Экскурсовод для Президента
В конце октября Владимир Путин провел в нашем городе совещание по перспективному развитию Петербурга: обсуждались стратегические инвестиционные проекты, коих было представлено ровно 12 штук. Перед совещанием Президенту России продемонстрировали выставку с макетами проектов, экскурсию по которой провел председатель Комитета по стратегическим инвестициям Максим Соколов. Представляем нашим читателям рассказ Максима Соколова.
«Буквально два-три года назад в городе таких крупных проектов с объемом инвестиций больше $100 млн не было ни одного. Сегодня же размеры этого зала не позволяют вместить или хотя бы перечислить все те проекты, которые (с объемом больше $100 млн) реализуются в нашем городе. Ну, наверное, я коротко остановлюсь на основных проектах с частными инвестициями в промышленное производство, которые были заложены в последние полтора-два года.
Главное – инвестиции в производство
В первую очередь это наши автомобильные гиганты: Toyota, General Motors, Nissan. Первый уже практически завершен, в марте начинают установку оборудования, а в конце следующего года первые автомобили сойдут с конвейера. В начальной стадии находится строительство автогиганта General Motors. На 167 га в юго-западной точке пересечения ЗСД и КАД в поселке Каменка уже идет строительство автомобильного завода Nissan. Выполнены планировочные работы, подведены дорожная и, частично, инженерная инфраструктура. Все три проекта хорошо известны.
А рядом на стенде стратегический проект, по объему инвестиций превосходящий вложения всех трех автомобильных заводов вместе взятых – $700 млн. Это действительно крупнейший, грандиозный проект: «Русская содовая компания» построит завод по производству автомобильного и архитектурного стекла в поселке Металлострой. Планируемые объемы производства позволят снабдить автостеклом все заводы Петербурга и Ленинградской области, а архитектурным – весь строительный комплекс Северо-Запада России.
Крупнейший в Европе
Переходим к следующему проекту, который в настоящее время реализовывается в Василеостровском районе. Это Морской пассажирский терминал. Между прочим, крупнейший проект в Европе по формированию новой территории в прибрежной зоне.
Только что закончилась выставка в Глазго, там были представлены крупнейшие проекты подобного плана. Крупнее нашего реализуется в мире лишь один – «Пальмовое дерево» в Арабских Эмиратах с инвестициями в несколько миллиардов долларов. Но здесь мы тоже перешагнули миллиардную планку. Хотя, наверно, не это самое главное.
Сегодня в Петербурге появляются территории, где идет активное градообразование. Это и «Балтийская жемчужина», и Каменка, и территории левее Пулковского шоссе, которые раньше принадлежали фирме «Лето», и Петрославянка. Там тоже строятся такие масштабные проекты на несколько миллионов квадратных метров жилья. Особенностью же данного проекта является то, что он совмещает в себе строительство нового Морского пассажирского терминала, рассчитанного на прием порядка 3 миллионов туристов в год, имеющего 7 причальных стенок, позволяющих принимать суда длиной свыше 300 метров. Круизный туризм сегодня самая динамично развивающаяся отрасль туризма и, к сожалению, морской вокзал, который у нас существовал долгие годы, не может принимать новый формат судов – океанские лайнеры. Поэтому строительство такого важного инфраструктурного объекта с точки зрения как морской, так и туристической инфраструктуры было крайне необходимо для повышения, в том числе, и туристической привлекательности Петербурга. Сегодня 70 процентов туристов обрабатывается в грузовом порту. Конечно, это не дело. Это такой же позор нашего города, как и существующий комплекс аэропорта Пулково, особенно Пулково-2, который не соответствует международным стандартам и качеству обслуживания как наших горожан, так и туристов.
Проект, устремленный в XXI век
Об этом проекте говорилось много, сейчас мы окончательно сверстываем финансовую схему его реализации, понимаем, как будет бюджет нашего города участвовать в нем. Федерация уже вкладывает несколько миллиардов рублей в портовую инфраструктуру, в акваторию порта, во входные каналы. Город принимает участие в развитии улично-дорожной сети. Вы видите, мимо западной части Васильевского острова в полутоннельном варианте проходит трасса ЗСД. Но о ней я расскажу чуть подробнее на следующем стенде.
Главное, что именно этот вновь образованный микрорайон придаст новый облик не только Васильевскому острову, но и будет служить элементом нового морского фасада Петербурга. Наравне с «Балтийской жемчужиной» на Юго-Западе, в восточной точке Финского залива, или в западной точке города, будет формироваться новый облик Санкт-Петербурга с новыми высотными доминантами – современными зданиями, современным качеством жилья. Конечно, это проект, устремленный в будущее, проект XXI века.
В настоящее время формируется мастер-план. Я могу сказать, что высотность зданий на намывных территориях будет превышать высотность зданий, которые есть сейчас в западной оконечности Васильевского острова. Это разрешено и Генпланом, и высотным регламентом, потому что эта территория выходит за пределы исторической зоны Петербурга. Кстати, сегодня уже освоено 26 га территории из 476, примерно 5 процентов территории сформировано, построено около километра причальных стенок будущего терминала. Проект прошел экологическую экспертизу. Высота моста в этой части 35 метров, переход через главный Морской канал будет 55 метров высотой, это будет самый высокий мост не только в Петербурге, но и в европейской части РФ. Любое судно за исключением антенны «Петра Великого», нашего крейсера, сможет пройти без разводки этого моста. Разводка этого моста не предусмотрена. «Петру Великому» придется демонтировать радиоантенну, если понадобится пройти на ремонт к верфям Балтийского завода.
В 2008 году город будет
защищен от наводнений
Тесно с этим проектом связаны комплекс защитных сооружений и КАД. Первый этап завершения КЗС – судопропускные сооружения С-1 и С-2 и дорога по существующей дамбе – планируется на 2008 год. То есть уже через два года Петербург будет полностью защищен от наводнений. С такой скоростью финансируются и реализуются эти проекты, что уже завтра мы сможем ощутить результаты реализации этих проектов. То же самое касается КАД. Сегодня уже восточное полукольцо существует в веденном варианте. Параллельно решаются вопросы строительства нового дорожного полотна, увеличения полос до восьми, строится новый вантовый мост и осваивается участок дороги от Московского до Таллиннского шоссе с точкой пересечения с ЗСД в районе Пулковской развязки. Это, конечно, сильно разгрузит южные и юго-западные районы нашего города с точки зрения транспортной ситуации.
И, наконец, ЗСД (46,4 км, 2 млрд рублей инвестиций, из них 1,1 частных). Строительство южного участка уже идет. На экране можно посмотреть, как будут организованы развязки. Уникальная технология, впервые помимо всех мостовых переходов, вантовых мостов в полутоннельном варианте с четырехуровневыми развязками. По всем данным этот проект уникальный и, по свидетельству мирового банка, который является финансовым консультантом в данном проекте, это лучший и крупнейший проект в Европе по строительству дорожной инфраструктуры.
Следующие проекты – Юго-Западная ТЭЦ и «Балтийская Жемчужина». Они тесно связаны между собой. Первый реализуется полностью на частные средства в Кировском районе, второй – в Красносельском районе.
КумулЯтивный эффект
Что представляет из себя стратегический проект? Главное даже не объем инвестиций – 100-200-400 миллионов долларов. Это, конечно, важно, деньги идут в экономику города и, в конечном счете, попадают в бюджет в виде налогов. Но гораздо важнее то, что стратегические проекты дают кумулятивный эффект и комплексно оказывают воздействие на всю экономику города.
Так, проект «Балтийская жемчужина», зародившись два года назад на пустыре, где мы с главой района Вячеславом Васильевичем поднимали уток, ходя в болотных сапогах, вызвал к жизни такой не менее важный проект для всей юго-западной части Петербурга, как Юго-Западная ТЭЦ. Она будет обеспечивать электроэнергией и теплом как саму «Балтийскую жемчужину», так и районы нового строительства – в приморской части Юго-Запада города. Там планируется возвести около 3 млн кв. метров жилья.
Конечно, эти проекты позволят выполнить федеральную программу «Жилище» и активизируют строительный рынок нашего города. И это не говоря о том, что сам проект «Балтийская жемчужина» своими высотными доминантами станет новой вехой в истории градостроительства Петербурга.
Обратите внимание на этот объект – бизнес-центр – он будет построен к новому году. А вот на этой площади – Цветок Люцерны, священный для Китая цветок, – строительство которой только начинается, в следующем году будет построено более 20 тысяч кв. метров коммерческих площадей. Здесь пройдут основные мероприятия года Китая в России. Именно сюда приедет президент Китая на открытие этих мероприятий.
Таких темпов
наш город еще не видел
Не верится, что такие темпы строительства могут быть заданы, однако когда смотришь на первый объект, который уже практически возведен под крышу, понимаешь, что на наших глазах рождаются проекты, которые еще совсем недавно мы видели на картинках.
Ну и, что самое главное, большинство прибрежных районов города тяготеют к жилой застройке и не являются сегодня общественными, прогулочными. Взять сегодняшнюю зону в районе гостиницы «Прибалтийская», она очень неактивно используется горожанами для отдыха и прогулок.
Здесь же впервые будет создана рекреационная зона и зона общественного притяжения. Будет построена гостиница с бизнес-центром высотой 186 метров. Крупный коммерческий комплекс с плавательным бассейном, с новым аквапарком с возможностями океанской волны. Практически на 500 тыс. кв. метров расположатся выставочные залы, театры, океанариум и многие другие объекты именно социальной инфраструктуры.
В свое время у этого проекта было много противников, люди боялись, что его заселят китайцы, которые финансируют проект. Могу твердо обещать, что сегодня на уровне правительства города проводится жесткая политика относительно квот китайским рабочим на период строительства этого объекта.
А что касается проживания, стоимость кв. метра жилья в Петербурге сегодня на 100 процентов превышает стоимость жилья в Китае. Китайцам экономически невыгодно приобретать здесь жилье. Поэтому если кто-то и надумает, то это будут отдельные богачи, а не массовое переселение китайцев.
Здесь планируется построить 1,1 млн кв. метров жилья, в которых будут жить 35-40 тысяч населения плюс 15 тысяч работающих одновременно.
Надземный экспресс пройдет по эстакаде
И естественно, чтобы обеспечить транспортные потоки, разработан следующий стратегический проект – надземный экспресс. Новая транспортная связь южных районов нашего города. Вы, наверное, помните то майское совещание, где компания «Лаволин», разрабатывавшая ТЭО этого проекта, предложила соотношение примерно 20 процентов по эстакадам в основных переходах и 80 процентов по земле. Но мы усомнились в том, что это реализуемо в наших условиях, когда автолюбители будут пытаться проникнуть на эту свободную трассу. И сегодняшнее обоснование инвестиций говорит об обратном соотношении. Примерно 78 процентов трассы пойдет в эстакадном варианте и только чуть более 20 процентов – по земле, особенно в тех районах, где это возможно. У «Балтийской жемчужины» и в районе Дунайского проспекта, где предусмотрены эстакадные переходы на Пулковское шоссе и на сам Дунайский проспект. Вся остальная трасса в эстакадном варианте.
Сейчас обоснование инвестиций делает институт «Ленгипротранс». Проект будет готов в конце октября – начале ноября, поэтому в ноябре мы представим на правительство этот проект. Этот проект, мы считаем, может быть реализован на концессионной основе. Общая его стоимость сегодня оценивается примерно до 15 млрд рублей, но экономическая эффективность этого проекта настолько высока, что есть надежда привлечь примерно 50 процентов частного капитала. Таким образом, город сэкономит 7,5 млрд рублей. Частный капитал получит этот объект в концессию. Он, когда построит, передаст его в собственность государства, но получит в эксплуатацию на 20 лет. Тариф будет на этом транспорте такой же, как на всем остальном пассажирском транспорте, не дороже метро. Когда же инвестор отобьет свои средства, дорога перейдет в управление города.
Периодичность поездов на первом этапе – 5 минут, а далее до 2 минут. Провозная способность – 15 тыс. человек в час, в принципе, абсолютно по своим параметрам сравнимо с метро, а в строительстве дешевле в два–три раза.
Пионер концессионного движениЯ
Петербург является пионером концессионного движения в России. Первый проект – ЗСД – уже объявил старт концессионному конкурсу. Это эпохальное событие. Второй, по которому конкурс объявят до конца этого года, или, может, в начале следующего – это проект строительства Орловского тоннеля. Данная схема предусматривает лишь один из вариантов прохождения Орловского тоннеля с выходом на Апрельскую улицу. На самом деле это максимальная граница тоннеля. Конечно, мы бы хотели, чтобы он был реализован в более локальном варианте. Губернатор четко поставила границу не выходить за треугольник развязки Пискаревского проспекта и шоссе Революции. Это могут позволить лишь новые технологии, привлечение современных инновационных технологий, которые предлагают крупнейшие компании «Страда», «Кальпина», «Винчи» и другие ведущие мировые производители щитов и тоннелепроходческие компании. Общая протяженность тоннеля под Невой будет около 950 метров. Стоимость проекта 26 млрд рублей, из них 8,8 млрд будут предоставлены Инвестиционным фондом РФ и, соответственно, паритетное финансирование – будет обеспечено за счет средств бюджета города и средств бюджета РФ. Первый круглосуточный выезд из центральных районов города на Пискаревский проспект, на КАД. Строительство тоннеля позволит продлить время разводки этих мостов на 1 час и таким образом увеличить пропускную способность Волго-Балтийского морского пути на 30 процентов. Сегодня суда стоят в очередь по несколько суток для того, чтобы преодолеть акваторию Невы, как в ту, так и в другую сторону, неся многомиллионные убытки. И это сказывается, конечно, на себестоимости продукции. В тоннеле можно будет ехать со скоростью 30 км в час, это довольно прилично, в отличие от наших мостов, на которых скорость прохождения составляет от силы 5 км в час.
Проект представлен системой ГАЛС. Он является расширительным толкованием, у концессионеров будет свобода в предложении технических решений по данному тоннелю. Основным параметром будет провозная способность. Мы предполагаем, что этот тоннель будет как минимум в три полосы движения как в одну, так и в другую стороны. Максимальная высота должна соответствовать требованиям МЧС, что также важно, высота одной из полос должна быть как минимум 4,5 метра, других может быть чуть поменьше. Мы хотим избежать ошибок Москвы, когда из экономии строились двухполосные тоннели, они обеспечивали такую же проходимость, как и основные магистрали, а с другой стороны, авария в тоннеле делала опасным прохождение этой пробки. Поэтому было решено делать по три полосы в каждую сторону. Сроки реализации этого проекта 2010 год, количество автомобилей – 50-60 тысяч в сутки. И это тоже один из самых амбициозных проектов дорожного строительства не только в нашем городе, но и во всей Российской Федерации».
Автор: Лилиана Глазова
«Буквально два-три года назад в городе таких крупных проектов с объемом инвестиций больше $100 млн не было ни одного. Сегодня же размеры этого зала не позволяют вместить или хотя бы перечислить все те проекты, которые (с объемом больше $100 млн) реализуются в нашем городе. Ну, наверное, я коротко остановлюсь на основных проектах с частными инвестициями в промышленное производство, которые были заложены в последние полтора-два года.
Главное – инвестиции в производство
В первую очередь это наши автомобильные гиганты: Toyota, General Motors, Nissan. Первый уже практически завершен, в марте начинают установку оборудования, а в конце следующего года первые автомобили сойдут с конвейера. В начальной стадии находится строительство автогиганта General Motors. На 167 га в юго-западной точке пересечения ЗСД и КАД в поселке Каменка уже идет строительство автомобильного завода Nissan. Выполнены планировочные работы, подведены дорожная и, частично, инженерная инфраструктура. Все три проекта хорошо известны.
А рядом на стенде стратегический проект, по объему инвестиций превосходящий вложения всех трех автомобильных заводов вместе взятых – $700 млн. Это действительно крупнейший, грандиозный проект: «Русская содовая компания» построит завод по производству автомобильного и архитектурного стекла в поселке Металлострой. Планируемые объемы производства позволят снабдить автостеклом все заводы Петербурга и Ленинградской области, а архитектурным – весь строительный комплекс Северо-Запада России.
Крупнейший в Европе
Переходим к следующему проекту, который в настоящее время реализовывается в Василеостровском районе. Это Морской пассажирский терминал. Между прочим, крупнейший проект в Европе по формированию новой территории в прибрежной зоне.
Только что закончилась выставка в Глазго, там были представлены крупнейшие проекты подобного плана. Крупнее нашего реализуется в мире лишь один – «Пальмовое дерево» в Арабских Эмиратах с инвестициями в несколько миллиардов долларов. Но здесь мы тоже перешагнули миллиардную планку. Хотя, наверно, не это самое главное.
Сегодня в Петербурге появляются территории, где идет активное градообразование. Это и «Балтийская жемчужина», и Каменка, и территории левее Пулковского шоссе, которые раньше принадлежали фирме «Лето», и Петрославянка. Там тоже строятся такие масштабные проекты на несколько миллионов квадратных метров жилья. Особенностью же данного проекта является то, что он совмещает в себе строительство нового Морского пассажирского терминала, рассчитанного на прием порядка 3 миллионов туристов в год, имеющего 7 причальных стенок, позволяющих принимать суда длиной свыше 300 метров. Круизный туризм сегодня самая динамично развивающаяся отрасль туризма и, к сожалению, морской вокзал, который у нас существовал долгие годы, не может принимать новый формат судов – океанские лайнеры. Поэтому строительство такого важного инфраструктурного объекта с точки зрения как морской, так и туристической инфраструктуры было крайне необходимо для повышения, в том числе, и туристической привлекательности Петербурга. Сегодня 70 процентов туристов обрабатывается в грузовом порту. Конечно, это не дело. Это такой же позор нашего города, как и существующий комплекс аэропорта Пулково, особенно Пулково-2, который не соответствует международным стандартам и качеству обслуживания как наших горожан, так и туристов.
Проект, устремленный в XXI век
Об этом проекте говорилось много, сейчас мы окончательно сверстываем финансовую схему его реализации, понимаем, как будет бюджет нашего города участвовать в нем. Федерация уже вкладывает несколько миллиардов рублей в портовую инфраструктуру, в акваторию порта, во входные каналы. Город принимает участие в развитии улично-дорожной сети. Вы видите, мимо западной части Васильевского острова в полутоннельном варианте проходит трасса ЗСД. Но о ней я расскажу чуть подробнее на следующем стенде.
Главное, что именно этот вновь образованный микрорайон придаст новый облик не только Васильевскому острову, но и будет служить элементом нового морского фасада Петербурга. Наравне с «Балтийской жемчужиной» на Юго-Западе, в восточной точке Финского залива, или в западной точке города, будет формироваться новый облик Санкт-Петербурга с новыми высотными доминантами – современными зданиями, современным качеством жилья. Конечно, это проект, устремленный в будущее, проект XXI века.
В настоящее время формируется мастер-план. Я могу сказать, что высотность зданий на намывных территориях будет превышать высотность зданий, которые есть сейчас в западной оконечности Васильевского острова. Это разрешено и Генпланом, и высотным регламентом, потому что эта территория выходит за пределы исторической зоны Петербурга. Кстати, сегодня уже освоено 26 га территории из 476, примерно 5 процентов территории сформировано, построено около километра причальных стенок будущего терминала. Проект прошел экологическую экспертизу. Высота моста в этой части 35 метров, переход через главный Морской канал будет 55 метров высотой, это будет самый высокий мост не только в Петербурге, но и в европейской части РФ. Любое судно за исключением антенны «Петра Великого», нашего крейсера, сможет пройти без разводки этого моста. Разводка этого моста не предусмотрена. «Петру Великому» придется демонтировать радиоантенну, если понадобится пройти на ремонт к верфям Балтийского завода.
В 2008 году город будет
защищен от наводнений
Тесно с этим проектом связаны комплекс защитных сооружений и КАД. Первый этап завершения КЗС – судопропускные сооружения С-1 и С-2 и дорога по существующей дамбе – планируется на 2008 год. То есть уже через два года Петербург будет полностью защищен от наводнений. С такой скоростью финансируются и реализуются эти проекты, что уже завтра мы сможем ощутить результаты реализации этих проектов. То же самое касается КАД. Сегодня уже восточное полукольцо существует в веденном варианте. Параллельно решаются вопросы строительства нового дорожного полотна, увеличения полос до восьми, строится новый вантовый мост и осваивается участок дороги от Московского до Таллиннского шоссе с точкой пересечения с ЗСД в районе Пулковской развязки. Это, конечно, сильно разгрузит южные и юго-западные районы нашего города с точки зрения транспортной ситуации.
И, наконец, ЗСД (46,4 км, 2 млрд рублей инвестиций, из них 1,1 частных). Строительство южного участка уже идет. На экране можно посмотреть, как будут организованы развязки. Уникальная технология, впервые помимо всех мостовых переходов, вантовых мостов в полутоннельном варианте с четырехуровневыми развязками. По всем данным этот проект уникальный и, по свидетельству мирового банка, который является финансовым консультантом в данном проекте, это лучший и крупнейший проект в Европе по строительству дорожной инфраструктуры.
Следующие проекты – Юго-Западная ТЭЦ и «Балтийская Жемчужина». Они тесно связаны между собой. Первый реализуется полностью на частные средства в Кировском районе, второй – в Красносельском районе.
КумулЯтивный эффект
Что представляет из себя стратегический проект? Главное даже не объем инвестиций – 100-200-400 миллионов долларов. Это, конечно, важно, деньги идут в экономику города и, в конечном счете, попадают в бюджет в виде налогов. Но гораздо важнее то, что стратегические проекты дают кумулятивный эффект и комплексно оказывают воздействие на всю экономику города.
Так, проект «Балтийская жемчужина», зародившись два года назад на пустыре, где мы с главой района Вячеславом Васильевичем поднимали уток, ходя в болотных сапогах, вызвал к жизни такой не менее важный проект для всей юго-западной части Петербурга, как Юго-Западная ТЭЦ. Она будет обеспечивать электроэнергией и теплом как саму «Балтийскую жемчужину», так и районы нового строительства – в приморской части Юго-Запада города. Там планируется возвести около 3 млн кв. метров жилья.
Конечно, эти проекты позволят выполнить федеральную программу «Жилище» и активизируют строительный рынок нашего города. И это не говоря о том, что сам проект «Балтийская жемчужина» своими высотными доминантами станет новой вехой в истории градостроительства Петербурга.
Обратите внимание на этот объект – бизнес-центр – он будет построен к новому году. А вот на этой площади – Цветок Люцерны, священный для Китая цветок, – строительство которой только начинается, в следующем году будет построено более 20 тысяч кв. метров коммерческих площадей. Здесь пройдут основные мероприятия года Китая в России. Именно сюда приедет президент Китая на открытие этих мероприятий.
Таких темпов
наш город еще не видел
Не верится, что такие темпы строительства могут быть заданы, однако когда смотришь на первый объект, который уже практически возведен под крышу, понимаешь, что на наших глазах рождаются проекты, которые еще совсем недавно мы видели на картинках.
Ну и, что самое главное, большинство прибрежных районов города тяготеют к жилой застройке и не являются сегодня общественными, прогулочными. Взять сегодняшнюю зону в районе гостиницы «Прибалтийская», она очень неактивно используется горожанами для отдыха и прогулок.
Здесь же впервые будет создана рекреационная зона и зона общественного притяжения. Будет построена гостиница с бизнес-центром высотой 186 метров. Крупный коммерческий комплекс с плавательным бассейном, с новым аквапарком с возможностями океанской волны. Практически на 500 тыс. кв. метров расположатся выставочные залы, театры, океанариум и многие другие объекты именно социальной инфраструктуры.
В свое время у этого проекта было много противников, люди боялись, что его заселят китайцы, которые финансируют проект. Могу твердо обещать, что сегодня на уровне правительства города проводится жесткая политика относительно квот китайским рабочим на период строительства этого объекта.
А что касается проживания, стоимость кв. метра жилья в Петербурге сегодня на 100 процентов превышает стоимость жилья в Китае. Китайцам экономически невыгодно приобретать здесь жилье. Поэтому если кто-то и надумает, то это будут отдельные богачи, а не массовое переселение китайцев.
Здесь планируется построить 1,1 млн кв. метров жилья, в которых будут жить 35-40 тысяч населения плюс 15 тысяч работающих одновременно.
Надземный экспресс пройдет по эстакаде
И естественно, чтобы обеспечить транспортные потоки, разработан следующий стратегический проект – надземный экспресс. Новая транспортная связь южных районов нашего города. Вы, наверное, помните то майское совещание, где компания «Лаволин», разрабатывавшая ТЭО этого проекта, предложила соотношение примерно 20 процентов по эстакадам в основных переходах и 80 процентов по земле. Но мы усомнились в том, что это реализуемо в наших условиях, когда автолюбители будут пытаться проникнуть на эту свободную трассу. И сегодняшнее обоснование инвестиций говорит об обратном соотношении. Примерно 78 процентов трассы пойдет в эстакадном варианте и только чуть более 20 процентов – по земле, особенно в тех районах, где это возможно. У «Балтийской жемчужины» и в районе Дунайского проспекта, где предусмотрены эстакадные переходы на Пулковское шоссе и на сам Дунайский проспект. Вся остальная трасса в эстакадном варианте.
Сейчас обоснование инвестиций делает институт «Ленгипротранс». Проект будет готов в конце октября – начале ноября, поэтому в ноябре мы представим на правительство этот проект. Этот проект, мы считаем, может быть реализован на концессионной основе. Общая его стоимость сегодня оценивается примерно до 15 млрд рублей, но экономическая эффективность этого проекта настолько высока, что есть надежда привлечь примерно 50 процентов частного капитала. Таким образом, город сэкономит 7,5 млрд рублей. Частный капитал получит этот объект в концессию. Он, когда построит, передаст его в собственность государства, но получит в эксплуатацию на 20 лет. Тариф будет на этом транспорте такой же, как на всем остальном пассажирском транспорте, не дороже метро. Когда же инвестор отобьет свои средства, дорога перейдет в управление города.
Периодичность поездов на первом этапе – 5 минут, а далее до 2 минут. Провозная способность – 15 тыс. человек в час, в принципе, абсолютно по своим параметрам сравнимо с метро, а в строительстве дешевле в два–три раза.
Пионер концессионного движениЯ
Петербург является пионером концессионного движения в России. Первый проект – ЗСД – уже объявил старт концессионному конкурсу. Это эпохальное событие. Второй, по которому конкурс объявят до конца этого года, или, может, в начале следующего – это проект строительства Орловского тоннеля. Данная схема предусматривает лишь один из вариантов прохождения Орловского тоннеля с выходом на Апрельскую улицу. На самом деле это максимальная граница тоннеля. Конечно, мы бы хотели, чтобы он был реализован в более локальном варианте. Губернатор четко поставила границу не выходить за треугольник развязки Пискаревского проспекта и шоссе Революции. Это могут позволить лишь новые технологии, привлечение современных инновационных технологий, которые предлагают крупнейшие компании «Страда», «Кальпина», «Винчи» и другие ведущие мировые производители щитов и тоннелепроходческие компании. Общая протяженность тоннеля под Невой будет около 950 метров. Стоимость проекта 26 млрд рублей, из них 8,8 млрд будут предоставлены Инвестиционным фондом РФ и, соответственно, паритетное финансирование – будет обеспечено за счет средств бюджета города и средств бюджета РФ. Первый круглосуточный выезд из центральных районов города на Пискаревский проспект, на КАД. Строительство тоннеля позволит продлить время разводки этих мостов на 1 час и таким образом увеличить пропускную способность Волго-Балтийского морского пути на 30 процентов. Сегодня суда стоят в очередь по несколько суток для того, чтобы преодолеть акваторию Невы, как в ту, так и в другую сторону, неся многомиллионные убытки. И это сказывается, конечно, на себестоимости продукции. В тоннеле можно будет ехать со скоростью 30 км в час, это довольно прилично, в отличие от наших мостов, на которых скорость прохождения составляет от силы 5 км в час.
Проект представлен системой ГАЛС. Он является расширительным толкованием, у концессионеров будет свобода в предложении технических решений по данному тоннелю. Основным параметром будет провозная способность. Мы предполагаем, что этот тоннель будет как минимум в три полосы движения как в одну, так и в другую стороны. Максимальная высота должна соответствовать требованиям МЧС, что также важно, высота одной из полос должна быть как минимум 4,5 метра, других может быть чуть поменьше. Мы хотим избежать ошибок Москвы, когда из экономии строились двухполосные тоннели, они обеспечивали такую же проходимость, как и основные магистрали, а с другой стороны, авария в тоннеле делала опасным прохождение этой пробки. Поэтому было решено делать по три полосы в каждую сторону. Сроки реализации этого проекта 2010 год, количество автомобилей – 50-60 тысяч в сутки. И это тоже один из самых амбициозных проектов дорожного строительства не только в нашем городе, но и во всей Российской Федерации».
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Тенденции и перспективы