В каждом лесу свои законы
С начала этого года вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации. В Санкт-Петербурге на практике пока никто с новым законом серьезно не сталкивался и не столкнется до тех пор, пока не будет решена проблема с передачей городу полномочий по управлению лесным хозяйством.
Потенциальные арендаторы не смогут получить каких-либо разрешений на пользование лесными участками еще и по другой причине. Как утверждают эксперты, для проведения каких-либо сделок нужна соответствующая нормативная база, которой пока нет.
Все лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, как гласит Лесной кодекс, находятся в федеральной собственности. Если Санкт-Петербургу будут переданы полномочия по управлению лесным хозяйством, город будет распоряжаться именно городскими лесами. Категория городских лесов, как утверждает начальник отдела капитального ремонта и лесного хозяйства Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Сергей Тарасов, в Лесном кодексе заявлена впервые. Порядок предоставления участков, находящихся на территории городских лесов, по словам Сергея Тарасова, будет определяться лишь после того, как федеральное правительство даст добро городу самостоятельно управлять лесными территориями. Когда именно это произойдет, зависит от федеральной власти, и ответить на этот вопрос пока никто не может.
Городские леса, то есть все те, которые окружают Санкт-Петербург, по Лесному кодексу относятся к категории защитных лесов. Закон гласит, что такие леса могут подлежать освоению «в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов» (ст. 12 Лесного кодекса). Статус таких лесов определяется их расположением. Как правило, рядом с ними находятся детские спортивные лагеря, санатории, базы отдыха и т.д. То, что эти леса должны выполнять оздоровительные и «иные полезные» функции, отнюдь не значит, что на их территориях не будет проводиться вырубка. По словам менеджера по проектам Центра экспертиз ЭКОМ Дмитрия Афиногенова, подобные виды деятельности в зоне защитных лесов допускаются в пределах разумного, с конкретными ограничениями.
Сейчас, с вступлением в силу нового закона, у города появилась потенциальная возможность предоставлять лесные участки в «постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование», а также заключать договоры купли-продажи лесных насаждений (ст. 83 Лесного кодекса). В настоящее время городские власти занимаются паспортизацией лесных участков, в отношении которых может действовать эта статья Лесного кодекса. Теперь серьезных препятствий для их продажи или приватизации нет. Дмитрий Афиногенов считает, что сейчас у потенциального частного собственника появляется возможность самостоятельно распоряжаться лесным участком. «Если раньше какие-то действия арендатора определялись исключительно разрешениями органов власти, то теперь арендатор сам себе пишет декларацию и сам решает, как ему пользоваться лесом, – говорит Дмитрий Афиногенов. – Правда, эту декларацию он должен утвердить в органах территориальных управлений Росприродназдора». На практике к настоящему моменту подобных случаев еще не было. Специалисты Центра экспертиз ЭКОМ опасаются, что сейчас, пока еще не определились четкие параметры составления деклараций, арендаторы могут воспользоваться такой ситуацией в корыстных целях. Опасения экспертов, с одной стороны, вполне оправданны. С другой стороны, сейчас положение и арендаторов, и городской власти в плане распоряжения лесом одинаково висит в воздухе. Город ждет ответа от государства. Частные лица – от городской власти. Пока не будет решен вопрос с полномочиями и не будет сформирована новая нормативная база, никто не сможет получить в аренду лесной участок. Тем, кому все же посчастливилось это сделать до вступления в силу нового Лесного кодекса, все равно придется ждать подвижек от власти для того, чтобы разработать свою декларацию. Так что у арендаторов сегодня просто нет возможности злоупотребить ситуацией, хотя лазейки заинтересованные люди находят всегда.
Пока, как говорит и.о. начальника отдела по надзору в сфере лесного хозяйства Управления Росприроднадзора по Ленинградской области Евгений Золотов, в ведении лесного хозяйства практически ничего не изменилось. «Основная проблема – передача полномочий по контролю и ведению хозяйственной деятельности Санкт-Петербургу, – говорит Евгений Золотов. – Все остальное пока остается без особых изменений». С таким мнением не согласен Дмитрий Афиногенов. По его словам, с принятия нового кодекса в лесном хозяйстве очень даже могут произойти серьезные изменения и связаны они с несколькими спорными положениями в законе. Одни из таких положений, например, относятся к категориям лесов. «Если раньше леса делились на три группы, две из которых являлись защитными лесами, то теперь есть только защитные и эксплуатационные, – говорит Дмитрий Афиногенов. – Во вторую группу входили леса, находящиеся вблизи населенных пунктов, они были охраняемы. Сегодня эти леса относятся к категории эксплуатационных, а значит, могут подвергаться вырубке. Рано или поздно эта проблема коснется граждан, проживающих вблизи «эксплуатационных» лесных территорий».
Граждане также могут столкнуться с трудностями, связанными с ограничением их пребывания в лесу. Статья 5 Лесного кодекса несколько размыто гласит о том, что «пребывание граждан может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах», а также «безопасности граждан при выполнении работ». Эксперты ЭКОМ задаются вопросом: что конкретно имели в виду составители кодекса? Ответ на этот вопрос в законе отсутствует.
Другая проблема, на которую обращает внимание Дмитрий Афиногенов, касается лесовосстановления. В статье 62 Лесного кодекса указано лишь, что «на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков». Каким образом и в какие сроки арендатор должен восстановить утраченное, не сказано нигде. Эксперты утверждают, что формы контроля за соблюдением законодательства нигде не прописаны, а «полагаться на добросовестность лесопользователей» – шаг весьма рискованный.
Сегодня, как говорит Сергей Тарасов, городские власти пребывают в ожидании ответа от федерального правительства. Как будет действовать федеральный закон на городском уровне, по всей видимости, станет ясно еще не скоро.
Автор: Марина Голокова
Потенциальные арендаторы не смогут получить каких-либо разрешений на пользование лесными участками еще и по другой причине. Как утверждают эксперты, для проведения каких-либо сделок нужна соответствующая нормативная база, которой пока нет.
Все лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, как гласит Лесной кодекс, находятся в федеральной собственности. Если Санкт-Петербургу будут переданы полномочия по управлению лесным хозяйством, город будет распоряжаться именно городскими лесами. Категория городских лесов, как утверждает начальник отдела капитального ремонта и лесного хозяйства Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Сергей Тарасов, в Лесном кодексе заявлена впервые. Порядок предоставления участков, находящихся на территории городских лесов, по словам Сергея Тарасова, будет определяться лишь после того, как федеральное правительство даст добро городу самостоятельно управлять лесными территориями. Когда именно это произойдет, зависит от федеральной власти, и ответить на этот вопрос пока никто не может.
Городские леса, то есть все те, которые окружают Санкт-Петербург, по Лесному кодексу относятся к категории защитных лесов. Закон гласит, что такие леса могут подлежать освоению «в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов» (ст. 12 Лесного кодекса). Статус таких лесов определяется их расположением. Как правило, рядом с ними находятся детские спортивные лагеря, санатории, базы отдыха и т.д. То, что эти леса должны выполнять оздоровительные и «иные полезные» функции, отнюдь не значит, что на их территориях не будет проводиться вырубка. По словам менеджера по проектам Центра экспертиз ЭКОМ Дмитрия Афиногенова, подобные виды деятельности в зоне защитных лесов допускаются в пределах разумного, с конкретными ограничениями.
Сейчас, с вступлением в силу нового закона, у города появилась потенциальная возможность предоставлять лесные участки в «постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование», а также заключать договоры купли-продажи лесных насаждений (ст. 83 Лесного кодекса). В настоящее время городские власти занимаются паспортизацией лесных участков, в отношении которых может действовать эта статья Лесного кодекса. Теперь серьезных препятствий для их продажи или приватизации нет. Дмитрий Афиногенов считает, что сейчас у потенциального частного собственника появляется возможность самостоятельно распоряжаться лесным участком. «Если раньше какие-то действия арендатора определялись исключительно разрешениями органов власти, то теперь арендатор сам себе пишет декларацию и сам решает, как ему пользоваться лесом, – говорит Дмитрий Афиногенов. – Правда, эту декларацию он должен утвердить в органах территориальных управлений Росприродназдора». На практике к настоящему моменту подобных случаев еще не было. Специалисты Центра экспертиз ЭКОМ опасаются, что сейчас, пока еще не определились четкие параметры составления деклараций, арендаторы могут воспользоваться такой ситуацией в корыстных целях. Опасения экспертов, с одной стороны, вполне оправданны. С другой стороны, сейчас положение и арендаторов, и городской власти в плане распоряжения лесом одинаково висит в воздухе. Город ждет ответа от государства. Частные лица – от городской власти. Пока не будет решен вопрос с полномочиями и не будет сформирована новая нормативная база, никто не сможет получить в аренду лесной участок. Тем, кому все же посчастливилось это сделать до вступления в силу нового Лесного кодекса, все равно придется ждать подвижек от власти для того, чтобы разработать свою декларацию. Так что у арендаторов сегодня просто нет возможности злоупотребить ситуацией, хотя лазейки заинтересованные люди находят всегда.
Пока, как говорит и.о. начальника отдела по надзору в сфере лесного хозяйства Управления Росприроднадзора по Ленинградской области Евгений Золотов, в ведении лесного хозяйства практически ничего не изменилось. «Основная проблема – передача полномочий по контролю и ведению хозяйственной деятельности Санкт-Петербургу, – говорит Евгений Золотов. – Все остальное пока остается без особых изменений». С таким мнением не согласен Дмитрий Афиногенов. По его словам, с принятия нового кодекса в лесном хозяйстве очень даже могут произойти серьезные изменения и связаны они с несколькими спорными положениями в законе. Одни из таких положений, например, относятся к категориям лесов. «Если раньше леса делились на три группы, две из которых являлись защитными лесами, то теперь есть только защитные и эксплуатационные, – говорит Дмитрий Афиногенов. – Во вторую группу входили леса, находящиеся вблизи населенных пунктов, они были охраняемы. Сегодня эти леса относятся к категории эксплуатационных, а значит, могут подвергаться вырубке. Рано или поздно эта проблема коснется граждан, проживающих вблизи «эксплуатационных» лесных территорий».
Граждане также могут столкнуться с трудностями, связанными с ограничением их пребывания в лесу. Статья 5 Лесного кодекса несколько размыто гласит о том, что «пребывание граждан может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах», а также «безопасности граждан при выполнении работ». Эксперты ЭКОМ задаются вопросом: что конкретно имели в виду составители кодекса? Ответ на этот вопрос в законе отсутствует.
Другая проблема, на которую обращает внимание Дмитрий Афиногенов, касается лесовосстановления. В статье 62 Лесного кодекса указано лишь, что «на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков». Каким образом и в какие сроки арендатор должен восстановить утраченное, не сказано нигде. Эксперты утверждают, что формы контроля за соблюдением законодательства нигде не прописаны, а «полагаться на добросовестность лесопользователей» – шаг весьма рискованный.
Сегодня, как говорит Сергей Тарасов, городские власти пребывают в ожидании ответа от федерального правительства. Как будет действовать федеральный закон на городском уровне, по всей видимости, станет ясно еще не скоро.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Cобытия и комментарии