Реставраторы получат по заслугам
Городские чиновники подвели итоги реставрационной практики за текущий год и определили победителей конкурса по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге 2007». Номинации конкурса для реставраторов утверждались в первую очередь исходя из городских программ по реставрации, реализуемых в настоящее время.
Из всех реставрационных программ, которые сегодня проводятся в городе, широкую огласку получила только одна – «Фасады Санкт-Петербурга». Между тем, кроме фасадной программы, есть еще программы по реставрации интерьеров, культовых объектов, а также декоративно-прикладного и монументального искусства. По словам председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры (КГИОП) Веры Дементьевой, сейчас на реставрации находятся в целом 420 различных памятников. Работы над многими из них будут продолжены и в следующем году.
КГИОП выступает организатором отраслевого этапа ежегодного конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге». Три из пяти номинаций, утвержденных КГИОП, определялись на основе существующих городских программ: «Реставрация фасадов», «Реставрация интерьеров», «Реставрация скульптуры. Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства». Другие две номинации – «Комплексная реставрация» и «Проектные работы» – касаются всех реализуемых сегодня программ.
Церковь конкурирует с вокзалом
В номинации «Реставрация фасадов» городские чиновники выделили два архитектурных памятника: вокзал «Новый Петергоф» и церковь Богоявления на Гутуевском острове. Как говорит заместитель председателя КГИОП Ольга Таратынова, это два серьезных конкурента. Восстановление каждого из этих объектов потребовало от реставраторов особого мастерства. Например, вокзал «Новый Петергоф» был сильно разрушен в 1941–1944 годы и после этого еще более полвека ожидал восстановления. Лишь в прошлом году ОАО «РЖД» выделило финансирование на проведение комплексной реставрации здания вокзала. Менее чем за год подрядчики – ООО «Краски города» – полностью восстановили западный фасад вокзала с башней. Главной проблемой для реставраторов было восстановление сложной архитектурно-художественной отделки фасада. Она включает в себя терракоту, гальванопластику, лепку, натуральный камень различных пород, чугунное литье.
Церковь Богоявления на Гутуевском острове еще в прошлом году представляла собой печальную картину. Кирпичный храм с шатровой колокольней, построенный в московском стиле XVII века, в советское время, как и многие другие культовые объекты, претерпел много испытаний. Там был мыловаренный завод и товарный склад, что и отразилось на состоянии церкви. Была перестроена колокольня, утрачены шатры и главки апсидной части, усыпальницы, приделов, элементы декора, нарушены кирпичные кладки стен и гидроизоляция подвалов. Комплексная реставрация храма началась в 1990-е годы, но из-за отсутствия финансирования была приостановлена. Работы возобновились только в прошлом году. Подрядчиком выступило ЗАО «РПНЦ «Специалист». Сейчас реставраторы завершили первую очередь работ: отреставрировали металлические оконные блоки и декоративные решетки, дубовые дверные заполнения, восстановили декор из изразцов на всех фасадах. Особого профессионализма требовала от специалистов работа над мозаикой и кирпичной кладкой церкви. Еще в XIX веке при строительстве храма зодчие использовали порядка десяти разных размеров кирпича. Мозаичные композиции были практически утрачены, поэтому их пришлось полностью воссоздавать. Напомним, что в прошлом году мозаичист Игорь Лаврененко за работу над композициями храма в Лейпциге получил золотую медаль. В этом году завершаются работы над колокольней. Специалисты восстановят прежний уровень звона. Кроме того, будет выполнена еще одна мозаика на фасаде здания – «Св. Николай Чудотворец».
Возвращенные интерьеры
Номинацию «Реставрация интерьеров» представляют четыре историко-культурных объекта: Георгиевский зал Михайловского замка, Строгановский дворец, Дворянское собрание и Дом И.О. Сухозанета.
Убранство Георгиевского зала Михайловского замка, как отмечают специалисты, всегда отличалась особой пышностью, но эта пышность была утрачена во время Великой Отечественной войны. В течение двух последних лет специалисты ООО «Интарсия» возвращали былое великолепие знаменитым интерьерам. Сегодня отреставрированы фрагменты лепной отделки потолка, кронштейн антресолей, лепная отделка экседр. Воссоздание утраченного декора выполнялось по отливкам с подлинных деталей. Воссозданы двери из ценных пород дерева, наборный паркет, мраморные камины. Мрамор для облицовки стен специально привезен из Италии, его породы подобраны на основе сохранившихся исторических сведений.
Интерьеры Строгановского дворца (Невский пр., 17) восстанавливало ООО «Геликон». Реставраторы вернули исторический облик Большому кабинету графини С.В. Строгановой, Малой библиотеке, Греческой комнате и Залу с деревянным камином. Сегодня в этих помещениях отреставрированы лепной декор, окна и резные двери, шелковая обивка стен, наборный паркет, живописный плафон и многие другие элементы интерьеров.
Из интерьеров здания Дворянского собрания (Большой зал Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича) наибольший интерес представляет Большой концертный зал, облицованный белым искусственным мрамором. Реставраторы – ЗАО «Пикалов и сын» – представили на конкурс работы, выполненные во всех интерьерах здания: реставрация отделки Большого зала, трех парадных фойе, Парадного вестибюля, закулисных фойе, помещений третьего этажа. Весь комплекс реставрационных работ в здании Дворянского собрания был завершен этой весной, в апреле.
Из реставрационных работ, проводимых в Доме И.О. Сухозанета, или Доме журналиста, внимания требует восстановление парадных помещений здания, завершенное весной этого года. Подрядчиком работ выступает ООО «Петрорестком». По словам специалистов, интерьеры исторического здания сильно пострадали от многочисленных протечек, живопись на плафонах и различные элементы декора местами полностью утратили свой первоначальный вид. За год реставраторы восстановили живописные плафоны, архитектурный лепной декор во всех парадных помещениях. В Малом и Зеленом залах, а также в Зеленой гостиной воссозданы исторический паркет, панели и откосы из искусственного мрамора, отреставрированы дубовые двери и окна с латунной фурнитурой, стены окрашены по историческим колерам, выявленным в результате ленточных расчисток. В Голубой гостиной завершена реставрация потолка и фриза с подготовкой под золочение, штукатурки стен с подготовкой под окраску. В помещениях вестибюля и парадной лестницы восстановлены колонны и пилястры из искусственного мрамора, архитектурный лепной декор, штукатурка сводчатого потолка и стен.
Скульптурные шедевры
В номинации «Реставрация скульптуры. Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства» КГИОП выделил двух победителей: ЗАО «Пикалов и сын» – за восстановление фриза служебного корпуса Мраморного дворца на Миллионной ул., 5 и ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» – за реставрацию статуи «Аполлино» в Верхнем саду ГМЗ «Петергоф».
Барельефный фриз Мраморного дворца «Служение лошади человеку», вылепленный Петром Клодтом из глины, почти на 70 метров тянется широкой лентой (высотой около двух метров) по всему фасаду дворцового здания. На нем в натуральную величину изображены 30 человеческих фигур и 33 лошади. По словам начальника отдела декоративно-прикладного искусства КГИОП Славы Симкиной, шедевр Клодта находился в критическом состоянии: металлический каркас коррозировал, мастики, сделанные при предыдущих реставрациях, отслаились. В настоящее время уникальный барельеф Клодта полностью восстановлен.
Статуя «Аполлино» сильно пострадала при падении во время шторма в январе этого года. От удара старые реставрационные швы были расшатаны, появились мелкие выбоины и царапины и т.д. По оценкам специалистов КГИОП, реставрация скульптуры за короткие сроки была проведена на высоком уровне. Сейчас статуя вновь украшает восточный Квадратный пруд в Верхнем саду Петергофа.
ОсобнЯк и ворота
готовы к консервации
Главными объектами в номинации «Комплексная реставрация» являются Петровские ворота Петропавловской крепости и Особняк И.К. Мясникова (ул. Восстания, 45).
Особняк И.К. Мясникова представляет редкий образец городского богатого особняка усадебного типа, расположенного в центре Петербурга. Восстановлением его фасадов занималось ООО «Лапин Энтепрайз». Интерьеры особняка отреставрировали специалисты ООО «Петрорестком».
Петровские ворота восстанавливали российские и итальянские специалисты: ООО «Интарсия», ассоциации «Ассорестауро» и «Федеркимика». Это первое международное сотрудничество в области реставрации в Петербурге. Такой прецедент в дальнейшем может повлечь за собой новые международные проекты. Однако Вера Дементьева говорит, что о привлечении западных специалистов говорить пока рано. «Мы не платим реставраторам столько, сколько платят в Европе, – объясняет глава КГИОП. – У нас другие расценки».
По оценкам КГИОП, за последние три года в городе сделан рывок в развитии реставрации. Санкт-Петербург стал одним из первых городов мира, в которых реставрация проводится на высшем уровне. Между тем, несмотря на такие показатели, чиновники отмечают, что реставрация – все равно мера вынужденная. «У нас десятилетиями не развивались другие формы сохранения культурного наследия, – говорит Вера Дементьева. – Это консервация и профессиональный уход за памятником. Наша задача – как можно меньше появляться на объекте».
Окончательные итоги конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге» будут подведены городскими чиновниками в конце этого года.
Автор: Марина Голокова
Из всех реставрационных программ, которые сегодня проводятся в городе, широкую огласку получила только одна – «Фасады Санкт-Петербурга». Между тем, кроме фасадной программы, есть еще программы по реставрации интерьеров, культовых объектов, а также декоративно-прикладного и монументального искусства. По словам председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры (КГИОП) Веры Дементьевой, сейчас на реставрации находятся в целом 420 различных памятников. Работы над многими из них будут продолжены и в следующем году.
КГИОП выступает организатором отраслевого этапа ежегодного конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге». Три из пяти номинаций, утвержденных КГИОП, определялись на основе существующих городских программ: «Реставрация фасадов», «Реставрация интерьеров», «Реставрация скульптуры. Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства». Другие две номинации – «Комплексная реставрация» и «Проектные работы» – касаются всех реализуемых сегодня программ.
Церковь конкурирует с вокзалом
В номинации «Реставрация фасадов» городские чиновники выделили два архитектурных памятника: вокзал «Новый Петергоф» и церковь Богоявления на Гутуевском острове. Как говорит заместитель председателя КГИОП Ольга Таратынова, это два серьезных конкурента. Восстановление каждого из этих объектов потребовало от реставраторов особого мастерства. Например, вокзал «Новый Петергоф» был сильно разрушен в 1941–1944 годы и после этого еще более полвека ожидал восстановления. Лишь в прошлом году ОАО «РЖД» выделило финансирование на проведение комплексной реставрации здания вокзала. Менее чем за год подрядчики – ООО «Краски города» – полностью восстановили западный фасад вокзала с башней. Главной проблемой для реставраторов было восстановление сложной архитектурно-художественной отделки фасада. Она включает в себя терракоту, гальванопластику, лепку, натуральный камень различных пород, чугунное литье.
Церковь Богоявления на Гутуевском острове еще в прошлом году представляла собой печальную картину. Кирпичный храм с шатровой колокольней, построенный в московском стиле XVII века, в советское время, как и многие другие культовые объекты, претерпел много испытаний. Там был мыловаренный завод и товарный склад, что и отразилось на состоянии церкви. Была перестроена колокольня, утрачены шатры и главки апсидной части, усыпальницы, приделов, элементы декора, нарушены кирпичные кладки стен и гидроизоляция подвалов. Комплексная реставрация храма началась в 1990-е годы, но из-за отсутствия финансирования была приостановлена. Работы возобновились только в прошлом году. Подрядчиком выступило ЗАО «РПНЦ «Специалист». Сейчас реставраторы завершили первую очередь работ: отреставрировали металлические оконные блоки и декоративные решетки, дубовые дверные заполнения, восстановили декор из изразцов на всех фасадах. Особого профессионализма требовала от специалистов работа над мозаикой и кирпичной кладкой церкви. Еще в XIX веке при строительстве храма зодчие использовали порядка десяти разных размеров кирпича. Мозаичные композиции были практически утрачены, поэтому их пришлось полностью воссоздавать. Напомним, что в прошлом году мозаичист Игорь Лаврененко за работу над композициями храма в Лейпциге получил золотую медаль. В этом году завершаются работы над колокольней. Специалисты восстановят прежний уровень звона. Кроме того, будет выполнена еще одна мозаика на фасаде здания – «Св. Николай Чудотворец».
Возвращенные интерьеры
Номинацию «Реставрация интерьеров» представляют четыре историко-культурных объекта: Георгиевский зал Михайловского замка, Строгановский дворец, Дворянское собрание и Дом И.О. Сухозанета.
Убранство Георгиевского зала Михайловского замка, как отмечают специалисты, всегда отличалась особой пышностью, но эта пышность была утрачена во время Великой Отечественной войны. В течение двух последних лет специалисты ООО «Интарсия» возвращали былое великолепие знаменитым интерьерам. Сегодня отреставрированы фрагменты лепной отделки потолка, кронштейн антресолей, лепная отделка экседр. Воссоздание утраченного декора выполнялось по отливкам с подлинных деталей. Воссозданы двери из ценных пород дерева, наборный паркет, мраморные камины. Мрамор для облицовки стен специально привезен из Италии, его породы подобраны на основе сохранившихся исторических сведений.
Интерьеры Строгановского дворца (Невский пр., 17) восстанавливало ООО «Геликон». Реставраторы вернули исторический облик Большому кабинету графини С.В. Строгановой, Малой библиотеке, Греческой комнате и Залу с деревянным камином. Сегодня в этих помещениях отреставрированы лепной декор, окна и резные двери, шелковая обивка стен, наборный паркет, живописный плафон и многие другие элементы интерьеров.
Из интерьеров здания Дворянского собрания (Большой зал Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича) наибольший интерес представляет Большой концертный зал, облицованный белым искусственным мрамором. Реставраторы – ЗАО «Пикалов и сын» – представили на конкурс работы, выполненные во всех интерьерах здания: реставрация отделки Большого зала, трех парадных фойе, Парадного вестибюля, закулисных фойе, помещений третьего этажа. Весь комплекс реставрационных работ в здании Дворянского собрания был завершен этой весной, в апреле.
Из реставрационных работ, проводимых в Доме И.О. Сухозанета, или Доме журналиста, внимания требует восстановление парадных помещений здания, завершенное весной этого года. Подрядчиком работ выступает ООО «Петрорестком». По словам специалистов, интерьеры исторического здания сильно пострадали от многочисленных протечек, живопись на плафонах и различные элементы декора местами полностью утратили свой первоначальный вид. За год реставраторы восстановили живописные плафоны, архитектурный лепной декор во всех парадных помещениях. В Малом и Зеленом залах, а также в Зеленой гостиной воссозданы исторический паркет, панели и откосы из искусственного мрамора, отреставрированы дубовые двери и окна с латунной фурнитурой, стены окрашены по историческим колерам, выявленным в результате ленточных расчисток. В Голубой гостиной завершена реставрация потолка и фриза с подготовкой под золочение, штукатурки стен с подготовкой под окраску. В помещениях вестибюля и парадной лестницы восстановлены колонны и пилястры из искусственного мрамора, архитектурный лепной декор, штукатурка сводчатого потолка и стен.
Скульптурные шедевры
В номинации «Реставрация скульптуры. Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства» КГИОП выделил двух победителей: ЗАО «Пикалов и сын» – за восстановление фриза служебного корпуса Мраморного дворца на Миллионной ул., 5 и ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» – за реставрацию статуи «Аполлино» в Верхнем саду ГМЗ «Петергоф».
Барельефный фриз Мраморного дворца «Служение лошади человеку», вылепленный Петром Клодтом из глины, почти на 70 метров тянется широкой лентой (высотой около двух метров) по всему фасаду дворцового здания. На нем в натуральную величину изображены 30 человеческих фигур и 33 лошади. По словам начальника отдела декоративно-прикладного искусства КГИОП Славы Симкиной, шедевр Клодта находился в критическом состоянии: металлический каркас коррозировал, мастики, сделанные при предыдущих реставрациях, отслаились. В настоящее время уникальный барельеф Клодта полностью восстановлен.
Статуя «Аполлино» сильно пострадала при падении во время шторма в январе этого года. От удара старые реставрационные швы были расшатаны, появились мелкие выбоины и царапины и т.д. По оценкам специалистов КГИОП, реставрация скульптуры за короткие сроки была проведена на высоком уровне. Сейчас статуя вновь украшает восточный Квадратный пруд в Верхнем саду Петергофа.
ОсобнЯк и ворота
готовы к консервации
Главными объектами в номинации «Комплексная реставрация» являются Петровские ворота Петропавловской крепости и Особняк И.К. Мясникова (ул. Восстания, 45).
Особняк И.К. Мясникова представляет редкий образец городского богатого особняка усадебного типа, расположенного в центре Петербурга. Восстановлением его фасадов занималось ООО «Лапин Энтепрайз». Интерьеры особняка отреставрировали специалисты ООО «Петрорестком».
Петровские ворота восстанавливали российские и итальянские специалисты: ООО «Интарсия», ассоциации «Ассорестауро» и «Федеркимика». Это первое международное сотрудничество в области реставрации в Петербурге. Такой прецедент в дальнейшем может повлечь за собой новые международные проекты. Однако Вера Дементьева говорит, что о привлечении западных специалистов говорить пока рано. «Мы не платим реставраторам столько, сколько платят в Европе, – объясняет глава КГИОП. – У нас другие расценки».
По оценкам КГИОП, за последние три года в городе сделан рывок в развитии реставрации. Санкт-Петербург стал одним из первых городов мира, в которых реставрация проводится на высшем уровне. Между тем, несмотря на такие показатели, чиновники отмечают, что реставрация – все равно мера вынужденная. «У нас десятилетиями не развивались другие формы сохранения культурного наследия, – говорит Вера Дементьева. – Это консервация и профессиональный уход за памятником. Наша задача – как можно меньше появляться на объекте».
Окончательные итоги конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге» будут подведены городскими чиновниками в конце этого года.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Архитектура и реставрация
