Лиговка сменит образ
На заседании градостроительного совета рассмотрен эскизный «Проект планировки территории, ограниченной Лиговским проспектом, Транспортным переулком и границей земель ОЖД московского направления в Центральном административном районе Санкт-Петербурга».
Открывая заседание, председатель КГА Александр Викторов отметил, что представляемый эскизный проект – один из ряда перспективных разработок, которые должны преобразить значительную часть центра города.
Проект планировки и межевания участка разрабатывался ООО «Проектно-производственная фирма «А.ЛЕН» и был представлен градостроительному совету ее генеральным директором Сергеем Орешкиным.
Проект включает в себя многофункциональный комплекс на бывшей территории завода «Буммаш» с четырехзвездной гостиницей на 200 номеров, бизнес-центром класса А площадью 46 тыс. кв. метров, торговой зоной (10 тыс. кв. метров), паркингом на 600 машин и охватывает общую площадь 96 500 кв. метров.
ПредприЯтиЯ переедут
Исторически территория квартала постоянно находилась под негативным влиянием целого ряда крупных промышленных предприятий. Здесь расположены АП «Гидравлик», ТЭЦ АООТ «НПО ЦКТИ им. Ползунова», АОЗТ «СПб завод бумагоделательного машиностроения», ТОО «Завод по производству лимонной кислоты», Всероссийский научно-исследовательский институт жиров, экспериментальный масложировой завод, продуктовая оптовая база «Велиор», АОЗТ «Фанпласт», АООТ АТП «Торгтранс», локомотивное депо и другие. Сейчас на территории предполагаемой застройки проживает около семи тысяч человек.
Генеральным планом Санкт-Петербурга по функциональному зонированию территории предусматриваются как сохранение фактического использования территорий и объектов, так и возможность изменения их функционального назначения. Это предполагает вывод существующих предприятий с территории проектирования, сохранение и развитие рекреационных зон, резервирование территории вдоль Октябрьской железной дороги под зону объектов внешнего транспорта.
В соответствии с планом предусматриваются продление улицы Черняховского в сторону железной дороги, строительство путепровода через железнодорожные пути в створе улиц Черняховского и Кременчугской с организацией транспортной развязки, строительство путепровода над путями железной дороги, связывающего Транспортный переулок и Полтавскую улицу.
Ранее на территорию площадью 300 га, ограниченную Лиговским проспектом, улицей Константина Заслонова, набережной Обводного канала, набережной Невы, площадью Александра Невского, Невским проспектом и площадью Восстания была разработана концепция инвестиционного развития территории района станции «Московская-товарная» в Центральном районе.
Значительную ее часть занимают объекты Октябрьской железной дороги – Московский вокзал, товарно-складские помещения, таможенный терминал. В настоящий момент эта зона фактически непроницаема для транзитного автотранспорта. Поэтому было принято решение о целесообразности сохранения в этом месте только пассажирского железнодорожного транспорта. Складские помещения и таможенный терминал предположительно будут переведены в район станции Шушары.
«В районе предполагаемой застройки располагается целый ряд исторических зданий, – отмечает Сергей Орешкин. – Большинство из них находятся на территории бывшего завода итальянского фабриканта Сан-Галли, а ныне завода «Буммаш». Это дом промышленника, заводоуправление, проходная завода и мастерские. Государством охраняется также жилой дом работников завода, территория сквера и ряд других объектов, которые должны быть отреставрированы и сохранены».
На территории планируемой застройки, кроме охранных зон, находятся множество магистральных сетей теплоснабжения, подстанций и других электротехнических сооружений, магистральные кабели электроснабжения, газораспределительные сети, котельные и сети водоснабжения, канализационные сооружения, техническая и охранная зона метрополитена. Все это чрезвычайно усложнило работу проектировщиков и потребовало от них незаурядной изобретательности.
Лиговский проспект, ограничивающий территорию проектирования с северо-запада, является значимым элементом каркаса ядра исторического центра города, входит в границы объединенной охранной зоны памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга (ООЗ). Юго-восточная часть объекта проектов планировки и межевания, примыкающая к отводу железной дороги, – расположена в объединенной зоне регулирования застройки первой категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга (ОЗРЗ-1).
В соответствии с генпланом северная часть территории проектирования расположена в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1), подзоне ЗРЗ-1-В, южная часть – в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2.
Планом предусматривается сохранение сохранившихся и восстановление утраченных исторических линий застройки, аллейных посадок и озеленения.
Участок расположен во второй и третьей зонах регулирования высотной застройки исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга. Поэтому проектом могут предусматриваться высота зданий во второй зоне по уличному фасаду не выше 23,5 метра, по фасаду внутри квартала – не выше 28 метров.
При проведении историко-культурной экспертизы и ее согласовании в КГИОП предельная высота зданий и сооружений внутриквартальной застройки может достигать 35 метров. В третьей зоне высота зданий по уличному фасаду – не выше 27 метров, по фасаду внутри квартала – не выше 32 метров.
При проведении историко-культурной экспертизы и ее согласовании в КГИОП предельная высота зданий и сооружений внутриквартальной застройки – 42 метра.
Зона экологиЧеского риска
Авторы проекта отмечают, что градостроительная ситуация на территории проектирования сложна и неоднозначна. С одной стороны, в границах участка расположены объекты культурного наследия регионального значения, с другой – существующая застройка различна по своему состоянию и функциональному назначению. Окончательно сформированная линия застройки и единый лицевой фронт квартала расположен только по Лиговскому проспекту и Транспортному переулку. При этом на территории расположено множество зданий, различающихся по степени их сохранности, много диссонирующей застройки. Внутриквартальная жилая, промышленная и деловая застройки достаточно плотные, с характерными для центральных районов дворами-колодцами, брандмауэрами, пристройками, надстройками и хаотичными вставками различных периодов строительства.
Комплексная экологическая оценка территории привела к выводу, что она находится в зоне экологического риска по состоянию воздушной среды и микроклимата, поверхностных вод, акустической обстановки, геологическим и гидрологическим условиям строительства. Она относительно радонобезопасна, но по степени загрязнения почв и грунтовых вод тяжелыми металлами 70 процентов территории относится к зоне риска, а 30 процентов – к зоне бедствия.
В ППФ «А.ЛЕН» пришли к выводу, что необходима комплексная реконструкция квартала, охватывающая все аспекты его преобразования: градостроительно-композиционные, архитектурно-планировочные и инженерно-технические, планирование развития улично-дорожной сети для решения проблем внутреннего транспортного обеспечения квартала. Проект нацелен на изменение существующей «депрессивной ситуации», комплексное развитие территории, обеспечение ее всей необходимой инфраструктурой.
Для обеспечения нормативного уровня обслуживания населения учреждениями культурно-бытового назначения на территории проектирования нужны школа и детский сад на 550 и 170 мест соответственно, которые предполагается разместить в едином комплексе, но для этого необходимо решить вопрос землеотвода на участке между зданиями 48 и 50 по Лиговскому проспекту.
Парк, гостиница, офисы
Свой проект многофункционального комплекса San Gally Park Center, который должен появиться на Лиговском проспекте, 60, общей площадью 245 тыс. кв. метров, которому предстоит стать доминантой квартала, представил австрийский коллега петербургских архитекторов, совладелец компании SOYKA-SILBER-SOYKA г-н Георг Сойка. Он был приглашен из Вены главным инвестором проекта компанией «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент» (дочерней структурой Райффайзенбанка), созданной Raiffeisen Group совместно со Strabag и «Буммашем». Рассказав об истории фирмы и реализованных ею проектах в странах Европы, Георг Сойка заявил, что строительство новых зданий на территории не будет искажать вид города, при этом среди застройки прошлых столетий появится пример современной архитектуры, а парковка на 600 машин, предусмотренная проектом, сможет решить транспортную проблему Лиговского проспекта.
Члены градостроительного совета без особого энтузиазма восприняли проект гостиницы, назвав его «сочинским» за масштабность и плоские крыши, и интересовались, как и куда предполагается сгребать с них снег зимой.
Еще больше замечаний было высказано по поводу недостаточно проработанной, по мнению архитекторов, транспортной схемы. Их не убедили доводы Сергея Орешкина, что в проектировании непосредственное участие принимали специалисты НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры. Было указано на необходимость разработать проект планировки на всю территорию, проведя серьезный транспортный анализ.
Авторы эскиза, по мнению градсовета, излишне увлеклись архитектурной разработкой новых зданий, которые будут построены на Лиговском проспекте, и забыли продумать подъездные пути. В результате получилось, что в гостиницу и в офисные центры с проспекта можно проникнуть только пешком, через арку между домами. На автомобилях и автобусах добираться предстоит, съехав с улицы Черняховского. Проблему, по словам членов совета, могла бы решить пробивка дополнительной магистрали между новым строительным фондом и зоной отчуждения железной дороги.
Проект в целом получил положительную оценку, но его авторам было предложено продолжить работу для устранения высказанных замечаний. КГА, со своей стороны, пообещал предоставить все материалы по территории, которые накопились за 10 лет, и оказать всемерную поддержку в разработке проекта планировки.
Автор: Александр БЕЛИКОВ
Открывая заседание, председатель КГА Александр Викторов отметил, что представляемый эскизный проект – один из ряда перспективных разработок, которые должны преобразить значительную часть центра города.
Проект планировки и межевания участка разрабатывался ООО «Проектно-производственная фирма «А.ЛЕН» и был представлен градостроительному совету ее генеральным директором Сергеем Орешкиным.
Проект включает в себя многофункциональный комплекс на бывшей территории завода «Буммаш» с четырехзвездной гостиницей на 200 номеров, бизнес-центром класса А площадью 46 тыс. кв. метров, торговой зоной (10 тыс. кв. метров), паркингом на 600 машин и охватывает общую площадь 96 500 кв. метров.
ПредприЯтиЯ переедут
Исторически территория квартала постоянно находилась под негативным влиянием целого ряда крупных промышленных предприятий. Здесь расположены АП «Гидравлик», ТЭЦ АООТ «НПО ЦКТИ им. Ползунова», АОЗТ «СПб завод бумагоделательного машиностроения», ТОО «Завод по производству лимонной кислоты», Всероссийский научно-исследовательский институт жиров, экспериментальный масложировой завод, продуктовая оптовая база «Велиор», АОЗТ «Фанпласт», АООТ АТП «Торгтранс», локомотивное депо и другие. Сейчас на территории предполагаемой застройки проживает около семи тысяч человек.
Генеральным планом Санкт-Петербурга по функциональному зонированию территории предусматриваются как сохранение фактического использования территорий и объектов, так и возможность изменения их функционального назначения. Это предполагает вывод существующих предприятий с территории проектирования, сохранение и развитие рекреационных зон, резервирование территории вдоль Октябрьской железной дороги под зону объектов внешнего транспорта.
В соответствии с планом предусматриваются продление улицы Черняховского в сторону железной дороги, строительство путепровода через железнодорожные пути в створе улиц Черняховского и Кременчугской с организацией транспортной развязки, строительство путепровода над путями железной дороги, связывающего Транспортный переулок и Полтавскую улицу.
Ранее на территорию площадью 300 га, ограниченную Лиговским проспектом, улицей Константина Заслонова, набережной Обводного канала, набережной Невы, площадью Александра Невского, Невским проспектом и площадью Восстания была разработана концепция инвестиционного развития территории района станции «Московская-товарная» в Центральном районе.
Значительную ее часть занимают объекты Октябрьской железной дороги – Московский вокзал, товарно-складские помещения, таможенный терминал. В настоящий момент эта зона фактически непроницаема для транзитного автотранспорта. Поэтому было принято решение о целесообразности сохранения в этом месте только пассажирского железнодорожного транспорта. Складские помещения и таможенный терминал предположительно будут переведены в район станции Шушары.
«В районе предполагаемой застройки располагается целый ряд исторических зданий, – отмечает Сергей Орешкин. – Большинство из них находятся на территории бывшего завода итальянского фабриканта Сан-Галли, а ныне завода «Буммаш». Это дом промышленника, заводоуправление, проходная завода и мастерские. Государством охраняется также жилой дом работников завода, территория сквера и ряд других объектов, которые должны быть отреставрированы и сохранены».
На территории планируемой застройки, кроме охранных зон, находятся множество магистральных сетей теплоснабжения, подстанций и других электротехнических сооружений, магистральные кабели электроснабжения, газораспределительные сети, котельные и сети водоснабжения, канализационные сооружения, техническая и охранная зона метрополитена. Все это чрезвычайно усложнило работу проектировщиков и потребовало от них незаурядной изобретательности.
Лиговский проспект, ограничивающий территорию проектирования с северо-запада, является значимым элементом каркаса ядра исторического центра города, входит в границы объединенной охранной зоны памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга (ООЗ). Юго-восточная часть объекта проектов планировки и межевания, примыкающая к отводу железной дороги, – расположена в объединенной зоне регулирования застройки первой категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга (ОЗРЗ-1).
В соответствии с генпланом северная часть территории проектирования расположена в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1), подзоне ЗРЗ-1-В, южная часть – в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2.
Планом предусматривается сохранение сохранившихся и восстановление утраченных исторических линий застройки, аллейных посадок и озеленения.
Участок расположен во второй и третьей зонах регулирования высотной застройки исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга. Поэтому проектом могут предусматриваться высота зданий во второй зоне по уличному фасаду не выше 23,5 метра, по фасаду внутри квартала – не выше 28 метров.
При проведении историко-культурной экспертизы и ее согласовании в КГИОП предельная высота зданий и сооружений внутриквартальной застройки может достигать 35 метров. В третьей зоне высота зданий по уличному фасаду – не выше 27 метров, по фасаду внутри квартала – не выше 32 метров.
При проведении историко-культурной экспертизы и ее согласовании в КГИОП предельная высота зданий и сооружений внутриквартальной застройки – 42 метра.
Зона экологиЧеского риска
Авторы проекта отмечают, что градостроительная ситуация на территории проектирования сложна и неоднозначна. С одной стороны, в границах участка расположены объекты культурного наследия регионального значения, с другой – существующая застройка различна по своему состоянию и функциональному назначению. Окончательно сформированная линия застройки и единый лицевой фронт квартала расположен только по Лиговскому проспекту и Транспортному переулку. При этом на территории расположено множество зданий, различающихся по степени их сохранности, много диссонирующей застройки. Внутриквартальная жилая, промышленная и деловая застройки достаточно плотные, с характерными для центральных районов дворами-колодцами, брандмауэрами, пристройками, надстройками и хаотичными вставками различных периодов строительства.
Комплексная экологическая оценка территории привела к выводу, что она находится в зоне экологического риска по состоянию воздушной среды и микроклимата, поверхностных вод, акустической обстановки, геологическим и гидрологическим условиям строительства. Она относительно радонобезопасна, но по степени загрязнения почв и грунтовых вод тяжелыми металлами 70 процентов территории относится к зоне риска, а 30 процентов – к зоне бедствия.
В ППФ «А.ЛЕН» пришли к выводу, что необходима комплексная реконструкция квартала, охватывающая все аспекты его преобразования: градостроительно-композиционные, архитектурно-планировочные и инженерно-технические, планирование развития улично-дорожной сети для решения проблем внутреннего транспортного обеспечения квартала. Проект нацелен на изменение существующей «депрессивной ситуации», комплексное развитие территории, обеспечение ее всей необходимой инфраструктурой.
Для обеспечения нормативного уровня обслуживания населения учреждениями культурно-бытового назначения на территории проектирования нужны школа и детский сад на 550 и 170 мест соответственно, которые предполагается разместить в едином комплексе, но для этого необходимо решить вопрос землеотвода на участке между зданиями 48 и 50 по Лиговскому проспекту.
Парк, гостиница, офисы
Свой проект многофункционального комплекса San Gally Park Center, который должен появиться на Лиговском проспекте, 60, общей площадью 245 тыс. кв. метров, которому предстоит стать доминантой квартала, представил австрийский коллега петербургских архитекторов, совладелец компании SOYKA-SILBER-SOYKA г-н Георг Сойка. Он был приглашен из Вены главным инвестором проекта компанией «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент» (дочерней структурой Райффайзенбанка), созданной Raiffeisen Group совместно со Strabag и «Буммашем». Рассказав об истории фирмы и реализованных ею проектах в странах Европы, Георг Сойка заявил, что строительство новых зданий на территории не будет искажать вид города, при этом среди застройки прошлых столетий появится пример современной архитектуры, а парковка на 600 машин, предусмотренная проектом, сможет решить транспортную проблему Лиговского проспекта.
Члены градостроительного совета без особого энтузиазма восприняли проект гостиницы, назвав его «сочинским» за масштабность и плоские крыши, и интересовались, как и куда предполагается сгребать с них снег зимой.
Еще больше замечаний было высказано по поводу недостаточно проработанной, по мнению архитекторов, транспортной схемы. Их не убедили доводы Сергея Орешкина, что в проектировании непосредственное участие принимали специалисты НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры. Было указано на необходимость разработать проект планировки на всю территорию, проведя серьезный транспортный анализ.
Авторы эскиза, по мнению градсовета, излишне увлеклись архитектурной разработкой новых зданий, которые будут построены на Лиговском проспекте, и забыли продумать подъездные пути. В результате получилось, что в гостиницу и в офисные центры с проспекта можно проникнуть только пешком, через арку между домами. На автомобилях и автобусах добираться предстоит, съехав с улицы Черняховского. Проблему, по словам членов совета, могла бы решить пробивка дополнительной магистрали между новым строительным фондом и зоной отчуждения железной дороги.
Проект в целом получил положительную оценку, но его авторам было предложено продолжить работу для устранения высказанных замечаний. КГА, со своей стороны, пообещал предоставить все материалы по территории, которые накопились за 10 лет, и оказать всемерную поддержку в разработке проекта планировки.
Автор: Александр БЕЛИКОВ
рубрика:
Градостроительство
