Экспертиза в режиме диалога
Петербургская Служба государственного строительного надзора и экспертизы провела конференцию «Новые направления в проведении государственной экспертизы проектной документации и осуществлении государственного строительного надзора».
Необходимость подобного мероприятия была обусловлена тем, что между строителями и надзорным органом до сих пор возникают проблемы взаимодействия.
В соответствии с Федеральным Законом №232 от 18 декабря 2006 года были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ. В частности, в законе говорится о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства государственные пожарный и санитарно-эпидемиологический надзоры, а также государственный экологический контроль осуществляются в рамках государственного строительного надзора уполномоченными органами. В Санкт-Петербурге эти полномочия переданы Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
На основании положений Градостроительного кодекса и указанного Федерального закона органы государственных санитарно-эпидемиологического, экологического, пожарного надзоров с 1 января 2007 года не осуществляют проверку соответствия (выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства) проектной документации. Тем не менее, за ними остаются закрепленными функции по проведению надзорных мероприятий.
Так, Санэпиднадзор имеет право проводить проверку строительных площадок на предмет их соответствия требованиям санитарного законодательства в части условий питания, проживания и труда рабочих, а также рассмотрению жалоб и заявлений физических и юридических лиц в части нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил при производстве работ. Кроме того, в случае выявления негативного влияния объекта на условия проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию, очистку территории органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора принимаются меры, направленные на их устранение в соответствии с действующим законодательством. Органы госпожнадзора осуществляют мероприятия по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на строительной площадке, а также условия производства работ.
Не смотря на то, что изменения в федеральном законодательстве вступили в силу еще в начале года, до сих пор у представителей многих строительных компаний нет четкого представления о том, каким образом должна осуществляться строительная экспертиза. В ходе конференции специалисты Службы строительного надзора и экспертизы остановились на наиболее часто встречающихся вопросах.
Наименьшее количество вопросов у застройщиков, как правило, возникает по поводу санитарно-эпидемиологических норм. Как объяснила начальник сектора санитарно-эпидемиологической экспертизы Елена Урушева, это связано с тем, что законодательная база за последний год в области санэпиднадзора практически не менялась.
Сложнее дела обстоят в области экологической экспертизы. У застройщиков часто встречаются такие нарушения, как соблюдения закона в области охраны зеленых насаждений. Серьезные изменения претерпела и процедура пожарного надзора. Ранее разработанные технические условия надо было согласовывать с Госстроем и МЧС.
Согласно действующему законодательству, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
На сегодняшний день проектная документация, предоставляемая на государственную экспертизу, комплектуется отдельно от общего комплекта и содержит следующие разделы:
1. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (допускается предоставлять раздел «Охрана окружающей среды»):
– раздел «ООС» должен содержать подраздел «оценка воздействия на окружающую среду» (мероприятия по охране окружающей среды) на период строительства и эксплуатации объекта,
– раздел ООС должен полностью соответствовать остальным разделам проекта, в том числе сметной части (по бюджетным объектам), технологическому регламенту обращения со строительными отходами,
– в ООС должен быть приведен перечень предусмотренных проектом мероприятий по охране окружающей среды по каждому компоненту окружающей среды.
2. «Технологический регламент обращения со строительными отходами» (или его проект), согласованный в установленном порядке.
3. ПОС.
4. ВК, НВК.
5. ПЗ.
6. ТХ – технологические решения (пояснительная записка с расстановкой технологического оборудования) – обязательны для предприятий общественного питания, продовольственных магазинов, лечебно-профилактических учреждений, бассейнов, парикмахерских, школ, ДДУ, других учреждений образования и воспитания, учреждений отдыха и оздоровления, промышленных предприятий и т.п.
7. Ситуационный план участка с окружающей застройкой.
8. ГП с балансом земляных масс.
9. Газоснабжение, электроснабжение, электроосвещение.
10. АР (архитектурные решения с поэтажными планами и указанием функционального назначения помещений, разрезы с указанием высотных отметок уровня земли, фасады).
11. Расчеты КЕО и инсоляции.
12. Отопление, вентиляция, кондиционирование.
13. Архитектурно-строительная акустика.
14. Согласования и акты УСПХ.
Кроме того, существуют особые требования при сдаче проектной документации на госэкспертизу. Согласно этим требованиям, во-первых, классы опасности отходов для окружающей природной среды (в частности, по грунтам) должны быть подтверждены расчетным и экспериментальным методами в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. №511. Во-вторых, возможность использования отходов в качестве вторичного сырья должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии конкретной партии отходов имеющимся ТУ. В случае необходимости сноса зеленых насаждений проектом должно быть обеспечено выполнение закона Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений» (в том числе компенсационного озеленения). В случае если в соответствии с ТУ ГУП «Водоканал СПБ» приемником сточных вод являются водоемы, предусмотреть установку локальных очистных сооружений. В зависимости от сложности объекта возможно требование 2-го неполного экземпляра (ООС, ТР, ПОС, ПЗ, ГП, сводный план инженерных сетей).
В ходе конференции докладчики подробно осветили порядок, этапы проведения госэкспертизы, причины вынесения отрицательных заключений. «Только при качественном подходе к своей работе на всех уровнях, всестороннем контроле за выпускаемой проектно-сметной документацией, возможно заложить основы безопасного содержания и эксплуатации зданий впоследствии», – подчеркнул начальник сектора пожарной и промышленной безопасности отдела охраны окружающей среды управления государственной экспертизы Игорь Боков. Возможно, проведение мероприятий в режиме открытого диалога будет способствовать повышению качества строительства.
Автор:
Необходимость подобного мероприятия была обусловлена тем, что между строителями и надзорным органом до сих пор возникают проблемы взаимодействия.
В соответствии с Федеральным Законом №232 от 18 декабря 2006 года были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ. В частности, в законе говорится о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства государственные пожарный и санитарно-эпидемиологический надзоры, а также государственный экологический контроль осуществляются в рамках государственного строительного надзора уполномоченными органами. В Санкт-Петербурге эти полномочия переданы Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
На основании положений Градостроительного кодекса и указанного Федерального закона органы государственных санитарно-эпидемиологического, экологического, пожарного надзоров с 1 января 2007 года не осуществляют проверку соответствия (выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства) проектной документации. Тем не менее, за ними остаются закрепленными функции по проведению надзорных мероприятий.
Так, Санэпиднадзор имеет право проводить проверку строительных площадок на предмет их соответствия требованиям санитарного законодательства в части условий питания, проживания и труда рабочих, а также рассмотрению жалоб и заявлений физических и юридических лиц в части нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил при производстве работ. Кроме того, в случае выявления негативного влияния объекта на условия проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию, очистку территории органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора принимаются меры, направленные на их устранение в соответствии с действующим законодательством. Органы госпожнадзора осуществляют мероприятия по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на строительной площадке, а также условия производства работ.
Не смотря на то, что изменения в федеральном законодательстве вступили в силу еще в начале года, до сих пор у представителей многих строительных компаний нет четкого представления о том, каким образом должна осуществляться строительная экспертиза. В ходе конференции специалисты Службы строительного надзора и экспертизы остановились на наиболее часто встречающихся вопросах.
Наименьшее количество вопросов у застройщиков, как правило, возникает по поводу санитарно-эпидемиологических норм. Как объяснила начальник сектора санитарно-эпидемиологической экспертизы Елена Урушева, это связано с тем, что законодательная база за последний год в области санэпиднадзора практически не менялась.
Сложнее дела обстоят в области экологической экспертизы. У застройщиков часто встречаются такие нарушения, как соблюдения закона в области охраны зеленых насаждений. Серьезные изменения претерпела и процедура пожарного надзора. Ранее разработанные технические условия надо было согласовывать с Госстроем и МЧС.
Согласно действующему законодательству, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
На сегодняшний день проектная документация, предоставляемая на государственную экспертизу, комплектуется отдельно от общего комплекта и содержит следующие разделы:
1. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (допускается предоставлять раздел «Охрана окружающей среды»):
– раздел «ООС» должен содержать подраздел «оценка воздействия на окружающую среду» (мероприятия по охране окружающей среды) на период строительства и эксплуатации объекта,
– раздел ООС должен полностью соответствовать остальным разделам проекта, в том числе сметной части (по бюджетным объектам), технологическому регламенту обращения со строительными отходами,
– в ООС должен быть приведен перечень предусмотренных проектом мероприятий по охране окружающей среды по каждому компоненту окружающей среды.
2. «Технологический регламент обращения со строительными отходами» (или его проект), согласованный в установленном порядке.
3. ПОС.
4. ВК, НВК.
5. ПЗ.
6. ТХ – технологические решения (пояснительная записка с расстановкой технологического оборудования) – обязательны для предприятий общественного питания, продовольственных магазинов, лечебно-профилактических учреждений, бассейнов, парикмахерских, школ, ДДУ, других учреждений образования и воспитания, учреждений отдыха и оздоровления, промышленных предприятий и т.п.
7. Ситуационный план участка с окружающей застройкой.
8. ГП с балансом земляных масс.
9. Газоснабжение, электроснабжение, электроосвещение.
10. АР (архитектурные решения с поэтажными планами и указанием функционального назначения помещений, разрезы с указанием высотных отметок уровня земли, фасады).
11. Расчеты КЕО и инсоляции.
12. Отопление, вентиляция, кондиционирование.
13. Архитектурно-строительная акустика.
14. Согласования и акты УСПХ.
Кроме того, существуют особые требования при сдаче проектной документации на госэкспертизу. Согласно этим требованиям, во-первых, классы опасности отходов для окружающей природной среды (в частности, по грунтам) должны быть подтверждены расчетным и экспериментальным методами в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. №511. Во-вторых, возможность использования отходов в качестве вторичного сырья должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии конкретной партии отходов имеющимся ТУ. В случае необходимости сноса зеленых насаждений проектом должно быть обеспечено выполнение закона Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений» (в том числе компенсационного озеленения). В случае если в соответствии с ТУ ГУП «Водоканал СПБ» приемником сточных вод являются водоемы, предусмотреть установку локальных очистных сооружений. В зависимости от сложности объекта возможно требование 2-го неполного экземпляра (ООС, ТР, ПОС, ПЗ, ГП, сводный план инженерных сетей).
В ходе конференции докладчики подробно осветили порядок, этапы проведения госэкспертизы, причины вынесения отрицательных заключений. «Только при качественном подходе к своей работе на всех уровнях, всестороннем контроле за выпускаемой проектно-сметной документацией, возможно заложить основы безопасного содержания и эксплуатации зданий впоследствии», – подчеркнул начальник сектора пожарной и промышленной безопасности отдела охраны окружающей среды управления государственной экспертизы Игорь Боков. Возможно, проведение мероприятий в режиме открытого диалога будет способствовать повышению качества строительства.
Автор:
рубрика:
Статистика и аналитика
