Николай Крутов: «Рост жилищного строительства в Ленобласти должен идти параллельно с развитием промышленного кластера»
Николай Крутов, председатель Комитета по строительству Ленинградской области, рассказал корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» Лидии Горборуковой об изменении в подходах к формированию и реализации долгосрочных целевых программ в регионе, а также о расширении деятельности Комитета.
– Николай Витальевич, Комитету по строительству Ленинградской области поручено разработать «дорожную карту» по формированию и реализации долгосрочных целевых программ (ДЦП). В чем суть документа и на какой стадии находится его подготовка?
– «Дорожная карта» уже утверждена 8 апреля правительством Ленобласти. «Дорожная карта» затрагивает все этапы формирования и реализации адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета – от принятия решения о необходимости строительства того или иного объекта до ввода его в эксплуатацию.
Анализ предыдущей работы по формированию ДЦП показал, что зачастую объекты включались в адресную программу необоснованно. Либо отсутствовал проект, прошедший экспертизу, либо реальные технические условия по подключению к электричеству. Чтобы избежать этих моментов, совместно с Комитетом финансов и с Комитетом экономического развития Ленобласти мы разработали «дорожную карту», которая исключает возможность попадания в ДЦП объектов, которые не обеспечены теми или иными ресурсами. В 2012 году объем средств, направленных на реализацию шести ДЦП, составил 2 млрд 15 млн рублей. А освоено было всего 47% от этих средств, что связано с неправильным формированием ДЦП, так как деньги предусматриваются на те объекты, которые заведомо не готовы к строительству.
– Есть ли уже понимание, какое количество ДЦП будет в работе в 2013 году и какой объем средств потребуется на их реализацию?
– Принципы, заложенные в «дорожной карте», мы будем реализовывать в 2014 году, а сейчас идет ревизия тех программ, которые были приняты раньше. И по результатам ревизии, видимо, будут сокращаться денежные средства на объекты, которые по объективным причинам не готовы к вводу в эксплуатацию. Предполагается финансирование шести долгосрочных программ: «Социальное развитие села на 2009-2013 годы», «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011‑2015 годы», «Развитие дошкольного образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы», «Развитие объектов физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2012-2015 годы», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, обеспечение материнства и детства в Ленобласти на 2009-2013 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2013‑2015 годы и перспективу до 2020 года». Объем средств, направленный по всем этим ДЦП в 2013 году, составляет почти 3,7 млрд рублей.
– Вы предлагаете закрепить за Комитетом по строительству Ленинградской области функцию единого центра по формированию программы расселения граждан из аварийного фонда. Как будет происходить данная работа? Нужно ли для этого увеличивать штат сотрудников Комитета?
– Я понимаю, что это очень сложная задача. Комитет по строительству реализует на территории Ленинградской области несколько жилищных программ. Это и «Жилье для молодежи», и «Социальное развитие села», и мероприятия по предоставлению жилья гражданам, лишившимся его в результате пожара, и, конечно, самая большая программа – «Переселение граждан Ленинградской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах». Для возможности реализации этой программы в 2013 году в течение двух месяцев часть сотрудников комитета работала по 16 часов в сутки. Результатом этой титанической работы стала утвержденная правительством Ленинградской области 21 марта программа, и Ленинградская область первой из всех субъектов Российской Федерации подала заявку на получение средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Заявка на общую сумму 1,2 млрд рублей, из которых 678 млн – средства фонда, 28 марта была одобрена правлением фонда, в результате чего Ленинградская область сможет расселить в 20 муниципальных образованиях 146 аварийных домов площадью 37,3 тыс. кв. м, где проживает почти 2,5 тыс. человек.
Общий объем финансирования по программе расселения граждан из аварийного жилья за три года составляет около 6 млрд рублей. Львиная доля этих средств – это областной бюджет, софинансирование из федерального бюджета составляет 30%. В результате будет расселено более 170 тыс. кв. м аварийного жилья. Если мы успешно выполним первый этап этой программы, то возможно увеличение финансирования со стороны федерального бюджета.
Как уже сказано выше, комитетом реализуется несколько жилищных программ, и мы хотим закрепить за собой функции единого центра по их реализации.
Мы пришли к выводу, что можно объединить все потребности в жилье по этим программам. Мы не только убиваем сразу нескольких зайцев, но и делаем данный проект коммерчески более интересным для застройщика. Эта схема начнет воплощаться в жизнь уже с 2013 года. Но чтобы собрать банк информации о том, сколько в каждом поселении граждан, попадающих под действие разных программ, нужно время.
Мы проделали огромный объем работы и поняли, что не сможем прежним составом решать новые задачи. В связи с чем подготовили документы на обоснование расширения штата сотрудников Комитета по строительству. Бумаги сейчас находятся на рассмотрении губернатора Александра Дрозденко.
Увеличение количества сотрудников Комитета по строительству связано и с тем, что нам передаст свои обязательства по строительству пожарных депо и спасательных станций Комитет обеспечения правопорядка и безопасности. Кроме того, КУГИ Ленобласти нам предложил взять на себя функции по организации и контролю намыва территорий в водных объектах.
– Планируется ли в Ленобласти развивать программы по созданию объектов социальной инфраструктуры, аналогичные программе «Детский сад в обмен на налоги»?
– Мы думали на эту тему. Но, например, больницы таким образом не построишь, так как к ним предъявляются высокие требования по проектированию. Да и цена строительства большая. Что касается объектов спорта, то в Комитете финансов нам сказали, что это вполне прибыльные объекты, которые могут содержать коммерческие организации, а не государство. Детская площадка – это мелкий объект, который застройщик вполне может подарить жителям своих домов. Строительство школ в обмен на налоги тоже слишком дорогое удовольствие – кто столько налогов заплатит? Их возведение будет финансироваться за счет государства.
– Кстати, в Мурино начали строиться детские сады, а вот школы нет ни одной?
– Дело в том, что эта проблема Мурино, скорее всего, будет решаться за счет кварталов, которые расположены за железной дорогой. Проектом планировки территорий там как раз предусмотрено строительство двух школ. Вопрос в том, когда они появятся.
– На Координационном совете в феврале вы были назначены руководителем группы, отвечающей за сбор предложений и вопросов от застройщиков. Как, предложения уже поступили?
– В основном вопросы касаются развития инженерной инфраструктуры. Недавно в комитет обратилась компания «КВС» со своим проектом в Сертолово, где будет построено 250 тыс. кв. м жилья, школа, два детских сада, ФОК. Разногласия возникли между компанией «КВС» и муниципальным образованием по поводу того, каким образом осуществить финансирование платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. Так как в Сертолово реализуют проекты еще два застройщика, которые также сталкиваются с подобной проблемой, мы провели совещание и пригласили всех заинтересованных в разрешении данного вопроса сторон. В результате мы помогли нарисовать схему взаимоотношений между Водоканалом, муниципалитетом и застройщиками.
– Ваше мнение по поводу того, как должно развиваться жилищное строительство в регионе?
– Я считаю, что в области рост жилищного строительства должен идти параллельно с развитием промышленного кластера. Пока не будет большого числа комплексных проектов, все будет однобоко. Застройка в Мурино, Девяткино, Буграх – это обслуживание нужд Санкт-Петербурга. А развитие области – это пример Усть-Луги, где строится порт и параллельно идет жилищное строительство. Также примером может служить Волхов, Тихвин.
– Николай Витальевич, Комитету по строительству Ленинградской области поручено разработать «дорожную карту» по формированию и реализации долгосрочных целевых программ (ДЦП). В чем суть документа и на какой стадии находится его подготовка?
– «Дорожная карта» уже утверждена 8 апреля правительством Ленобласти. «Дорожная карта» затрагивает все этапы формирования и реализации адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета – от принятия решения о необходимости строительства того или иного объекта до ввода его в эксплуатацию.
Анализ предыдущей работы по формированию ДЦП показал, что зачастую объекты включались в адресную программу необоснованно. Либо отсутствовал проект, прошедший экспертизу, либо реальные технические условия по подключению к электричеству. Чтобы избежать этих моментов, совместно с Комитетом финансов и с Комитетом экономического развития Ленобласти мы разработали «дорожную карту», которая исключает возможность попадания в ДЦП объектов, которые не обеспечены теми или иными ресурсами. В 2012 году объем средств, направленных на реализацию шести ДЦП, составил 2 млрд 15 млн рублей. А освоено было всего 47% от этих средств, что связано с неправильным формированием ДЦП, так как деньги предусматриваются на те объекты, которые заведомо не готовы к строительству.
– Есть ли уже понимание, какое количество ДЦП будет в работе в 2013 году и какой объем средств потребуется на их реализацию?
– Принципы, заложенные в «дорожной карте», мы будем реализовывать в 2014 году, а сейчас идет ревизия тех программ, которые были приняты раньше. И по результатам ревизии, видимо, будут сокращаться денежные средства на объекты, которые по объективным причинам не готовы к вводу в эксплуатацию. Предполагается финансирование шести долгосрочных программ: «Социальное развитие села на 2009-2013 годы», «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011‑2015 годы», «Развитие дошкольного образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы», «Развитие объектов физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2012-2015 годы», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, обеспечение материнства и детства в Ленобласти на 2009-2013 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2013‑2015 годы и перспективу до 2020 года». Объем средств, направленный по всем этим ДЦП в 2013 году, составляет почти 3,7 млрд рублей.
– Вы предлагаете закрепить за Комитетом по строительству Ленинградской области функцию единого центра по формированию программы расселения граждан из аварийного фонда. Как будет происходить данная работа? Нужно ли для этого увеличивать штат сотрудников Комитета?
– Я понимаю, что это очень сложная задача. Комитет по строительству реализует на территории Ленинградской области несколько жилищных программ. Это и «Жилье для молодежи», и «Социальное развитие села», и мероприятия по предоставлению жилья гражданам, лишившимся его в результате пожара, и, конечно, самая большая программа – «Переселение граждан Ленинградской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах». Для возможности реализации этой программы в 2013 году в течение двух месяцев часть сотрудников комитета работала по 16 часов в сутки. Результатом этой титанической работы стала утвержденная правительством Ленинградской области 21 марта программа, и Ленинградская область первой из всех субъектов Российской Федерации подала заявку на получение средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Заявка на общую сумму 1,2 млрд рублей, из которых 678 млн – средства фонда, 28 марта была одобрена правлением фонда, в результате чего Ленинградская область сможет расселить в 20 муниципальных образованиях 146 аварийных домов площадью 37,3 тыс. кв. м, где проживает почти 2,5 тыс. человек.
Общий объем финансирования по программе расселения граждан из аварийного жилья за три года составляет около 6 млрд рублей. Львиная доля этих средств – это областной бюджет, софинансирование из федерального бюджета составляет 30%. В результате будет расселено более 170 тыс. кв. м аварийного жилья. Если мы успешно выполним первый этап этой программы, то возможно увеличение финансирования со стороны федерального бюджета.
Как уже сказано выше, комитетом реализуется несколько жилищных программ, и мы хотим закрепить за собой функции единого центра по их реализации.
Мы пришли к выводу, что можно объединить все потребности в жилье по этим программам. Мы не только убиваем сразу нескольких зайцев, но и делаем данный проект коммерчески более интересным для застройщика. Эта схема начнет воплощаться в жизнь уже с 2013 года. Но чтобы собрать банк информации о том, сколько в каждом поселении граждан, попадающих под действие разных программ, нужно время.
Мы проделали огромный объем работы и поняли, что не сможем прежним составом решать новые задачи. В связи с чем подготовили документы на обоснование расширения штата сотрудников Комитета по строительству. Бумаги сейчас находятся на рассмотрении губернатора Александра Дрозденко.
Увеличение количества сотрудников Комитета по строительству связано и с тем, что нам передаст свои обязательства по строительству пожарных депо и спасательных станций Комитет обеспечения правопорядка и безопасности. Кроме того, КУГИ Ленобласти нам предложил взять на себя функции по организации и контролю намыва территорий в водных объектах.
– Планируется ли в Ленобласти развивать программы по созданию объектов социальной инфраструктуры, аналогичные программе «Детский сад в обмен на налоги»?
– Мы думали на эту тему. Но, например, больницы таким образом не построишь, так как к ним предъявляются высокие требования по проектированию. Да и цена строительства большая. Что касается объектов спорта, то в Комитете финансов нам сказали, что это вполне прибыльные объекты, которые могут содержать коммерческие организации, а не государство. Детская площадка – это мелкий объект, который застройщик вполне может подарить жителям своих домов. Строительство школ в обмен на налоги тоже слишком дорогое удовольствие – кто столько налогов заплатит? Их возведение будет финансироваться за счет государства.
– Кстати, в Мурино начали строиться детские сады, а вот школы нет ни одной?
– Дело в том, что эта проблема Мурино, скорее всего, будет решаться за счет кварталов, которые расположены за железной дорогой. Проектом планировки территорий там как раз предусмотрено строительство двух школ. Вопрос в том, когда они появятся.
– На Координационном совете в феврале вы были назначены руководителем группы, отвечающей за сбор предложений и вопросов от застройщиков. Как, предложения уже поступили?
– В основном вопросы касаются развития инженерной инфраструктуры. Недавно в комитет обратилась компания «КВС» со своим проектом в Сертолово, где будет построено 250 тыс. кв. м жилья, школа, два детских сада, ФОК. Разногласия возникли между компанией «КВС» и муниципальным образованием по поводу того, каким образом осуществить финансирование платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. Так как в Сертолово реализуют проекты еще два застройщика, которые также сталкиваются с подобной проблемой, мы провели совещание и пригласили всех заинтересованных в разрешении данного вопроса сторон. В результате мы помогли нарисовать схему взаимоотношений между Водоканалом, муниципалитетом и застройщиками.
– Ваше мнение по поводу того, как должно развиваться жилищное строительство в регионе?
– Я считаю, что в области рост жилищного строительства должен идти параллельно с развитием промышленного кластера. Пока не будет большого числа комплексных проектов, все будет однобоко. Застройка в Мурино, Девяткино, Буграх – это обслуживание нужд Санкт-Петербурга. А развитие области – это пример Усть-Луги, где строится порт и параллельно идет жилищное строительство. Также примером может служить Волхов, Тихвин.
рубрика:
Интервью