Григорий Дементьев: «Мы призываем строителей присоединиться к реализации международных образовательных проектов»

В 2012 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Фонд развития строительства Finedu Finland стал инициатором реализации двух российско-финских проектов – Edustroi и Lenedu, направленных на развитие системы дополнительного профессионального образования в области строительства и ЖКХ.

Григорий Дементьев, директор представительства Фонда развития строительства Finedu Finland, рассказал газете «Строительный Еженедельник. Ленинградская область», какие основные цели и задачи данных международных проектов.

– Григорий Петрович, расскажите о том, что явилось причиной появления Фонда развития строительства Finedu Finland в Санкт-Петербурге?
– Фонд был сформирован в 2009 году в Финляндии крупнейшими строительными компаниями и объединениями, а также учебными заведениями Финляндии для улучшения условий деятельности и повышения конкурентоспособности финских компаний на российском рынке. В создании фонда приняли участие 28 финских строительных компаний и учебных заведений, в том числе такие организации, как SRV, Lemminkainen, YIT и Uponor. Первоначальными задачами фонда были экспорт знаний и поддержка образовательных проектов, направленных на повышение кадрового потенциала финских строительных компаний, представленных на российском рынке. Для этого в 2010 году в Санкт-Петербурге было открыто представительство. Необходимо отметить, что, несмотря на то что первоначально планировалось развивать конкурентоспособность исключительно финских компаний, сегодня основной акцент деятельности фонда сместился на работу с российскими предприятиями, объединениями и учебными заведениями ввиду их большого интереса к вопросам увеличения эффективности работы и производительности труда. Это позволило нам построить в России большую партнерскую сеть, куда сегодня входят крупнейшие союзы, объединения и учебные заведения.

– Расскажите, какие проекты уже реализованы фондом.
– В качестве примера могу привести создание русскоязычной  картотеки РАТУ (карты по технологиям производства строительных работ). На базе картотеки была построена система DigiRatu, включающая мультимедийные материалы по производству строительных работ.
Также в рамках международных проектов были созданы учебно-методические комплексы по повышению квалификации и переподготовке инженерно-технического состава финских строительных компаний в России. Проект реализовался совместно с финскими компаниями YIT, Lemminkainen, SRV и NCC. При разработке программ мы пошли путем, который, на мой взгляд, является очень правильным при формировании профессиональных стандартов в строительстве: собрали компании и попросили их сформулировать квалификационные требования к своим инженерным специалистам. Основываясь на этих требованиях, учебный центр Rateko и Политехнический университет Санкт-Петербурга подготовили учебную программу и провели пилотное обучение.

– В чем суть проектов Edustroi и Lenedu, над которыми сейчас работает фонд?
– Основными целями проекта Edustroi и Lenedu являются развитие системы дополнительного профессионального образования в области строительства и ЖКХ в России и создание благоприятных условий для экспорта знаний и новых технологий.
В рамках проектов будет разработана концепция учебно-производственного центра подготовки и переподготовки кадров для отраслей строительства и ЖКХ, включающая в себя описание процессов работы центра, необходимой материально-технической базы и инфраструктуры, а также методы взаимодействия со строительными компаниями, непосредственно заинтересованными в привлечении квалифицированных кадров. Также в рамках проекта будут разработаны российско-финские учебные планы и проведены пилотные учебные программы повышения квалификации как инженерного и руководящего состава строительных компаний, так и рабочих кадров. В образовательные процессы будут внедрены новые формы обучения, а также мультимедийные учебные материалы.
Концепция учебно-производственного центра уже вызвала широкий интерес строительного сообщества Санкт-Петербурга и государственных органов власти. Помимо необходимых для обучения рабочих площадей и инфраструктуры центр будет иметь мощный производственный блок, выпускающий на рынок реальную продукцию, в производстве которой будут задействованы обучающиеся. За прототип такого центра был взят учебный центр подготовки и переподготовки рабочих г. Коувола. Очень важно чтобы в концепции были также учтены варианты обучения рабочих непосредственно на строительных площадках без отрыва от производства.
 
– Кто будет обучаться в центре, и будет ли конкурентоспособным продукт, создаваемый учениками?
– Важно понимать, что мы говорим в большей мере о взрослых людях, которые либо повышают квалификацию, либо переквалифицируются в строителей. Ученики различных профессиональных училищ и колледжей также, несомненно, будут иметь возможность использовать центр как площадку для оттачивания практических навыков. Стоит также отметить, что концепция учебного производственного центра предусматривает целый комплекс контроля качества продукции, и выпустить на рынок некачественный товар никто не позволит.

– Из каких источников планируется финансировать строительство учебного центра?
– Схема финансирования строительства пока не найдена, сейчас только разрабатывается концепция. Но важно уже сейчас искать модель финансирования, чтобы максимально быстро перейти к этапам проектирования и строительства.
Наша точка зрения сводится к тому, что учебный производственный центр мог бы быть построен на основе государственно-частного партнерства. Санкт-Петербург и Ленобласть настроены на активное сотрудничество, так же как и финские строительные компании.

– Кто является партнерами проектов?

– В проекте Edustroi и Lenedu головным партнером является АО «Эдустрой» – дочернее предприятие фонда. Среди партнеров с российской стороны – Санкт-Петербурга и Ленинградской области – присутствуют, на мой взгляд, все ключевые организации, которые должны этим заниматься: Союз строительных объединений и организаций (ССОО), Федерация образования строителей, СРО НП «Строители Ленинградской области», Союз строительных организаций Ленинградской области «ЛенОблСоюзСтрой», Международный альянс профессионального образования (МАПО), Комитет по строительству Санкт-Петербурга, ООО «Технопарк». У проектов также есть десятки ассоциированных партнеров – это крупнейшие учебные заведения Санкт-Петербурга, Ленобласти и восточной Финляндии.
С финской стороны партнерами являются учебный центр при Союзе строительной промышленности Финляндии Rateko, Фонд строительной информации Финляндии, Союз домостроительной промышленности Финляндии, учебный центр «Киинко», а также десятки ассоциированных финских партнеров. 

– Когда начнется строительство учебного центра и где он будет расположен?
– Первый вариант концепции учебного центра для переговоров с государственными органами власти будет готов к весне 2013 года.  Мы надеемся, что до конца 2014 года у нас уже будет понимание о территории и модели финансирования данного проекта.
Предположительно, учебный центр разместится на площади в 2 га. За основу взят финский компактный вариант, потому что мы понимаем, что производственный процесс должен быть загружен настолько, чтобы он окупался. Но мы будем строить центр с возможностью его дальнейшего расширения.
По поводу места для размещения центра сейчас ведутся переговоры. Мы встречались с главой администрации Колпинского района Петербурга Дмитрием Аркадьевичем Кобицким, который выразил готовность оказывать всевозможное содействие и поддержку нашим начинаниям. Также мы рассматриваем возможность размещения учебного центра в Ленинградской области.

– Скажите, а почему два проекта Edustroi и Lenedu нельзя было объединить в один?
– Эффективность реализации любого проекта зависит от правильного разделения его на части и управления ими. Несмотря на то что в проектах Edustroi и Lenedu похожие задачи, мы решили развести их и сделать региональную привязку, потому как в двух субъектах Федерации работают разные организации. Кроме того, чтобы не повторяться, для города и области будут разрабатываться разные образовательные модули.

– Какие, например?

– В проекте Edustroi одной из задач является разработка трех учебных модулей по программам  повышения квалификации рабочих: армирование и бетонирование конструкций, кирпичная кладка и гидроизоляция влажных помещений.
В проекте Lenedu разрабатываемые модули пока не определены. Думаю, не стоит замыкаться на общестроительных специальностях, а следует обратить внимание также и на инженерные разделы строительства: отопление, вентиляцию, слаботочные системы.

– Какие еще задачи призваны решить проекты Edustroi и Lenedu кроме разработки концепции учебного центра и учебных программ?
– Мы ведем работу, направленную на повышение престижа строительных рабочих профессий  – организуем международные конкурсы профессионального мастерства совместно с различными организациями, готовим видеоролики и т. д. Также нашими задачами являются создание новых учебно-методических комплексов, внедрение системы демонстрационного экзамена – очень простого подхода для проверки квалификации на практике. Этот экзамен был бы особенно полезен для проверки умений и навыков миграционных рабочих, которые также могли бы проходить обучение в нашем учебном центре.
Особо подчеркну, что привлечение к этим проектам строительных компаний очень важно. Чему учить – должны говорить профессиональные сообщества и строительные компании,  как учить – должны говорить учебные заведения. Мы можем ответить на вопрос, как учить, только после того, когда нам скажут, чему учить. И мы призываем строительные компании присоединиться к реализации проектов и рассказать, чему следует научить их специалистов и рабочих.
Ключевыми организациями по привлечению строительных компаний в проект являются саморегулируемые организации и союзы: ССОО, СРО НП «Строители Ленинградской области», ЛенОблСоюзСтрой. Роль строительного бизнеса в успешной реализации данных проектов ключевая. Кроме этого, обязательным условием для успешной реализации проекта является помощь и поддержка государственных органов власти как с российской, так и с финской сторон.
рубрика: Личное дело
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.