К обновлению готов!

Некогда на острове Колтин, окруженном водами Финского залива, жили лоцманы и рыбаки. Его удачное географическое расположение было всегда «камнем преткновения» между российским государством и странами-соседями.

Петр I решил разрубить «гордиев узел», построив здесь город-крепость Кронштадт, призванный стать надежным щитом для охраны рубежей государства российского.
Сейчас Кронштадт – один из бурно развивающихся районов Санкт-Петербурга. Особенно значительные изменения в экономике, социальной сфере и других отраслях произошли за последние полтора года. Жители района связывают перемены с назначением на должность главы администрации Кронштадтского района Александра Горошко. Сегодня он гость нашей редакции.

– Александр Михайлович, год назад вы ставили перед собой глобальные задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства, ввода нового жилья, решения вопроса ветхого и аварийного фонда. Какова нынешняя ситуация?
– Прошедший период отмечен устойчивым ростом экономики Санкт-Петербурга, соответственно и Кронштадта, как района. Бюджет Кронштадтского района в 2007 году перевалил за планку миллиарда рублей и составил 1116, 7 млн рублей. По сравнению с 2004 годом – это трехкратное увеличение. К этому надо добавить 1,7 млрд рублей на замену водовода. На модернизацию системы газового хозяйства выделено 2,3 млрд рублей. На эти средства в городе построим новую компрессорную станцию. Пока еще в Кронштадте существует проблема с электроснабжением – периодически отключаются то один, то другой кабель. Надеемся, что два кабеля по 110 кВт, которые пройдут по дамбе, решат ее. Сейчас в городе полным ходом идет работа по реконструкции тепловых сетей. Для этих целей правительством Санкт-Петербурга и ГУП ТЭК выделено около 1 млрд рублей. Мы намерены заменить большую часть магистральных, внутридомовых сетей. А ведь в прошлом году чуть ли не каждый дом раз в неделю оставался без тепла из-за аварий на теплотрассе. Благодаря решению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко о выделении необходимых средств, дело пошло.
Большую работу в Кронштадте проводит ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». И это нас радует.
Что касается других проблем, их сразу не преодолеть. Впервые в Санкт-Петербурге принят трехлетний бюджет, согласно которому и доходы, и средства, которые будут израсходованы на городские нужды ближайшие три года, превысят один триллион рублей.
Бюджет Кронштадта в 2008 году составит 1,35 млрд рублей. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 375,3 млн рублей. Это на 101 процент больше, чем в 2007 году. За последние 5 лет в Кронштадтском районе за счет средств бюджета введено в эксплуатацию два жилых дома: вновь построенный на улице Гидростроителей, 4 и реконструированный – на Ленинградской ул., 9. Общая площадь зданий составила 11 782 кв. метра, жилая – 5880 кв. метров.
На сегодняшний день на территории квартала 19-А ведется строительство двух жилых домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и на инвестиционных условиях. В домах, которые построит ЗАО «ДСК-32» за счет бюджетных средств, на общей площади 14 362 кв. метра будет 73 однокомнатные, 53 двухкомнатные, 52 однокомнатные и две четырехкомнатные квартиры. Площадь встроенных помещений жилого дома составит 1625 кв. метров. В них предусматривается размещение филиала детской музыкальной школы, филиала централизованной библиотечной системы, подростково-молодежного клуба настольного тенниса. Инвестор – ЗАО «Инжстрой-Санкт-Петербург» строит 13-15-этажный кирпично-монолитный жилой дом на 204 квартиры. В соответствии с инвестиционными условиями в собственность города приобретаются встроенные нежилые помещения площадью 244 кв. метра, расположенные на первом этаже. Здесь разместится офис врачей общей практики, которые будут обслуживать жителей 19 квартала.
Работает в районе и программа расселения ветхого и аварийного жилья. Специализированной организацией проведено техническое обследование домов по адресам: Ленинградская ул., 4, корпусов А, Б и В, Коммунистическая ул., 5, ул. Аммермана, 46. Планируется провести обследование еще шести домов. Дома, признанные нуждающимися в реконструкции, будут включены в адресный перечень многоквартирных домов и общежитий, формируемый жилищным комитетом для принятия решения об их расселении.

– Сколько в районе семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и как будут решаться их проблемы?
– В нашем районе состоит на учете 1276 семей (3286 человек). На сегодняшний день около 500 семей смогли улучшить свои жилищные условия в прошлом году. На приобретение жилья выдано безвозмедных субсидий на сумму 10,8 млн рублей.
Кроме того, в районе активно работают целевые программы. В программе «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» изъявили желание участвовать 130 семей очередников. 89 семей очередников направили в банк уведомления о согласии на предоставление ипотечного кредита, 19 семей получили субсидии. В программе «Молодежи – доступное жилье» приняли участие 16 молодых семей, а к программе «Жилье – работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» присоединилась 21 семья.
Особого внимания заслуживает программа расселения коммунальных квартир. В Кронштадтском районе проживает 2120 семей в 862 коммунальных квартирах. Согласно адресной программе граждане, проживающие в коммунальных квартирах и стоящие на очереди по улучшению жилищных условий, смогут получить жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. В этом году в районе будет построен жилой многоквартирный дом, в котором 180 квартир мы предоставим очередникам льготных категорий, принятым на учет до 1 января 2002 года.
В июне прошлого года кронштадтская администрация со значительным опережением графика выполнила работу по переводу общежитий в состав жилья социального использования и наделения жильцов всеми правами, в том числе и правом на приватизацию.
В планах района предусмотрено малоэтажное строительство. Но сложность заключается в том, что на территории, выделенной под строительство, необходимо заниматься инженерной подготовкой: подводить канализацию воду, тепло, свет. Что касается реновации, то здесь тоже не все так просто. В районе девять кварталов, подлежащих реновации. И все эти дома – высотой от 2 до 4 этажей. Если в Санкт-Петербурге на месте 5-этажного дома можно построить здание высотой в 15-20 этажей, то в Кронштадте строить выше 5 этажей нельзя: высотный регламент не позволяет. Инвестор, даже если мы ему предоставим землю, не будет вкладывать средства в заведомо убыточное строительство.
Тем не менее, по генплану у нас на острове много земли выделяется под жилищное строительство. Надеюсь, мы придем к тому, что в городе не останется ни одного нуждающегося в улучшении жилищных условий.

– Чем вас порадовал прошедший год и чем огорчил?
– В адресной программе на 2008 год увеличено финансирование на реконструкцию жилищного фонда. Шутка ли, за период с 2003 года в городе отремонтирован всего лишь 31 фасад, хотя у нас жилых зданий в районе 326. Зато на 2008 год только на фасады выделено более 100 млн рублей. Это позволит привести в порядок гораздо большее число зданий.
Приведено в порядок два кладбища, осуществлен ремонт всех общественных туалетов и открыты новые, построено шесть фонтанов.
До конца следующего года будет завершена программа благоустройства дворов. До 2011 года поэтапно будут отремонтированы все кровли, подвалы и лестничные клетки. Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию Кронштадтского шоссе при въезде в историческую часть города и благоустройство прилегающей территории. За счет средств Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству в 2008 году будет разрабатываться проект дублера Кронштадтского шоссе, который городу просто необходим. В связи с этим хотелось бы проинформировать желающих построить порт на территории Кронштадтского морского завода – без объездной дороги это невозможно сделать. Как ни модернизируй городскую инфраструктуру, дорожную сеть, город не выдержит большого потока автомобилей. Представьте, более тысячи автомобилей в сутки ринутся в город. Кронштадт не выдержит этого ни с экологической, ни с технической точек зрения. И дело даже не в том, что глава администрации решил не пускать большегрузный транспорт в город, просто этого не допустят жители, перекрыв все транспортные артерии района. А чтобы построить порт, надо выселить более 30 тысяч кронштадтцев. С учетом того, что имеем дело с историческим наследием – нашим достоянием, гордостью – как можно?
В Кронштадте более 150 зданий – памятники, находящиеся под охраной КГИОП. Сейчас идет реставрация Морского собора. Однако с сожалением хочу отметить, что на 2008 год КГИОП не запланировал ремонт ни одного здания-памятника. Наверное, это неправильно. Кронштадт, как все говорят, алмаз в короне Санкт-Петербурга. И мы хотим, чтобы то историческое наследие, которым богат наш район, достойно сохранялось на века для наших потомков. Например, рядом с южной стенкой Кронштадта проходит тысяча судов. Очень сильное движение волны от судов давит на стенку и, соответственно, разрушает ее. Город на свои средства произвести ремонт не может. Но почему бы Министерству транспорта не подключиться к этому? Ведь это историческое наследие.
Та же ситуация и с фортом «Александр». Когда в 70-е проектировали Комплекс защитных сооружений от наводнений, почему-то не предусмотрели охрану таких памятников, которые стоят на воде и могут быть подвержены волновому воздействию. С открытием нового морского пути – канала – судоходный путь стал на 200 метров ближе. Существует реальная угроза утраты этого уникального форта. В настоящее время строителям запретили работать в радиусе 300 метров от него, но надо думать и о судьбе других фортов – «Кроншлота», «Петра», «Константина».

– Думаю, к сожалению, проблема сохранения исторического наследия не единственная в районе…
– Что касается других проблем, они, конечно, есть, но тоже решаются. Правда, мы не можем никак найти общего языка с организацией, выигравшей конкурс на перевозку пассажиров из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно. Автобусы и маршрутные такси выходят на линию технически неисправными. Водители зачастую не имеют прав и лицензий. Недавно проведенная проверка ГИБДД за один день выявила 51 нарушение на маршрутках и автобусах.
Мы видим решение проблемы в организации внутрикольцевого движения транспорта в Кронштадте. И чтобы транспорт был подконтрольным, необходимо строительство автовокзала. Людям удобнее выезжать за пределы Кронштадта в сторону Ораниенбаума, Сестрорецка или Петербурга именно с автовокзала. Мы уже договорились с инвестором, который планирует строительство паркинга на выезде из города. Он готов выделить нам помещение для городского автовокзала.
К сожалению, в районе каждый третий квадратный метр земли принадлежит Министерству обороны. Это примерно 469 объектов. Часть из них на сегодняшний день не используется. Конечно, при нынешнем состоянии экономики, когда флот становится на ноги, есть надежда что заброшенные здания будут приведены в порядок. В нашем разговоре с главнокомандующим Минобороны была затронута тема возможного использования схемы обмена определенных объектов между городом и военными.
Сейчас ведутся переговоры по передаче городу Кронштадту ряда объектов, находящихся в ведении Министерства обороны: Летнего сада, набережных Обводного канала, спортивного клуба на улице Восстания, фортов. Но, к сожалению, опять дело остановилось. Много земли, которая принадлежит заводу «Арсенал», но не используется ими на 100 процентов.

– Не считаете ли вы Кронштадт идеальным местом для развития туризма?
– Очень надеюсь, что у нас будет своя туристическая концепция. Директор музея – Евгений Гришко – мечтает объединить многочисленные существующие идеи развития туристической составляющей и сделать Кронштадт музеем под открытым небом.
Туристы на остров будут доставляться по суше и по воде. Для них город станет транзитным пунктом, где они могут остановиться на день-два, или несколько часов. Поэтому в наших планах строительство гостиниц, выставочного зала. Будет отремонтирован музей на Якорной площади. Сейчас ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». отремонтировал водонапорную башню, в которой мы временно разместили наш музей. Впоследствии там будет детский экологический центр.
По указанию губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко разработана программа по фортам. Проведены инвентаризация, техническая паспортизация, и форты будут сдаваться в аренду на 49 и 99 лет. Причем на аукционе будут решать, кому отдать приоритетное право аренды. Победит не тот, кто вложит 100 млн рублей на 99 лет, а тот, кто предложит, к примеру, 50 миллионов на 3 года. К 2010 году на западной части острова будет особо охраняемая природная зона. Этим занимается сейчас Комитет по природопользованию.
В районе действительно много памятников истории и культуры, но туризм здесь должен быть своеобразный, специфический. В городе примерно 300 памятников истории, культуры, архитектуры и искусства. Здесь нет таких дворцовых комплексов, но есть военные памятники. Значит, нужно развивать военно-морской туризм. Имя Иоанна Кронштадтского неразрывно связано с нашим городом. Многие простые люди узнали о нашем городе, потому что здесь жил народный святой. Поэтому есть смысл развивать паломнический туризм. Морской собор, здания Адмиралтейства связаны с морем и моряками. Есть 20 фортов, которые тоже будут интересны в плане развития туризма.
Кронштадт – город-остров, это визитная карточка Петербурга. Поэтому появилась идея установить огромный памятник Андрею Первозванному, чтобы он встречал и провожал корабли. Есть постановление правительства города об установке памятника Андрею Первозванному на оконечности судопропускного сооружения С-1. Был организован конкурс, в котором выявили победителя – скульптора Альберта Чаркина, ректора Санкт-Петербургской Академии художеств.
Думаем, что в ближайшие годы памятник Андрею Первозванному будет встречать большой поток туристов, ведь с вводом в эксплуатацию кольцевой автомобильной дороги Кронштадт превратится в транзитный город.
Развитию туризма будет способствовать и улучшение портового комплекса. В планах развития Кронштадта планируется развитие двух портов. Один – на строительной площадке острова Котлин, второй порт будет располагаться параллельно терминалу компании «Моби Дик». Там будут причальные стенки, портово-перегрузочный комплекс. Планируется, что сюда будут доставляться рефрижераторные контейнеры с овощами, фруктами, которые будут прямо «с корабля на колеса» уходить на КАД. Предполагается работа с большим объемом условных контейнеров. Поэтому мы будем требовать от строителей, проектантов соблюдения определенных условий для того, чтобы новый порт не мешал горожанам.

– Как осуществляются инвестиционные проекты?
– В Кронштадте реализуются инвестиционные проекты с объемом капиталовложений более 2,5 млрд рублей, город является участником реализации федеральной программы строительства КЗС и западного участка КАД с общим объемом финансирования более 60 млрд рублей. В 2008 году будут завершены работы по обеспечению защиты Санкт-Петербурга от наводнений, в 2010 году завершено строительство тоннеля и дороги на дамбе.
В Кронштадте созданы и успешно работают более тысячи организаций.
В адресную инвестиционную программу 2007–2011 годов включены социально-значимые объекты, такие как строительство пожарного депо на ул. К. Маркса, 15; реконструкция ПУ-48 на ул. Фейгина, 7-9, реставрация и реконструкция здания детской музыкальной школы №8, и ряд других. Продвигается работа по решению наболевшего вопроса – возрождению кронштадтского Морского завода. Указом Президента России Владимира Путина предприятие войдет в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». За счет средств Министерства обороны проведены работы по реконструкции здания под служебное жилье для военнослужащих на 54 квартиры по ул. Мартынова, 4.
На намывной территории «Парус» площадью более 200 гектаров будет отведено под строительство объектов общественно-деловой застройки. Сейчас часть земли еще отсутствует. Проект должен появиться как с фарватеров, так и с перемычек, которые существуют на С1. Затем территории нужно будет переводить из Водного фонда в земельный. Но у нас есть стратегический партнер - Банк «ВТБ-Капитал», который берет на себя решение этих вопросов. Соглашение подписано в мае прошлого года. На развитие территории мы намерены привлекать как можно больше инвесторов. Мы видим здесь и яхт-клубы, и гостиницы, различные бизнес-центры. В целом, концепцию будет развивать ВТБ. У нас каждое утро фактически 6-7 тыс. жителей едет в Петербург на работу или учебу. Теперь появилась надежда, что за счет этой зоны Кронштадт будет развиваться.
Сейчас подготовлено техническое задание на подготовку стратегической программы комплексного развития района до 2025 года. На конференции, которая была в 2006 году, более 40 ученых предлагали свои идеи, свои программы по развитию района.
К примеру, финские бизнесмены предложили нам открыть движение скоростных пассажирских судов по маршруту Котка – Котлин. Время в пути – всего 40 минут Это даст возможность разгрузить очереди на сухопутной границе с Финляндией. Как раз к этому времени будет построена полностью кольцевая автомобильная дорога. Мы уже имеем договоренность с мэром Котки о визите в наш город, в ходе которого будет решаться вопрос о создании этой морской линии.
Кронштадт может быть не только жемчужиной, но и бриллиантом в короне Санкт-Петербурга. И город, безусловно, может стать первыми Морскими воротами Санкт-Петербурга, его визитной карточкой.

– Спасибо вам, Александр Михайлович, за интересную беседу. Надеемся, что в скором будущем мы будем действительно наслаждаться необычайной красотой фортов, зданий Кронштадта.

Автор: Марианна Рахман
рубрика: Среда обитания
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.