Денис Давыдов: «Институт государственной экспертизы – хорошо отлаженный механизм, который нужно сохранить»
Выход в свет «дорожной карты» и перспектива снижения государственного контроля ставит перед экспертным сообществом новые задачи. Мы встретились с Денисом Давыдовым, заместителем начальника ГАУ «Леноблгосэкспертиза», и попросили рассказать о том, что изменится в работе государственных экспертов и стоит ли вообще опасаться перемен.
– Денис Сергеевич, на Ваш взгляд, чего ждать профессиональному строительному сообществу от реализации положений, которые заложены в «дорожной карте»?
– Надо четко понимать, что «дорожная карта» – это не итоговый документ, а обозначение пути, по которому мы все должны пройти – строительное сообщество, государственные надзорные органы и законодатели. В свете того, что еще много решений надо принимать и много документов готовить, сейчас паниковать или кричать «ура» несколько преждевременно. Априори надо иметь четкое понимание, что «дорожная карта» появилась не внезапно, а те решения, которые в соответствии с этим документом будут приняты, направлены в итоге на благо как для строительного сообщества, так и для потребителя. Я искренне считаю, что строительная отрасль – это та область, где контроль в любом случае должен сохраниться, хотя бы потому, что построенные объекты потом будут служить многие десятилетия. Другой вопрос, кто должен осуществлять этот контроль и нести ответственность за результат. С этой точки зрения «дорожная карта» очень интересна.
Основные проблемы проектирования, затронутые в документе, касаются количества согласовательных процедур, длительности и запутанности их прохождения. Наибольшая часть сложностей, на мой взгляд, касается получения исходных данных, технических условий и попутных согласований и заключений, а вовсе не проведения экспертизы или получения разрешения на строительство. Например, по жилым домам государственная экспертиза в Ленинградской области длится 20 дней, и большая часть проблем с ее прохождением связана чаще всего именно с исходно-разрешительной документацией.
Дело в том, что сегодня для реализации инвестиционно-строительных проектов необходимо пройти в среднем около 50 процедур, запрашивая исходные данные и согласовывая свою проектную документацию по нескольку раз. Это очень тяжелый процесс.
Здесь, на мой взгляд, было бы правильно развить принцип «единой электронной базы данных» с некоей координирующей функцией, которую можно возложить на экспертизу. Подобный информационный обмен между проектировщиками, снабжающими организациями, муниципальными органами градостроительства позволит в процессе проведения экспертизы проекта в режиме онлайн посылать запросы и получать на них ответы, адекватно оценивая правильность принятых проектных решений.
– В августе была создана и зарегистрирована Ассоциация государственных экспертиз, участником которой является и ГАУ «Леноблгосэкспертиза». На что направлены силы ассоциации, и какие задачи она призвана решать?
– Это общероссийская организация, которая объединит большинство государственных экспертиз России, а в идеале все 83 субъекта Российской Федерации. Ассоциация создана для того, чтобы напрямую обмениваться опытом, формировать предложения по подготовке нормативных и законодательных документов, направленных на реализацию решений по тем преобразованиям, которые планируется проводить в рамках реализации той же «дорожной карты». Понятно, что мнение одной организации, даже если она государственная, не может претендовать на истину в последней инстанции. По итогам дискуссии всех участников ассоциации будут формироваться предложения, направленные на благо отрасли.
Любой переходный период и кардинальные изменения могут повлечь за собой осложнение ситуации в организациях. Ассоциация создана в том числе и для того, чтобы укреплять и развивать профессиональные связи сообщества, защищать интересы членов ассоциации, вести базу данных информации в отрасли экспертизы. Эти действия направлены в первую очередь на то, чтобы сохранить институт государственных экспертиз как хорошо отлаженный организм, который формировался десятилетиями и собрал в себя подчас уникальных специалистов, безусловно, полезных и нужных для всей строительной отрасли. Наша задача – сохранить его.
– Каким образом будут складываться взаимоотношения между вновь созданной ассоциацией и Национальным объединением экспертных организаций (НОЭКС)?
– Изначально, когда создавалось НОЭКС, то в него входили все экспертные организации без разделения на государственные и негосударственные. Но, к сожалению, поучаствовав в работе НОЭКС, представители государственных экспертиз все четче понимали, что Национальное объединение экспертных организаций в основном работает на развитие именно негосударственного института экспертных организаций. Это не хорошо и не плохо, это один из вариантов развития любой некоммерческой организации, которая понимает, что для более эффективного решения каких-то задач надо сконцентрироваться на решении определенного спектра проблем. Это право большинства членов этой организации и ее управляющих органов. В результате мы пришли к выводу, что, в принципе, наше участие в НОЭКС не приносит пользы институту государственных экспертиз, поскольку наши предложения не находили отражения в итоговых решениях объединения. Вполне логичным шагом был выход из НОЭКС, и следующим нашим действием стало формирование Ассоциации государственных экспертиз. Я подчеркну, что ассоциация создана не для того, чтобы подрывать деятельность НОЭКС. Скорее, наоборот, речь идет о параллельной работе, которая направлена на формирование предложений по улучшению общей ситуации в экспертизе и строительстве.
Особо отмечу, что одной из первоочередных задач ассоциации на сегодняшний день является участие в разработке законодательства по реализации основных принципов, которые заложены в «дорожной карте». Также организация займется созданием единого стандарта госэкспертизы и свода правил для экспертов – своеобразного кодекса чести.
– Денис Сергеевич, на Ваш взгляд, чего ждать профессиональному строительному сообществу от реализации положений, которые заложены в «дорожной карте»?
– Надо четко понимать, что «дорожная карта» – это не итоговый документ, а обозначение пути, по которому мы все должны пройти – строительное сообщество, государственные надзорные органы и законодатели. В свете того, что еще много решений надо принимать и много документов готовить, сейчас паниковать или кричать «ура» несколько преждевременно. Априори надо иметь четкое понимание, что «дорожная карта» появилась не внезапно, а те решения, которые в соответствии с этим документом будут приняты, направлены в итоге на благо как для строительного сообщества, так и для потребителя. Я искренне считаю, что строительная отрасль – это та область, где контроль в любом случае должен сохраниться, хотя бы потому, что построенные объекты потом будут служить многие десятилетия. Другой вопрос, кто должен осуществлять этот контроль и нести ответственность за результат. С этой точки зрения «дорожная карта» очень интересна.
Основные проблемы проектирования, затронутые в документе, касаются количества согласовательных процедур, длительности и запутанности их прохождения. Наибольшая часть сложностей, на мой взгляд, касается получения исходных данных, технических условий и попутных согласований и заключений, а вовсе не проведения экспертизы или получения разрешения на строительство. Например, по жилым домам государственная экспертиза в Ленинградской области длится 20 дней, и большая часть проблем с ее прохождением связана чаще всего именно с исходно-разрешительной документацией.
Дело в том, что сегодня для реализации инвестиционно-строительных проектов необходимо пройти в среднем около 50 процедур, запрашивая исходные данные и согласовывая свою проектную документацию по нескольку раз. Это очень тяжелый процесс.
Здесь, на мой взгляд, было бы правильно развить принцип «единой электронной базы данных» с некоей координирующей функцией, которую можно возложить на экспертизу. Подобный информационный обмен между проектировщиками, снабжающими организациями, муниципальными органами градостроительства позволит в процессе проведения экспертизы проекта в режиме онлайн посылать запросы и получать на них ответы, адекватно оценивая правильность принятых проектных решений.
– В августе была создана и зарегистрирована Ассоциация государственных экспертиз, участником которой является и ГАУ «Леноблгосэкспертиза». На что направлены силы ассоциации, и какие задачи она призвана решать?
– Это общероссийская организация, которая объединит большинство государственных экспертиз России, а в идеале все 83 субъекта Российской Федерации. Ассоциация создана для того, чтобы напрямую обмениваться опытом, формировать предложения по подготовке нормативных и законодательных документов, направленных на реализацию решений по тем преобразованиям, которые планируется проводить в рамках реализации той же «дорожной карты». Понятно, что мнение одной организации, даже если она государственная, не может претендовать на истину в последней инстанции. По итогам дискуссии всех участников ассоциации будут формироваться предложения, направленные на благо отрасли.
Любой переходный период и кардинальные изменения могут повлечь за собой осложнение ситуации в организациях. Ассоциация создана в том числе и для того, чтобы укреплять и развивать профессиональные связи сообщества, защищать интересы членов ассоциации, вести базу данных информации в отрасли экспертизы. Эти действия направлены в первую очередь на то, чтобы сохранить институт государственных экспертиз как хорошо отлаженный организм, который формировался десятилетиями и собрал в себя подчас уникальных специалистов, безусловно, полезных и нужных для всей строительной отрасли. Наша задача – сохранить его.
– Каким образом будут складываться взаимоотношения между вновь созданной ассоциацией и Национальным объединением экспертных организаций (НОЭКС)?
– Изначально, когда создавалось НОЭКС, то в него входили все экспертные организации без разделения на государственные и негосударственные. Но, к сожалению, поучаствовав в работе НОЭКС, представители государственных экспертиз все четче понимали, что Национальное объединение экспертных организаций в основном работает на развитие именно негосударственного института экспертных организаций. Это не хорошо и не плохо, это один из вариантов развития любой некоммерческой организации, которая понимает, что для более эффективного решения каких-то задач надо сконцентрироваться на решении определенного спектра проблем. Это право большинства членов этой организации и ее управляющих органов. В результате мы пришли к выводу, что, в принципе, наше участие в НОЭКС не приносит пользы институту государственных экспертиз, поскольку наши предложения не находили отражения в итоговых решениях объединения. Вполне логичным шагом был выход из НОЭКС, и следующим нашим действием стало формирование Ассоциации государственных экспертиз. Я подчеркну, что ассоциация создана не для того, чтобы подрывать деятельность НОЭКС. Скорее, наоборот, речь идет о параллельной работе, которая направлена на формирование предложений по улучшению общей ситуации в экспертизе и строительстве.
Особо отмечу, что одной из первоочередных задач ассоциации на сегодняшний день является участие в разработке законодательства по реализации основных принципов, которые заложены в «дорожной карте». Также организация займется созданием единого стандарта госэкспертизы и свода правил для экспертов – своеобразного кодекса чести.
рубрика:
Экспертиза
автор:
Екатерина Костина