театральные сотрудники искренне верят в то, что оставшаяся часть работ будет проведена столь же быстро и качественно.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.