От Москвы до Петербурга с ветерком

Первым в повестке дня предновогоднего заседания правительства стоял вопрос «О мерах по реализации проекта строительства скоростной платной автомобильной магистрали (СПАМ) М-10-С «Столица» Москва – Санкт-Петербург».

Строительство новой скоростной трассы является одним из наиболее крупных и национально значимых инвестиционных проектов. Действующая автомагистраль М-10 «Россия» Москва – Санкт-Петербург в настоящее время исчерпала свою пропускную способность и не обеспечивает беспрепятственного и безопасного движения автотранспортных средств.
Строительство СПАМ позволит значительно улучшить транспортное сообщение между двумя столицами и населенными пунктами, находящимися в зоне тяготения трассы, разгрузить имеющиеся автодороги, тем самым сократив время проезда транспорта и улучшив экологическую ситуацию. Предполагается, что СПАМ привлечет частные инвестиции в развитие инфраструктуры, что обеспечит создание дополнительных рабочих мест и появление дополнительных источников налоговых поступлений.
Инициатор – Минтранс
Инициатором строительства СПАМ является Министерство транспорта Российской Федерации. Оно предусмотрено поручением Президента Российской Федерации от 13.04.2004 №ПР-610. Администрации Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, по которым пройдет трасса, оказали поддержку в решении вопросов по ее выбору и согласованию необходимой документации. СПАМ пройдет по новому направлению, в обход городов и поселков, и будет иметь протяженность 650 км, что на 62 км короче нынешней дороги. В границах Петербурга трасса имеет протяженность 20,1 километра. Всего по трассе планируется построить 157 путепроводов. Количество полос, в зависимости от региона, будет варьироваться от 4 до 10. По Петербургу планируется трасса в 8 полос.
Акт выбора земельного участка для строительства СПАМ в черте города, подготовленный Федеральным государственным учреждением «Дороги России» совместно с открытым акционерным обществом «Дорпроект», согласован государственными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в установленном порядке.
Стройка имеет федеральный статус. Министерство транспорта намерено сделать дорогу платной, реализовав этот проект на условиях концессии – по примеру Западного скоростного диаметра. Губернатор распорядилась ускорить все работы по межеванию земельных участков, по которым пройдет скоростная автомагистраль, а также ограничить любые имущественные сделки в районе трассы, которые могут привести к удорожанию строительства.
На основе ГЧП
Ориентировочная стоимость проекта – 210-220 млрд рублей. Начать строительство магистрали планируется в 2008 году (первая очередь), закончить – в 2013 году (третья очередь).
Учитывая высокую стоимость, строительство СПАМ предполагается осуществлять на условиях совместного финансирования с использованием средств федерального бюджета и частных инвесторов.
Обоснование инвестиций в строительство СПАМ разработано по заданию «Росавтодора», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 №1724-р. Данным документом органам исполнительной власти Санкт-Петербурга было рекомендовано зарезервировать земельные участки, расположенные в зоне строительства, и провести уточнение границ черты поселений в целях территориального планирования развития территорий для размещения СПАМ, а также установить ограничения по использованию земельных участков, попадающих в зону строительства трассы. Кроме того, требовалось рассмотреть вопрос о долевом участии в финансировании мероприятий по сносу или переносу строений, жилых домов и инженерных коммуникаций, расположенных в данной зоне, отселению граждан из домов, подлежащих сносу или переносу. Так что без участия городского бюджета не обойдется.
Трасса в Ленобласти
Трасса в Ленинградской области начинается на границе с Новгородской областью и проходит по левой стороне относительно автодороги М-10, с максимальным приближением к ней, в обход существующих населенных пунктов, коллективных садоводств и крупнейших болот, которых на этой территории достаточно много. Пересекает дорогу Павлово—Мга—Любань—Оредеж—Луга на 592 км, три крупных реки: Тигода, Охта и Ижора. Протяженность трассы по Ленобласти – 92,7 км. Ориентировочная площадь изымаемых земель около 1000 га, в основном лесные угодья – 930 га и сельхозугодья – более 64 га. На территории Ленинградской области предусмотрено строительство четырех транспортных развязок, в том числе три – на существующих дорогах и одна на перспективной дороге от Киришей, девяти средних и малых мостов, а также трех мостов длиной более 100 метров через крупные реки и шестнадцати путепроводов.
И в Петербурге
Начальная точка трассы по Санкт-Петербургу лежит на пересечении границы города и области в районе Ям-Ижоры, проходит в Северо-Западном направлении по существующей трассе М-10, затем поворачивает на запад и идет вдоль газопровода Саратов—Санкт-Петербург, удаляясь от него на расстояние 200-250 метров, пересекает железную дорогу на Пушкин—Павловск, дорогу на Гатчину и примыкает к КАД в районе Пулковского шоссе. Трасса пересекает четыре реки – Поповка, Ижорка, Славянка, Кузьминка и ряд действующих автодорог. Протяженность трассы по городу 20,1 км. Число полос движения – 8, транспортных развязок – три, количество путепроводов 12, один мост длиной 100 метров, более 460 га изымаемых земель, в том числе 350 га сельхозугодий угодий, более 70 га – огороды, остальное – неудобные земли. Общая стоимость трассы по городу – около 21 млрд рублей. Проработано примыкание СПАМ к уличной дорожной сети. Запланировано три очереди реализации СПАМ. Первая – это от 635 км Тосно до КАД. Делится на два пусковых комплекса, первый – в районе города и второй – от границы города до Тосно. Начало строительства в 2008 году, проектирование должно быть завершено в 2007 году. Конец строительства – IV квартал 2011 года. Вторая очередь – это перегон от Тосно до пересечения с автомагистралью МГА—Любань—Оредеж. Начало строительства – I квартал 2008 года, окончание – IV квартал 2012 года. И третья очередь – от автодороги Любань—Оредеж до границы с Новгородской областью. Начало строительства – II квартал 2009 года, конец – IV квартал 2013 года.
Предварительно было рассмотрено семь вариантов строительства трассы. Выбрали наименее обремененную с учетом перспективного развития города.
ЗнаЧение трассы
По мнению главного архитектора Александра Викторова, рассматриваемый сегодня объект – несомненно, новый стратегический объект для города. Кроме обеспечения связи между двумя столицами он имеет три основных функциональных составляющих: это связь севера страны с центром и трассы «Скандинавиия» в одном транспортном коридоре; это система скоростных дорог непрерывного движения, главным элементом которого является ЗСД; также СПАМ разгрузит крупнейший транспортный узел на Севере России.
Предполагаемая расчетная интенсивность движения в городской черте предусматривает 100 тыс. единиц в одном направлении, смешанный поток транспорта. Поэтому, считает руководитель КГА, правильно будет уже сегодня спланировать распределение потока транспорта по городским магистралям: грузовой транспорт должен двигаться только до Морского порта.
Губернатор Валентина Матвиенко подчеркнула большое значение строительства скоростной магистрали, отметив, что она существенно улучшит транспортную ситуацию в городе, разгрузит въезд и выезд из Петербурга.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.