С мусором скоро разберемся

Мы дожили до той поры, когда откладывать решение мусорной проблемы уже просто опасно. Постепенное улучшение благосостояния населения приводит к тому, что количество мусора растет в геометрической прогрессии, а объемы, и, главное, качество переработки остаются на уровне 70-х годов прошлого столетия. Но что еще печальнее – на том же уровне у нас и состояние мест сбора мусора, так называемые контейнерные площадки, и сами контейнеры, и техника, их вывозящая.
Чтобы обсудить одну из важнейших тем современного мегаполиса, за круглым столом встретились два чиновника – от Санкт-Петербурга Георгий Бардашев и от Ленинградской области Борис Прохоров, депутат Законодательного собрания Олег Сергеев и бизнесмен, генеральный директор ООО «Механический завод» Спецтранс» Андрей Королев. Тема дискуссии – «Проблемы экологической безопасности при сборе, вывозе и утилизации бытовых и промышленных отходов в Петербурге и Ленинградской области».
За границей уже давно работает техника пятого поколения (Москва не пожалела полутора миллиардов долларов на приобретение подобной), а в почти европейском Петербурге мусор вывозят в лучшем случае машины второго-третьего поколения, работавшие еще при советской власти. Понятно, что и производительность у этих машин отстает от необходимой в несколько раз. Отсюда – безобразное состояние городской территории, на которое сегодня и жалуется большинство горожан.
Все-таки принЯли
Именно жалобы и сыграли решающую роль в том, что городским правительством была принята программа по реконструкции контейнерных площадок. За два года – 2006-2007 – должны быть отремонтированы 3500 контейнерных площадок из 6500 имеющихся в городе. Предполагается, что к концу следующего года в городе не останется тех самых уродливых контейнеров – пухто, которые сегодня стоят в большинстве спальных микрорайонов. Их заменят более современные, приспособленные для селективного сбора. Хотя и они тоже уже устарели. Андрей Королев продемонстрировал фотографии европейских контейнерных площадок, которые скорее напоминают малые архитектурные формы и являются своеобразным украшением цивилизованных городов. По его мнению, надо преобразовывать наши контейнерные площадки именно таким образом, уводя мусор под землю, а не тратить и без того скудные бюджетные средства на приспособления прошлого века.
Самое интересное, что не только бизнесмен, но и чиновники в курсе того, как должны выглядеть контейнерные площадки в европейском городе. Вот только почему-то реконструировать собираются по старинке. Говорят, мало средств. Но ведь давно известно, скупой платит дважды. Может быть, сделать не 3,5 тысячи, а одну, и не за два года, а за четыре, но зато – как в Европе. Вот когда ленинский лозунг – «лучше меньше, да лучше» – имеет право на жизнь. Нет, мы опять пытаемся наступить на те же грабли: закупаем далекие от совершенства евробаки (за два года 8000 штук), от которых матушка Европа давно отказалась, и которые еще более непрактичны в использовании, чем страшные пухто (ломаются проще и сгорают полностью в отличие от наших, советских).
Может, луЧше наЧать с воспитаниЯ?
Городская власть полагает, что эти евробаки автоматически научат горожан селективному сбору мусора, что петербуржцы начнут сами дома сортировать мусор и выносить не один пакет, а отдельно бумагу, отдельно пластик, отдельно стекло и металлы, отдельно вредные вещества – лекарства и батарейки. И крупногабаритный мусор будут аккуратно разбирать и запихивать в специальный контейнер, а не выбрасывать из окна, как это нередко практикуется сегодня. Недавно на улице Мира, что на Петроградской стороне, прямо в середине дня с пятого этажа вывалили диван. Хорошо еще внизу никто не проходил, а ведь могли и дети играть, рядом находится школа.
Реконструкция контейнерных площадок – это только одна из программ. Есть еще в планах строительство нового полигона под Мгой. Там, по словам Георгия Бардашева, мусор будет складироваться в упакованном виде. Герметичная упаковка, приобретенная в Швеции, позволит длительное время хранить мусор без переработки и без вреда для окружающей среды.
Этот полигон, кстати, будет строиться в рамках совместной программы правительств города и области. В соответствии с этой же программой под Гатчиной планируется рекультивировать территорию свалки при помощи инертного материала, произведенного из отходов на МПБО №1. Раньше не знали, что с этим материалом делать, и вот нашли применение: на прошедшей неделе начался первый этап работ по рекультивации. По словам Бориса Прохорова, «сделано самое главное: начато рабочее взаимодействие двух регионов, под которое будут к тому же выделяться федеральные средства».
Пора менЯть технику и строить станции
Вместе с тем, все эти благие намерения, по мнению Андрея Королева, могут обернуться пшиком, если не подготовить законодательную базу и не начать вкладывать серьезные средства. Выше уже говорилось, что Москва не пожалела полутора миллиардов долларов для переоснащения своих коммунальных структур. Наша же инфраструктура не менялась с 1970-х годов. И сегодня за вывоз 1 кубометра мусора мы платим 180 рублей, а могли бы почти в два раза меньше, если бы не жадничали и закупили технику пятого поколения, которая не просто вывозит мусор, но и перерабатывает его по дороге. Андрей Королев напомнил, что Петербург первым в стране освоил систему прессования, которая на сегодня позволяет заниматься вывозом без дотаций из бюджета. Но чтобы получать прибыль, работать эффективно, нужна принципиально иная техника.
А Федор Зеленков, заместитель генерального директора компании «Терминатор», заметил, что сегодня 372 га городской территории занято свалками, а если бы все сделать с умом, разместить на территории города станции перегрузок, на которых мусор проходил бы первоначальную обработку, то большая часть мусора могла бы перерабатываться, а не складироваться на свалках. Он сообщил, что в Голландии глубокой переработке подвергается до 96 процентов твердых бытовых отходов, а у нас 90 процентов идет на полигон. И эту систему пора менять. Потому что наши полигоны – это бомба замедленного действия. По его мнению, «мы создали проблему не только для ныне живущих, но и для будущих поколений, а это уже преступление».
Конечно, хорошо, что данному вопросу уделяется в последние полтора года столь значительное внимание: проведено более 10 совещаний, в том числе под председательством губернатора, приняты Концепция и различные программы, тема постоянно обсуждается на разных уровнях власти. К сожалению, по-прежнему мы стараемся взять лучшее из прошлого, вместо того, чтобы внедрять самые современные технологии, на которые уже перешел цивилизованный мир.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Городская среда
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.