Меморандум конференции

«Законодательное обеспеЧение саморегулированиЯ строительной деЯтельности: опыт, проблемы, решениЯ» (региональное обсуждение в Санкт-Петербурге)
г. Санкт-Петербург, 23 марта 2007 года

Участники конференции, собравшиеся для обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в части перехода к саморегулированию строительной деятельности, с участием специалистов Комитета Госдумы РФ по собственности, Общественной Палаты РФ, руководства Российского союза строителей, Союза архитекторов России, региональных строительных бизнес-сообществ, обсудили варианты законопроекта, а также некоторый опыт практической подготовки к саморегулированию строительных бизнес-сообществ.
Участники конференции согласны с мнением о том, что система государственного лицензирования строительной деятельности, особенно в части выдачи лицензий на изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов недвижимости в значительной степени себя изжила и не только не соответствует принципам рыночной экономики, но уже сдерживает развитие строительной сферы. Сотни тысяч выданных лицензий на проектирование и строительство не обеспечивают надлежащего качества производства работ, не гарантируют безопасности строек, способствуют, по существу, безответственности как лицензионных органов, так и самих субъектов строительной деятельности. Опыт развитых стран показывает, что только строительные бизнес-сообщества, объединяющие определенное количество компаний, которые хорошо знают друг друга и связаны взаимными обязательствами, способны оградить рынок от случайных и неквалифицированных его участников, установить надлежащий контроль и нести субсидиарную ответственность за членов саморегулируемых организаций.

Участники конференции рекомендуют:
1. Считать переход от государственного к общественному регулированию изыскательской, архитектурно-проектной и строительной деятельности важной и неотложной задачей как органов государственной власти, так и субъектов строительного рынка. Признать целесообразным переход от государственного к общественному лицензированию компаний лишь после принятия и вступления в силу законодательных и нормативных документов РФ.
2. Федеральному Собранию РФ:
а) ускорить прохождение законодательных актов, относящихся к саморегулированию в строительстве, с тем, чтобы не позже мая-июня 2007 года такие законы были приняты;
б) при принятии соответствующих законов учесть мнение строительного бизнес-сообщества, которое считает целесообразным:
– создание системы региональных и, там где это целесообразно, федеральных (вертикально-интегрированных по видам деятельности) саморегулируемых организаций,
– обеспечение реальной самоуправляемости саморегулируемых организаций, с числом членов не менее 100,
– сохранение действующих бизнес-сообществ на федеральном и региональном уровнях путем создания в них (или при них) саморегулируемых организаций, а также включение в них компаний, связанных с инвестиционно-строительной деятельностью в регионе,
– обеспечение полной самостоятельности саморегулируемых организаций, определенной федеральным законодательством «Об объединениях работодателей», решения о принятии и исключении из СРО не должны быть подконтрольны государственным и судебным органам,
– включение в перечень субъектов саморегулирования предприятий по производству строительных материалов, конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также по производству строительной техники, что позволит замкнуть весь цикл строительства объектов недвижимости,
– введение минимальных требований к членам СРО, осуществляющим проектно-изыскательские и строительные работы,
– наделение СРО правом законодательной инициативы, введение нормы об обязательной экспертизе правовых актов в инвестиционно–строительной сфере в рамках региональных и федеральных СРО,
– введение периодической профессиональной сертификации членов СРО вместо системы плановых проверок,
– расширение прав СРО в сфере страхования строительных рисков и управления компенсационным фондом.
3. Строительным бизнес-сообществам:
а) вести подготовку к переходу на саморегулирование их деятельности, не ожидая принятия соответствующих федеральных законов, с тем, чтобы быть в максимальной степени готовыми к этому процессу,
б) использовать опыт ряда ассоциаций и союзов по профессиональной сертификации компаний, созданию третейских судов и других органов контроля и разрешения споров,
в) считать, что саморегулирование означает не только замену государственного лицензирования общественным, но и создание системы делового партнерства, консультирования, обучения и других видов деятельности, обусловленных целями и задачами союзов и ассоциаций и федеральным законодательством о некоммерческих организациях и объединениях работодателей.
г) считать одним из условий вступления компании в СРО страхование строительных рисков и ответственности перед третьими лицами.
4. Государственным органам на уровне Правительства РФ и субъектов РФ:
а) после принятия федерального закона в максимально короткий срок издать необходимые подзаконные акты, обеспечивающие механизм перехода к саморегулированию в строительстве,
б) содействовать становлению и развитию саморегулируемых организаций, включать в состав рабочих органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ представителей саморегулируемых организаций,
в) обеспечивать признание документов, выдаваемых СРО своим членам (в виде свидетельств о членстве в СРО, сертификатов и т.п.) для их профессиональной деятельности на территории Российской Федерации.

Участники конференции выражают уверенность в том, что переход от государственного к общественному регулированию в проектной и строительной деятельности будет содействовать дальнейшему развитию этой важной сферы экономики (в интересах всего общества, субъектов рынка и потребителей), произойдет планомерно и организованно, с учетом мнений бизнес-сообществ и, в частности, указанных в настоящем меморандуме рекомендаций.

Принято 245 участниками конференции.

Автор:
рубрика: Среда обитания
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.