Намыв раздора
Около месяца назад группа петербургских ученых обратилась с письмом к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить реализацию проектов создания «Морского фасада Санкт-Петербурга» и Западного скоростного диаметра.
В числе подписавших обращение значились одиннадцать кандидатов наук, два доктора наук и один академик. Ученые выражали свою обеспокоенность экологической ситуацией Финского залива в районе Васильевского острова. К письму прилагались экспертные заключения о пагубном влиянии намыва территорий и строительства ЗСД на окружающую среду – проверка проводилась по восьми параметрам. Особое беспокойство ученого сообщества вызвало загрязнение воды, повышение количества солей тяжелых металлов и вредных осадков и обеднение животного мира Финского залива.
11 июля администрация «Морского фасада» провела заседание круглого стола, посвященного экологической ситуации в районе строительства, с участием специалистов и представителей СМИ. По заключению экспертиз, представленных первыми и разъясненных ими же последним, ничего страшного в акватории не было и нет. В то же время приглашенные эксперты не отрицали, что определенное негативное влияние на акваторию происходило. Однако, по их заверениям, «строго в пределах допустимых нормативов».
По словам директора по экономическому аудиту и консалтингу аудиторского предприятия ООО «КОНТО» Геннадия Ятманова, «за весь период реализации проекта «Морской фасад» с 2005 по 2008 годы экстренно высокого загрязнения в Невской губе и Финском заливе выявлено не было», а «десятикратные превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде в районе намыва территории и дноуглубительных работ носили единичный характер».
Рыбаки – за проект
По мнению Геннадия Ятманова, за последние несколько лет, пока производился намыв территории на Васильевском острове, в районе «Морского фасада» минимум раз в две недели брались пробы воды (всего 4121 раз) и грунта (всего 1043 раза), также регулярно проводились съемки территории из космоса. Специалист сообщил, что «максимальное загрязнение составило пятидесятикратное превышение ПДК. Оно было зафиксировано в августе 2007 года и произошло из-за воздействия ряда природных факторов, в том числе неблагоприятных гидрометеорологических условий». По мнению директора по экономическому аудиту и консалтингу ООО «КОНТО», максимальное загрязнение вод в районе строительства «Морского фасада» относилось к IV и V классам загрязненности (загрязненная и грязная соответственно), при обычном III классе общей загрязненности (умеренно загрязненные воды). Десятикратное увеличение ПДК веществ, по мнению Геннадия Ятманова, произошло лишь однажды – в августе 2007 года. Причем, как заверил специалист, это случилось «из-за гидрометеорологических условий в районе намыва». «А в апреле-мае нынешнего года, в частности в воде, наблюдалось незначительное превышение ПДК по показателям содержания меди, мышьяка, цинка и марганца, – отметил эксперт. – Образование же мутных пятен в Невской губе связано большей частью с выносами из Невы».
В рамках проекта остается выполнить около 1,4 процента от общего объема дноуглубительных работ. Замеры грунтов показали в свою очередь 0-I класс загрязнения (чистые, малозагрязненные грунты). Геннадий Ятманов также сообщил, что объем грунта, перешедшего во взвесь с начала работ, составил 677,5 тонн, то есть около 93 процентов от нормы, заложенной в технико-экономическом обосновании проекта.
Все это, по мнению директора по экономическому аудиту и консалтингу ООО «КОНТО», не страшно. Потому что «загрязнение обычно выпадает на летние месяцы, а за зимний период состояние акватории восстанавливается. Уровень замутнения акватории Невской губы хоть и был достаточно значительным, тем не менее не превысил заложенные в ТЭО проекта значения», – констатировал Геннадий Ятманов.
По словам специалистов, для того чтобы вода больше не была мутной, в районе намыва установлены уже специальные плавучие завесы, а во время работ не затрагиваются основные нерестовые пути, проходящие через Невскую губу.
Генеральный директор рыбопромыслового предприятия ООО «Экватор» Вадим Беньковский, также присутствовавший на заседании, отметил, что «в первом полугодии в Финском заливе предприятием было выловлено даже больше рыбы, чем за аналогичный период прошлого года». «Мы с «Морским фасадом» друг другу не мешаем», – добавил он.
По заверениям генерального директора ООО «Экватор», уже в нынешнем году только рыбаки его предприятия выловили на 700 тонн больше рыбы, чем обычно. Причем таких «разборчивых» к качеству воды пород, как лосось, салака, килька, и на 20 тонн больше пресноводной рыбы – судаков, лещей, корюшки.
Эксперты тоже – за…
Эксперт Центра независимых экологических экспертиз РАН Сергей Зубарев заявил, что «реализация такого большого проекта без последствий для экосистемы невозможна». «Эти последствия достаточно серьезные, но не драматические, – сказал он. – Есть даже позитивный эффект – восстановление отмели в районе Лахты». В качестве наглядного доказательства здоровой экологической обстановки в районе строительства Сергей Зубарев продемонстрировал фотографии, сделанные прошедшей весной. На снимках видны лебеди, пробывшие в акватории 10 дней. По мнению эксперта Центра независимых экологических экспертиз РАН, это свидетельствует о том, что в районе намыва экологическая ситуация в норме. Еще одно доказательство – тот факт, что в Невской губе вполне хватает корма для птиц, которые совершают свои перелеты. Эксперт подчеркнул, что в настоящее время заказчикам проекта стоит задуматься о выводе из эксплуатации некоторых роторных машин, используемых при производстве дноуглубительных работ. «Такие машины очень тонко измельчают грунт, не так, как ковш: это приводит к тому, что весь грунт переходит во взвесь, и вода становится мутной», – добавил он. Однако использование этих машин при работах по проекту «Морской фасад» практически закончилось.
Ряд исследователей, которые участвовали в заседании, отметили, что жителям близлежащих домов «не мешают» и шумы, которые создает стройка «Морского фасада», так как «ни днем, ни ночью акустические показатели не превышают установленных санитарных норм». В частности, директор департамента по согласованию и регламенту ООО «УК «Морской фасад» Максим Алехов сообщил о том, что и в ночное, и в дневное время уровень шума во время работ не превышает допустимых норм (45 децибел ночью и 80 децибел днем – на точке производства работ, и 55 децибел в районе жилых домов – Морская, 17).
Заведующий лабораторией качества воды Государственного гидрогеологического института Борис Скакальский пояснил, что водообмен в этой части Финского залива происходит в течение двух суток вместо обычных пяти. По мнению эксперта, «можно предположить, что это и есть одна из причин, по которым экологический фон пришел в норму».
Однако работы в районе Васильевского острова, где планируется намыть в общей сложности 476,7 га новой территории, не прекращаются. Пока создано только 70 га, еще 90 га планируется намыть до конца текущего года. Что будет с акваторией после окончания всех работ в 2010 году, остается только догадываться, не забывая регулярно запрашивать результаты исследований.
А уЧеные против
«Морской фасад» – не единственная территория в акватории Финского залива, где ведутся и еще будут вестись работы. По словам начальника отдела морских путей ФГУП «Росморпорт» Василия Суворова, намыв происходит в районе дамбы, в районе строительства квартала «Балтийская жемчужина» и нового стадиона на Крестовском острове. Впереди – масштабные работы по строительству ЗСД, морского перегрузочного комплекса в районе Бронки, грузового терминала в Ломоносове. Всего в течение ближайших 15 лет планируется изъять из акватории 100 млн кубометров грунта, а в ближайшие несколько лет – порядка 35 млн кубов. Вот почему к заверениям о том, что в Финском заливе «все нормально», экологи относятся далеко не так оптимистически.
В частности, заведующий лабораторией экологии и охраны птиц Биологического института биолого-почвенного факультета СПбГУ доктор биологических наук Георгий Носков считает, что до недавнего времени существовал естественный механизм очистки Невской губы. Эту роль выполняли прибрежные затопляемые луга и болота, а также живые организмы, которые там обитали, и мигрирующие водоплавающие птицы.
Реализация стратегических проектов «Морской фасад» и ЗСД, по его мнению, может нанести сокрушительный удар по экосистеме Невской губы, так как воздействие на нее сегодня намного сильнее, чем раньше. «Проведение работ по намыву песка, ликвидация остатков мелководных зон в районе Васильевского и Крестовского островов рано или поздно катастрофически скажется на популяции перелетных водоплавающих птиц, которые останутся без «транзитных» мест кормежек, стоянок и гнездования. Это то же самое, что запустить самолет с недостаточным количеством топлива», – считает доктор биологических наук.
справка
Прибытие первого судна, которое причалит к «Морскому фасаду», ожидается в начале сентября этого года. Предполагается, что Морской пассажирский порт сможет принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров. Всего будет построено семь причалов с общей длиной причальной стенки 2108 метров. В рамках первой очереди в 2008 году будут введены в эксплуатацию два причала с сопутствующими береговыми сооружениями, а площадь намытой территории увеличится до 155 га.
Пропускная способность порта в полном развитии в сезонный период составит около 12 тыс. туристов в день (свыше 1,5 млн пассажиров в год). Планируется, что новый порт будет соответствовать всем существующим международным стандартам безопасности для пассажиров и судов. Работы по реализации проекта морского пассажирского терминала за счет расширения территории Васильевского острова были начаты в 2004 году. Проект реализуется на началах частно-государственного партнерства.
Объем инвестиций в проект Министерства транспорта РФ оценивает в $ 1 млрд, а с учетом частных капитальных вложений в недвижимость на новой намытой территории – в $ 2 млрд. После окончания строительства порт перейдет в собственность администрации Санкт-Петербурга.
Автор: Вениамин Оттоманский
В числе подписавших обращение значились одиннадцать кандидатов наук, два доктора наук и один академик. Ученые выражали свою обеспокоенность экологической ситуацией Финского залива в районе Васильевского острова. К письму прилагались экспертные заключения о пагубном влиянии намыва территорий и строительства ЗСД на окружающую среду – проверка проводилась по восьми параметрам. Особое беспокойство ученого сообщества вызвало загрязнение воды, повышение количества солей тяжелых металлов и вредных осадков и обеднение животного мира Финского залива.
11 июля администрация «Морского фасада» провела заседание круглого стола, посвященного экологической ситуации в районе строительства, с участием специалистов и представителей СМИ. По заключению экспертиз, представленных первыми и разъясненных ими же последним, ничего страшного в акватории не было и нет. В то же время приглашенные эксперты не отрицали, что определенное негативное влияние на акваторию происходило. Однако, по их заверениям, «строго в пределах допустимых нормативов».
По словам директора по экономическому аудиту и консалтингу аудиторского предприятия ООО «КОНТО» Геннадия Ятманова, «за весь период реализации проекта «Морской фасад» с 2005 по 2008 годы экстренно высокого загрязнения в Невской губе и Финском заливе выявлено не было», а «десятикратные превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде в районе намыва территории и дноуглубительных работ носили единичный характер».
Рыбаки – за проект
По мнению Геннадия Ятманова, за последние несколько лет, пока производился намыв территории на Васильевском острове, в районе «Морского фасада» минимум раз в две недели брались пробы воды (всего 4121 раз) и грунта (всего 1043 раза), также регулярно проводились съемки территории из космоса. Специалист сообщил, что «максимальное загрязнение составило пятидесятикратное превышение ПДК. Оно было зафиксировано в августе 2007 года и произошло из-за воздействия ряда природных факторов, в том числе неблагоприятных гидрометеорологических условий». По мнению директора по экономическому аудиту и консалтингу ООО «КОНТО», максимальное загрязнение вод в районе строительства «Морского фасада» относилось к IV и V классам загрязненности (загрязненная и грязная соответственно), при обычном III классе общей загрязненности (умеренно загрязненные воды). Десятикратное увеличение ПДК веществ, по мнению Геннадия Ятманова, произошло лишь однажды – в августе 2007 года. Причем, как заверил специалист, это случилось «из-за гидрометеорологических условий в районе намыва». «А в апреле-мае нынешнего года, в частности в воде, наблюдалось незначительное превышение ПДК по показателям содержания меди, мышьяка, цинка и марганца, – отметил эксперт. – Образование же мутных пятен в Невской губе связано большей частью с выносами из Невы».
В рамках проекта остается выполнить около 1,4 процента от общего объема дноуглубительных работ. Замеры грунтов показали в свою очередь 0-I класс загрязнения (чистые, малозагрязненные грунты). Геннадий Ятманов также сообщил, что объем грунта, перешедшего во взвесь с начала работ, составил 677,5 тонн, то есть около 93 процентов от нормы, заложенной в технико-экономическом обосновании проекта.
Все это, по мнению директора по экономическому аудиту и консалтингу ООО «КОНТО», не страшно. Потому что «загрязнение обычно выпадает на летние месяцы, а за зимний период состояние акватории восстанавливается. Уровень замутнения акватории Невской губы хоть и был достаточно значительным, тем не менее не превысил заложенные в ТЭО проекта значения», – констатировал Геннадий Ятманов.
По словам специалистов, для того чтобы вода больше не была мутной, в районе намыва установлены уже специальные плавучие завесы, а во время работ не затрагиваются основные нерестовые пути, проходящие через Невскую губу.
Генеральный директор рыбопромыслового предприятия ООО «Экватор» Вадим Беньковский, также присутствовавший на заседании, отметил, что «в первом полугодии в Финском заливе предприятием было выловлено даже больше рыбы, чем за аналогичный период прошлого года». «Мы с «Морским фасадом» друг другу не мешаем», – добавил он.
По заверениям генерального директора ООО «Экватор», уже в нынешнем году только рыбаки его предприятия выловили на 700 тонн больше рыбы, чем обычно. Причем таких «разборчивых» к качеству воды пород, как лосось, салака, килька, и на 20 тонн больше пресноводной рыбы – судаков, лещей, корюшки.
Эксперты тоже – за…
Эксперт Центра независимых экологических экспертиз РАН Сергей Зубарев заявил, что «реализация такого большого проекта без последствий для экосистемы невозможна». «Эти последствия достаточно серьезные, но не драматические, – сказал он. – Есть даже позитивный эффект – восстановление отмели в районе Лахты». В качестве наглядного доказательства здоровой экологической обстановки в районе строительства Сергей Зубарев продемонстрировал фотографии, сделанные прошедшей весной. На снимках видны лебеди, пробывшие в акватории 10 дней. По мнению эксперта Центра независимых экологических экспертиз РАН, это свидетельствует о том, что в районе намыва экологическая ситуация в норме. Еще одно доказательство – тот факт, что в Невской губе вполне хватает корма для птиц, которые совершают свои перелеты. Эксперт подчеркнул, что в настоящее время заказчикам проекта стоит задуматься о выводе из эксплуатации некоторых роторных машин, используемых при производстве дноуглубительных работ. «Такие машины очень тонко измельчают грунт, не так, как ковш: это приводит к тому, что весь грунт переходит во взвесь, и вода становится мутной», – добавил он. Однако использование этих машин при работах по проекту «Морской фасад» практически закончилось.
Ряд исследователей, которые участвовали в заседании, отметили, что жителям близлежащих домов «не мешают» и шумы, которые создает стройка «Морского фасада», так как «ни днем, ни ночью акустические показатели не превышают установленных санитарных норм». В частности, директор департамента по согласованию и регламенту ООО «УК «Морской фасад» Максим Алехов сообщил о том, что и в ночное, и в дневное время уровень шума во время работ не превышает допустимых норм (45 децибел ночью и 80 децибел днем – на точке производства работ, и 55 децибел в районе жилых домов – Морская, 17).
Заведующий лабораторией качества воды Государственного гидрогеологического института Борис Скакальский пояснил, что водообмен в этой части Финского залива происходит в течение двух суток вместо обычных пяти. По мнению эксперта, «можно предположить, что это и есть одна из причин, по которым экологический фон пришел в норму».
Однако работы в районе Васильевского острова, где планируется намыть в общей сложности 476,7 га новой территории, не прекращаются. Пока создано только 70 га, еще 90 га планируется намыть до конца текущего года. Что будет с акваторией после окончания всех работ в 2010 году, остается только догадываться, не забывая регулярно запрашивать результаты исследований.
А уЧеные против
«Морской фасад» – не единственная территория в акватории Финского залива, где ведутся и еще будут вестись работы. По словам начальника отдела морских путей ФГУП «Росморпорт» Василия Суворова, намыв происходит в районе дамбы, в районе строительства квартала «Балтийская жемчужина» и нового стадиона на Крестовском острове. Впереди – масштабные работы по строительству ЗСД, морского перегрузочного комплекса в районе Бронки, грузового терминала в Ломоносове. Всего в течение ближайших 15 лет планируется изъять из акватории 100 млн кубометров грунта, а в ближайшие несколько лет – порядка 35 млн кубов. Вот почему к заверениям о том, что в Финском заливе «все нормально», экологи относятся далеко не так оптимистически.
В частности, заведующий лабораторией экологии и охраны птиц Биологического института биолого-почвенного факультета СПбГУ доктор биологических наук Георгий Носков считает, что до недавнего времени существовал естественный механизм очистки Невской губы. Эту роль выполняли прибрежные затопляемые луга и болота, а также живые организмы, которые там обитали, и мигрирующие водоплавающие птицы.
Реализация стратегических проектов «Морской фасад» и ЗСД, по его мнению, может нанести сокрушительный удар по экосистеме Невской губы, так как воздействие на нее сегодня намного сильнее, чем раньше. «Проведение работ по намыву песка, ликвидация остатков мелководных зон в районе Васильевского и Крестовского островов рано или поздно катастрофически скажется на популяции перелетных водоплавающих птиц, которые останутся без «транзитных» мест кормежек, стоянок и гнездования. Это то же самое, что запустить самолет с недостаточным количеством топлива», – считает доктор биологических наук.
справка
Прибытие первого судна, которое причалит к «Морскому фасаду», ожидается в начале сентября этого года. Предполагается, что Морской пассажирский порт сможет принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров. Всего будет построено семь причалов с общей длиной причальной стенки 2108 метров. В рамках первой очереди в 2008 году будут введены в эксплуатацию два причала с сопутствующими береговыми сооружениями, а площадь намытой территории увеличится до 155 га.
Пропускная способность порта в полном развитии в сезонный период составит около 12 тыс. туристов в день (свыше 1,5 млн пассажиров в год). Планируется, что новый порт будет соответствовать всем существующим международным стандартам безопасности для пассажиров и судов. Работы по реализации проекта морского пассажирского терминала за счет расширения территории Васильевского острова были начаты в 2004 году. Проект реализуется на началах частно-государственного партнерства.
Объем инвестиций в проект Министерства транспорта РФ оценивает в $ 1 млрд, а с учетом частных капитальных вложений в недвижимость на новой намытой территории – в $ 2 млрд. После окончания строительства порт перейдет в собственность администрации Санкт-Петербурга.
Автор: Вениамин Оттоманский
рубрика:
Проблемы и перспективы
