Архитекторы требуют свободы
Петербургские архитекторы в третий раз отклонили предпроектные проработки строительства коммерческого центра на Лиговском проспекте,
26-38.
Если на предыдущих двух заседаниях Градостроительный совет отмел фасадные и технические решения, то сейчас архитекторы предъявляют претензии к объемно-планировочному решению в целом. Участники Градостроительного совета не могут себе позволить «пропустить» в исторический центр города проект, в соответствии с которым может быть построена «коробка», до отказа наполненная бутиками и офисами.
Построить многофункциональный центр на месте в центре Санкт-Петербурга, именуемом в народе «яма», строительная компания «Бриз» планирует в 2009 году. Для этого компания готова инвестировать в реализацию проекта $304 млн. Однако далеко идущим планам заказчиков могут серьезно воспрепятствовать перипетии с рассмотрением предпроектных проработок на заседаниях Градостроительного совета. Авторы проекта, ООО «Григорьев и партнеры», на прошлой неделе третий раз тщетно пытались получить одобрение петербургских архитекторов. Коллегия Градостроительного совета не только не изменила своей позиции по отношению к многострадальному проекту, но и высказала дополнительные замечания по поводу решения внутреннего пространства планируемого здания.
Напомним, что ранее внимание архитекторов привлекала в большей степени внешняя составляющая. Фасады проектируемого четырехэтажного здания вдоль Лиговского проспекта представляли, по отзывам архитекторов, «глухую стену». Над этой «стеной» и работали проектировщики. Так, со стороны Лиговского проспекта у здания появился вход, первый этаж представляет витрины, второй этаж будет оформлен стеклянными эркерами. Первые два этажа планируется сдобрить наружной рекламой. Авторы проекта более тщательно продумали и цветовое решение фасадов. По словам руководителя ООО «Григорьев и партнеры» Владимира Григорьева, фасады коммерческого центра могут быть декорированы естественным камнем бежевых тонов. Таким образом, новое здание, как считают авторы проекта, будет гармонировать с рядом стоящими домами из красного кирпича и Московским вокзалом с его фасадами «кремового» цвета. Работа проектировщиков заслужила положительные отзывы со стороны рецензента Александра Столярчука. По его словам, теперь «омертвленная фасадная поверхность наполнена функциональностью». «Сторона, которая выходит на Лиговский проспект, благодаря витринам и торговой зоне получает жизнь», – констатировал Александр Столярчук.
«Оживить» стену, тянущуюся вдоль Лиговского проспекта на 230 метров, проектировщикам удалось, по всей видимости, ценой невероятных усилий, поскольку никаких свободных альтернатив такому решению у авторов проекта нет. По крайней мере, они не были предложены, когда коллегия Градостроительного совета с большим пристрастием критиковала проект. С одной стороны, наружная реклама, планируемая на первых двух этажах коммерческого центра, должна выходить именно на Лиговский проспект, с другой – как выразился архитектор Олег Харченко, «этот хаос с рекламой превратится в еще больший хаос». Даже камень, который предлагает использовать Владимир Григорьев, вызвал некоторые подозрения со стороны архитектора Михаила Мамошина. Михаил Мамошин задался вопросом: «почему загородная технология остается в центре города?». По его мнению, проект не срастается с градостроительной ситуацией. На фоне этой критики архитектор Никита Явейн сделал Владимиру Григорьеву предложение. «Надо сделать какие-то разрывы, – заключил он. – Разбивки фасада на отдельные объемы можно принять за основу».
По концепции проектировщиков планируемый коммерческий центр напоминает монолитный блок общей площадью 160 тыс. кв. метров. Более трети внутренних помещений центра (60 тыс. кв. метров) в соответствии с концепцией будет наполнено магазинами. Отсутствие свободных пространств в планируемом здании и стало камнем преткновения в рассмотрении проекта. Если на предыдущих заседаниях Градостроительного совета архитекторы не сказали ни слова по этому поводу, то сейчас у специалистов возникло непреодолимое желание увидеть в проектируемом интерьере свободное «поле с интересными предложениями». Это желание не исполнилось. Каждый угол планируемого здания имеет свое функциональное предназначение. Свободного места проектировщики не предусматривали. В результате внутренние пространства планируемого центра архитекторы обозначили как замкнутые коридоры, а сам проект – как «полную коробку». «Это какая-то мечта клаустрофобика!» – добавил архитектор Святослав Гайкович. По его мнению, «в этом доме могло бы поселиться правительство Ленобласти». Архитекторы признали, что проект Владимира Григорьева мог бы быть реализован в любом другом месте, но никак не в историческом центре Петербурга.
В поисках решения этой проблемы глава Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов предложил добавить пространства за счет дополнительной высоты здания. По проекту высота центра не достигает предельной отметки, поэтому здание внутри квартала, как предполагают архитекторы, можно повысить до 42 метров.
Как отмечают заказчики, если проект подвергнется столь серьезным изменениям, вряд ли коммерческий центр удастся построить в 2009 году. В ближайшие два месяца заказчики намерены исправить недочеты в части фасадов, но объемно-планировочное решение оставить таким, какое есть. «Мы не имеем права менять это решение, – объяснил заместитель генерального директора СК «Бриз» Роман Зарецкий. – Разработана и утверждена градостроительная документация, она прошла процедуру общественных слушаний. У нас должны быть серьезные основания для изменения. Архитекторы не вправе требовать от нас менять решения, которые уже согласованы и установлены». Между тем, заказчики не горят желанием вступать в конфликт с коллегией Градостроительного совета. «Попробуем найти какой-то компромисс», – решил Роман Зарецкий.
Какой это будет компромисс, станет ясно на четвертом рассмотрении проекта.
Автор: Марина Голокова
26-38.
Если на предыдущих двух заседаниях Градостроительный совет отмел фасадные и технические решения, то сейчас архитекторы предъявляют претензии к объемно-планировочному решению в целом. Участники Градостроительного совета не могут себе позволить «пропустить» в исторический центр города проект, в соответствии с которым может быть построена «коробка», до отказа наполненная бутиками и офисами.
Построить многофункциональный центр на месте в центре Санкт-Петербурга, именуемом в народе «яма», строительная компания «Бриз» планирует в 2009 году. Для этого компания готова инвестировать в реализацию проекта $304 млн. Однако далеко идущим планам заказчиков могут серьезно воспрепятствовать перипетии с рассмотрением предпроектных проработок на заседаниях Градостроительного совета. Авторы проекта, ООО «Григорьев и партнеры», на прошлой неделе третий раз тщетно пытались получить одобрение петербургских архитекторов. Коллегия Градостроительного совета не только не изменила своей позиции по отношению к многострадальному проекту, но и высказала дополнительные замечания по поводу решения внутреннего пространства планируемого здания.
Напомним, что ранее внимание архитекторов привлекала в большей степени внешняя составляющая. Фасады проектируемого четырехэтажного здания вдоль Лиговского проспекта представляли, по отзывам архитекторов, «глухую стену». Над этой «стеной» и работали проектировщики. Так, со стороны Лиговского проспекта у здания появился вход, первый этаж представляет витрины, второй этаж будет оформлен стеклянными эркерами. Первые два этажа планируется сдобрить наружной рекламой. Авторы проекта более тщательно продумали и цветовое решение фасадов. По словам руководителя ООО «Григорьев и партнеры» Владимира Григорьева, фасады коммерческого центра могут быть декорированы естественным камнем бежевых тонов. Таким образом, новое здание, как считают авторы проекта, будет гармонировать с рядом стоящими домами из красного кирпича и Московским вокзалом с его фасадами «кремового» цвета. Работа проектировщиков заслужила положительные отзывы со стороны рецензента Александра Столярчука. По его словам, теперь «омертвленная фасадная поверхность наполнена функциональностью». «Сторона, которая выходит на Лиговский проспект, благодаря витринам и торговой зоне получает жизнь», – констатировал Александр Столярчук.
«Оживить» стену, тянущуюся вдоль Лиговского проспекта на 230 метров, проектировщикам удалось, по всей видимости, ценой невероятных усилий, поскольку никаких свободных альтернатив такому решению у авторов проекта нет. По крайней мере, они не были предложены, когда коллегия Градостроительного совета с большим пристрастием критиковала проект. С одной стороны, наружная реклама, планируемая на первых двух этажах коммерческого центра, должна выходить именно на Лиговский проспект, с другой – как выразился архитектор Олег Харченко, «этот хаос с рекламой превратится в еще больший хаос». Даже камень, который предлагает использовать Владимир Григорьев, вызвал некоторые подозрения со стороны архитектора Михаила Мамошина. Михаил Мамошин задался вопросом: «почему загородная технология остается в центре города?». По его мнению, проект не срастается с градостроительной ситуацией. На фоне этой критики архитектор Никита Явейн сделал Владимиру Григорьеву предложение. «Надо сделать какие-то разрывы, – заключил он. – Разбивки фасада на отдельные объемы можно принять за основу».
По концепции проектировщиков планируемый коммерческий центр напоминает монолитный блок общей площадью 160 тыс. кв. метров. Более трети внутренних помещений центра (60 тыс. кв. метров) в соответствии с концепцией будет наполнено магазинами. Отсутствие свободных пространств в планируемом здании и стало камнем преткновения в рассмотрении проекта. Если на предыдущих заседаниях Градостроительного совета архитекторы не сказали ни слова по этому поводу, то сейчас у специалистов возникло непреодолимое желание увидеть в проектируемом интерьере свободное «поле с интересными предложениями». Это желание не исполнилось. Каждый угол планируемого здания имеет свое функциональное предназначение. Свободного места проектировщики не предусматривали. В результате внутренние пространства планируемого центра архитекторы обозначили как замкнутые коридоры, а сам проект – как «полную коробку». «Это какая-то мечта клаустрофобика!» – добавил архитектор Святослав Гайкович. По его мнению, «в этом доме могло бы поселиться правительство Ленобласти». Архитекторы признали, что проект Владимира Григорьева мог бы быть реализован в любом другом месте, но никак не в историческом центре Петербурга.
В поисках решения этой проблемы глава Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов предложил добавить пространства за счет дополнительной высоты здания. По проекту высота центра не достигает предельной отметки, поэтому здание внутри квартала, как предполагают архитекторы, можно повысить до 42 метров.
Как отмечают заказчики, если проект подвергнется столь серьезным изменениям, вряд ли коммерческий центр удастся построить в 2009 году. В ближайшие два месяца заказчики намерены исправить недочеты в части фасадов, но объемно-планировочное решение оставить таким, какое есть. «Мы не имеем права менять это решение, – объяснил заместитель генерального директора СК «Бриз» Роман Зарецкий. – Разработана и утверждена градостроительная документация, она прошла процедуру общественных слушаний. У нас должны быть серьезные основания для изменения. Архитекторы не вправе требовать от нас менять решения, которые уже согласованы и установлены». Между тем, заказчики не горят желанием вступать в конфликт с коллегией Градостроительного совета. «Попробуем найти какой-то компромисс», – решил Роман Зарецкий.
Какой это будет компромисс, станет ясно на четвертом рассмотрении проекта.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Городская среда