Театр под прикрытием бизнеса
Всего одно лето потребовалось реставраторам Михайловского театра, для того чтобы восстановить его историческое здание к открытию юбилейного, 175-го, театрального сезона.
Рекордно короткие сроки реставрации – это результат первого в городе опыта частно-государственного партнерства. Театр с этого года практически полностью финансируется частным лицом.
Переход Императорского Михайловского театра в частные руки стал для него практически спасением во всех смыслах этого слова. Городского финансирования катастрофически не хватало для развития творческой деятельности театра. О реставрации исторического здания на площади Искусств за счет только бюджетных средств не могло идти и речи. Последние реставрационные работы в здании театра проводились более полвека назад. За это время здание настолько обветшало, что продолжать дальнейшую творческую работу в его стенах было практически невозможно. Театр переживал серьезный экономический кризис.
Проблемы театра по собственной инициативе взял на себя петербургский предприниматель, президент группы JFC (крупнейшего в России импортера фруктов) Владимир Кехман.
В мае этого года указом губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко Владимир Кехман был назначен генеральным директором Михайловского театра. По словам председателя Комитета по культуре Николая Бурова, это первый случай частно-государственного партнерства «такого громадного масштаба».
Главные стратегические шаги в развитии театра Владимир Кехман видит в привлечении инвестиций и приглашении звезд первой величины. Однако первое, с чего начал новый директор театра – это реставрация исторического здания, которое, по словам Владимира Кехмана, было серым, полуразрушенным, «со страшным запахом». В тяжелом состоянии в этом здании пребывало практически все: стены, двери, система освещения, все коммуникации, зеркала, люстры, которые практически «разваливались». Оркестровая яма, как говорит Владимир Кехман, производила такое впечатление, будто в нее все время «кто-то что-то сбрасывал». Там лежали брошенные динамики 1960-х годов, трубы и прочее.
Короткий срок для реставрации – четыре месяца – был определен изначально. Однако никто, кроме генерального директора компании «Балтстрой», выполняющей генподрядные работы по реставрации, не верил в то, что можно восстановить здание Михайловского театра за столь короткое время. Чтобы одни только строительные леса установить, понадобилось не менее месяца.
Между тем напряженные сроки были выдержаны. Для этого были привлечены более 15 субподрядных организаций, ежедневно над восстановлением театра работали около 450 человек. Реставраторы восстановили несущие конструкции балконов и ярусов в зрительном зале, перекрытия в ложах бельэтажа в фойе, все декоративное убранство зала. При реставрации декора было использовано белое золото, поскольку серебряное покрытие, по словам Владимира Кехмана, «отдавало алюминием». Художники Михайловского театра по эскизам, найденным в запасниках театрального музея, воссоздали исторический занавес. Единственное, что еще осталось не тронутым мастерами, – это живописный плафон. Его реставрация требует тщательной работы профессионалов, на которую может уйти примерно 7–8 месяцев. К открытию 175-го театрального сезона полностью отреставрировать плафон было нереально, поэтому спешить реставраторы не стали – чтобы не утратить элементы уникальной росписи.
В ходе реставрации были полностью заменены системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, пожарной сигнализации и пожаротушения, электроснабжения. Прежняя пожарная система не менялась с 1950-х годов. Система электроснабжения была рассчитана на 127 В. Как отмечают сотрудники театра, до ремонта напряжение доводилось до общепромышленного стандарта 220 В посредством трансформаторной подстанции.
Оркестровая яма полностью переделана под руководством одного из ведущих мировых специалистов по акустике господина Тойоты. В ходе ремонта ее опустили на землю, забетонировали и расширили до 80 см. Теперь, как говорит главный дирижер Михайловского театра Андрей Аниханов, новая акустика «помогает музыкантам и певцам музицировать более тонко». Для достижения идеального эффекта господин Тойота рад был поработать не только над оркестровой ямой. Как говорит Андрей Аниханов, японского специалиста очень огорчает запрет КГИОП убирать перегородки между ложами.
Реставраторы привели в порядок все здание театра. Обновлен фасад, отремонтированы репетиционные залы, гримерные, полы, анфилады фойе, заменены дверные заполнения и оконные рамы. Огромную работу специалисты провели, реставрируя крышу. «Крышу мы хотели поменять чуть-чуть, – говорит Владимир Кехман, – но в результате нам ее вообще пришлось сменить со стороны площади Искусств».
Ремонт театра Владимиру Кехману обошелся примерно в $ 20 млн. Сейчас Михайловский театр полностью готов к активной творческой работе, которая может значительно повысить и его статус, и его доходы.
Новый директор театра не намерен останавливаться на проведенной реставрации. На 2009–2010 годы запланирована реконструкция здания. Для разработки проекта реконструкции специалисты Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) уже провели комплексное техническое обследование несущих конструкций.
Автор: Материалы рубрики подготовила Марина Голокова
Рекордно короткие сроки реставрации – это результат первого в городе опыта частно-государственного партнерства. Театр с этого года практически полностью финансируется частным лицом.
Переход Императорского Михайловского театра в частные руки стал для него практически спасением во всех смыслах этого слова. Городского финансирования катастрофически не хватало для развития творческой деятельности театра. О реставрации исторического здания на площади Искусств за счет только бюджетных средств не могло идти и речи. Последние реставрационные работы в здании театра проводились более полвека назад. За это время здание настолько обветшало, что продолжать дальнейшую творческую работу в его стенах было практически невозможно. Театр переживал серьезный экономический кризис.
Проблемы театра по собственной инициативе взял на себя петербургский предприниматель, президент группы JFC (крупнейшего в России импортера фруктов) Владимир Кехман.
В мае этого года указом губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко Владимир Кехман был назначен генеральным директором Михайловского театра. По словам председателя Комитета по культуре Николая Бурова, это первый случай частно-государственного партнерства «такого громадного масштаба».
Главные стратегические шаги в развитии театра Владимир Кехман видит в привлечении инвестиций и приглашении звезд первой величины. Однако первое, с чего начал новый директор театра – это реставрация исторического здания, которое, по словам Владимира Кехмана, было серым, полуразрушенным, «со страшным запахом». В тяжелом состоянии в этом здании пребывало практически все: стены, двери, система освещения, все коммуникации, зеркала, люстры, которые практически «разваливались». Оркестровая яма, как говорит Владимир Кехман, производила такое впечатление, будто в нее все время «кто-то что-то сбрасывал». Там лежали брошенные динамики 1960-х годов, трубы и прочее.
Короткий срок для реставрации – четыре месяца – был определен изначально. Однако никто, кроме генерального директора компании «Балтстрой», выполняющей генподрядные работы по реставрации, не верил в то, что можно восстановить здание Михайловского театра за столь короткое время. Чтобы одни только строительные леса установить, понадобилось не менее месяца.
Между тем напряженные сроки были выдержаны. Для этого были привлечены более 15 субподрядных организаций, ежедневно над восстановлением театра работали около 450 человек. Реставраторы восстановили несущие конструкции балконов и ярусов в зрительном зале, перекрытия в ложах бельэтажа в фойе, все декоративное убранство зала. При реставрации декора было использовано белое золото, поскольку серебряное покрытие, по словам Владимира Кехмана, «отдавало алюминием». Художники Михайловского театра по эскизам, найденным в запасниках театрального музея, воссоздали исторический занавес. Единственное, что еще осталось не тронутым мастерами, – это живописный плафон. Его реставрация требует тщательной работы профессионалов, на которую может уйти примерно 7–8 месяцев. К открытию 175-го театрального сезона полностью отреставрировать плафон было нереально, поэтому спешить реставраторы не стали – чтобы не утратить элементы уникальной росписи.
В ходе реставрации были полностью заменены системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, пожарной сигнализации и пожаротушения, электроснабжения. Прежняя пожарная система не менялась с 1950-х годов. Система электроснабжения была рассчитана на 127 В. Как отмечают сотрудники театра, до ремонта напряжение доводилось до общепромышленного стандарта 220 В посредством трансформаторной подстанции.
Оркестровая яма полностью переделана под руководством одного из ведущих мировых специалистов по акустике господина Тойоты. В ходе ремонта ее опустили на землю, забетонировали и расширили до 80 см. Теперь, как говорит главный дирижер Михайловского театра Андрей Аниханов, новая акустика «помогает музыкантам и певцам музицировать более тонко». Для достижения идеального эффекта господин Тойота рад был поработать не только над оркестровой ямой. Как говорит Андрей Аниханов, японского специалиста очень огорчает запрет КГИОП убирать перегородки между ложами.
Реставраторы привели в порядок все здание театра. Обновлен фасад, отремонтированы репетиционные залы, гримерные, полы, анфилады фойе, заменены дверные заполнения и оконные рамы. Огромную работу специалисты провели, реставрируя крышу. «Крышу мы хотели поменять чуть-чуть, – говорит Владимир Кехман, – но в результате нам ее вообще пришлось сменить со стороны площади Искусств».
Ремонт театра Владимиру Кехману обошелся примерно в $ 20 млн. Сейчас Михайловский театр полностью готов к активной творческой работе, которая может значительно повысить и его статус, и его доходы.
Новый директор театра не намерен останавливаться на проведенной реставрации. На 2009–2010 годы запланирована реконструкция здания. Для разработки проекта реконструкции специалисты Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) уже провели комплексное техническое обследование несущих конструкций.
Автор: Материалы рубрики подготовила Марина Голокова
рубрика:
Cобытия и комментарии
