Пулково пошло на взлет

Объявлен международный архитектурный конкурс на разработку здания нового международного пассажирского терминала аэропорта Пулково. Это станет первым этапом реализации генплана развития аэропорта до 2025 года.

Аэропорт Пулково является одним из опорных аэропортов системы гражданской авиации России. По итогам 2006 года аэропорт занял четвертое место по объему пассажирских перевозок. В 2006 году пассажиропоток достиг 5,1 млн пассажиров в год. Аналитики прогнозируют, что к 2025 году пассажиропоток аэропорта может превысить 17 млн человек. Существующий аэропорт не рассчитан на обслуживание такого количества пассажиров, поэтому назрела необходимость провести его комплексную модернизацию.
Новый пассажирский терминал пропускной способностью 7,5 млн пассажиров в год для обслуживания международных рейсов планируется построить севернее Пулково-1 к 2010 году. Данный проект будет осуществляться в рамках концепция развития аэродромной сети России, разработанной Министерством транспорта РФ. Концепцией предполагается создание ряда узловых хабов – транзитных аэропортов, – в число которых вошел и аэропорт Санкт-Петербурга. Реконструкция аэропорта, которая обойдется примерно в $800 млн, будет вестись в рамках государственно-частного партнерства.
По словам министра транспорта Игоря Левитина, за последние 2 года по этой схеме в развитие российских аэропортов было вложено около 50 млрд рублей. При этом на каждый рубль из федерального бюджета приходилось 2 рубля частных инвестиций. «Это говорит о том, что этот вид бизнеса в России стал привлекательным», – подчеркнул министр.
Однако в случае с аэропортом «Пулково» деньги на реконструкцию объектов, не подлежащих приватизации – второй взлетно-посадочной полосы, перронов и средств воздушной навигации, будут выделены не из федерального, а из городского бюджета: было получено принципиальное согласие Президента Владимира Путина на передачу аэропорта Пулково из федеральной собственности в городскую. Кроме того, сейчас в завершающей стадии находится процесс акционирования аэропорта.
«Мы этого добивались потому, что никто кроме города в такой мере не заинтересован в быстрейшей модернизации аэропорта, – заявила губернатор Валентина Матвиенко 16 февраля. – Нужно будет дополнительное выделение земли, нужно будет развивать инженерную инфраструктуру, менять транспортную схему. Никто кроме города эти задачи не решит. Принято очень правильное решение передачи аэропорта в городскую собственность, и мы благодаря этому сможем очень быстро реализовать данный проект. Инвесторов, желающих принять участие в этом проекте очень много – очередь уже выстроилась. Наша задача – выбрать красивый архитектурный проект, правильную функциональную идеологию и организовать правильную финансовую схему».
В середине февраля правительство Санкт-Петербурга и руководство пока еще ФГУП «Аэропорт «Пулково» объявили о начале закрытого международного конкурса на разработку объемно-пространственного решения здания терминала и прилегающих к нему объектов инфраструктуры. Проектирование будет осуществляться в рамках реализации генерального плана развития аэропорта до 2025 года, разработанного ФГУП «Аэропорт «Пулково» совместно со специалистами компании HOCHTIEF AirPort, представителями «Росавиации» и профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга.
В процессе выполнения программы развития территория аэропорта должна быть преобразована в крупный транзитный узел. Предполагается реконструкция второй посадочной полосы аэропорта и здания терминала Пулково-1, имеющего архитектурную ценность, и их последующее объединение с новым терминалом. К моменту завершения всех работ пропускная способность обновленного петербургского аэропорта составит 22-23 млн пассажиров в год. Также должны быть построены необходимые объекты инфраструктуры: гостиницы, бизнес-центры, торговые комплексы, парковки. Надо отметить, что работа в данном направлении уже ведется. Так, на одном из последних заседаний градостроительного совета Санкт-Петербурга обсуждался инвестиционный проект строительства двух бизнес-центров и гостиницы класса «четыре звезды» в общественно-деловой зоне Пулково-3.
«Сегодня необходимо создание единого аэропортового комплекса, который объединит в себе уже существующие терминалы, а также сопутствующую инфраструктуру, чтобы аэропорт максимально реализовал свой потенциал, стал по-настоящему крупным пересадочным узлом, – отметила Валентина Матвиенко, объявляя о начале архитектурного конкурса. – Мы хотим построить не просто лучший аэропорт в России, но и лучший аэропорт международного уровня. Поэтому мы решили провести международный конкурс, чтобы новый аэровокзал стал не просто уникальным архитектурным объектом, но и удобным для пассажиров, и эффективным коммерческим комплексом. Главное условие участия в конкурсе – реализованные проекты строительства аэропортов. Нам нужны не просто архитекторы с красивыми картинками, а те, кто уже имеет опыт строительства аэровокзалов в разных странах».
В число мэтров аэропортостроения вошли четыре творческих коллектива – немецкое бюро GMP (von Gerkan, Marg und Partner) Internetional mbH, Grimshaw&Partners Ltd из Великобритании, американцы Skidmore, Owings&Merrill LLP, а также петербургское ЗАО «Земцов, Кондиайн и партнеры», проектировавшее международный терминал Пулково-2.
Как сообщил генеральный директор ФГУП «Аэропорт «Пулково» Андрей Муров, руководство аэропорта совместно с КГА 6-7 марта планирует пригласить архитекторов – участников конкурса на ознакомительный семинар, в ходе которого с ними будут подписаны контракты на сумму $100 тыс. и предоставлена вся необходимая информация для начала работы.
Работа над конкурсными проектами завершится в конце мая, после этого в течение недели будет работать конкурсная комиссия, сопредседателями которой выступят глава МЭРТ Герман Греф, министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. В это же время все архитектурные проекты будут представлены на выставке инвестиционных проектов. Победитель архитектурного конкурса будет объявлен 7 июня, а 8 июня макет победившего проекта будет выставлен на стенде инвестиционных проектов Санкт-Петербурга на XI Петербургском экономическом форуме.
Следующим этапом реализации концепции развития зоны аэропорта «Пулково» будет объявление инвестиционного конкурса. По словам вице-губернатора Юрия Молчанова, это событие состоится не позднее I квартала 2008 года, консультантом при проведении конкурса выступит Мировой банк.

Автор: Вероника Шеменева
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.