Основные доклады участников (публикуются в сокращении). Первая часть

Михаил Викторов, генеральный директор Российского Союза строителей:
– В Российский Союз строителей входят 82 союза и ассоциации, представленные в 75 регионах РФ. И на базе этих союзов создано примерно 60 некоммерческих партнерств, которые активно готовят и уже начинают сдавать документы для получения положительного решения о включении в Государственный реестр с правом выдачи допуска. До Нового года было сдано семь комплектов документов, по пяти из которых был получен официальный отказ.
Два некоммерческих партнерства, получивших статус саморегулиремых – с правом выдачи допуска, – на сегодняшний день официально включены в Государственный реестр.
Отказы по тем документам, которые были сданы в числе первых, совершенно объективны. Во-первых, люди торопились. Спешка привела к тому, что в копиях некоторых уставных документов отсутствовали страницы. Во-вторых, есть существенные претензии к качественному составу фирм. В ходе дискуссий, когда Закон проходил первые чтения, мы обращали внимание на такую угрозу, как появление недобросовестных СРО, объединений, создающихся в корыстных целях. Особо прошу обратить на это внимание в связи с увеличившимся потоком объявлений в газетах, забрасывание предприятий письмами.
Мы даем простую рекомендацию: ориентироваться прежде всего на те СРО в области строительства, проектирования, инженерных изысканий, которые создаются под эгидой отраслевых союзов.
Очень удивляет ситуация, когда, например, во Владивостоке начинают создание СРО со сбора средств в объеме 1,5 млн рублей. На вопрос «почему такая сумма?» отвечают, что эти средства включают компенсационный фонд, накладные расходы и т. д. Считаю, что это совершенно неправильный подход, так как затраты на бюджет, смету значительно ниже. Подобные факты дезориентируют строителей, создают мифы.
Появляются неизвестные инициативные группы, создающие многочисленные НП. Например, в Ульяновске – небольшом и не самом богатом регионе – умудрились создать четыре НП только по строительству, в то время как другие добросовестные объединения не могут набрать 100 компаний с полноценным компенсационным фондом в 300 тыс. рублей с каждого.
Хочу сделать объявление для союзов, региональных гостей. Мы активно занимаемся формированием методической базы. В последние месяцы чуть ли не через день работаем с Федеральной службой, согласовывая документы, проекты. Ближайшая наша цель – обеспечить изначальное методическое единообразие, с тем чтобы требование к документам, подаваемым в Ростехнадзор, было унифицированным и одинаковым – от Калининграда до Сахалина.

Александр Григорьев, начальник отдела Управления строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
– В соответствии с постановлением Правительства Ростехнадзор является службой, которая осуществляет государственный контроль и надзор, ведет государственный реестр указанных организаций.
Первая тема – реестр. Для включения в государственный реестр необходимо подать заявление. При его подаче мы рекомендуем пользоваться бланками заявок, которые есть на нашем сайте.
Рекомендуем, прежде чем сдавать все документы, еще раз внимательно прочитать Градостроительный кодекс. В нем четко изложены все вопросы и задачи, которые являются целью СРО.
Одним из элементов контроля за деятельностью СРО будет являться контроль за осуществлением вашей функции по строительному контролю. Об этом гласит статья 53 Градкодекса. Я останавливаюсь подробно на этих вопросах, потому что при проверке в регионах ряда строительных организаций мы обнаруживаем отсутствие приказов по строительному контролю.
Второе – качество представляемых документов. Обратите внимание на квалификационные требования к специалистам, которые установлены статьей 188 от 23 апреля 2008 года приказа Министерства здравоохранения и социального развития. Посмотрите, каким требованиям должен соответствовать любой специалист строительной организации. Исполняя свои полномочия, Ростехнадзор будет исполнять контроль за деятельностью СРО. Начиная с 2009 года ежегодно будет составляться бланк проведения проверок. В настоящее время разрабатывается регламент по проведению проверок предприятий. Все СРО будут уведомлены об этой процедуре.
При осуществлении государственного строительного надзора как федеральными структурами (а их у нас четыре), так и региональными подразделениями обязательными к исполнению являются 4-НД, разработанные Федеральной службой Ростенхнадзора и зарегистрированные Минюстом.
Большая просьба ко всем! Используйте те формы, которые утверждены этими документами: журнал производства работ, виды актов в составе исполнительной документации. Потому что в ходе осуществления контроля за деятельностью СРО этот вопрос будет проверяться в соответствии с действующим законодательством.

Лариса Баринова, вице-президент Российского Союза строителей:
– Когда говорят о том, что техрегламент, национальные стандарты напрямую влияют на создание СРО, это не так. Эти документы разрабатываются независимо от того, есть СРО или нет. Это закреплено в Законе 184-ФЗ «О техническом регулировании». И любые организации обязаны выполнять требования тех документов, которые утверждены на федеральном уровне. Документы, содержащие обязательные требования – техрегламент, и документы добровольного применения, которые содержат требования, обеспечивающие выполнение техрегламента.
Теперь о СРО. Могут ли они разрабатывать свои стандарты? Да. Это стандарты организации. Они предусмотрены 184-ФЗ и обязательны для всех членов СРО. Эти стандарты могут быть технические. Но при этом они не должны содержать требования ниже тех, которые содержатся в национальных стандартах. Могут быть стандарты, содержащие требования к профессиональной деятельности членов СРО.
Существует мнение, что СРО может принять для себя решение применения СНиП. Ошибочное мнение. Ни один орган по подтверждению соответствия не будет принимать эти документы при оценке соответствия.
Если в рамках СРО принимаются требования выше тех, которые содержатся в национальных стандартах, вы должны решить – оставить какой-то диапазон или переходить на другой уровень.
Вы знаете, что за строительную политику отвечает Минрегионразвития РФ. К сожалению, нет структуры, которая занималась бы организацией формирования нормативной базы в строительстве.
В Минрегионе систему госрегулирования в строительстве видят в использовании трех основополагающих законов о техническом регулировании, Градостроительного кодекса, федерального закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Вот это смешение технических законов, которые действуют в сфере технического регулирования и в сфере экономического регулирования, привело к ошибочному утверждению, что СНиП напрямую влияют на стоимость объектов. И что СНиП надо отменить, потому что из-за них объекты капитального строительства в России самые дорогие.
К сожалению, недавно был утвержден порядок разработки и утверждения сводов правил. Документ получился выхолощенный. По нему сохранить СНиП, их структуру и обновленное содержание вряд ли удастся.
Значит ли это, что мы совершили реформу технического регулирования? Может, и да, только в худшую сторону.
Что же нас ждет взамен? По 184 закону это следующее направление в сфере действия техрегулирования. Сейчас в Госдуму передан регламент «Безопасность зданий и сооружений» и регламент «Безопасность строительных материалов». Их будет представлять Комитет по строительству и земельным отношениям. Во всяком случае, до 1 марта они будут представлены в первом чтении.
К строительству помимо двух регламентов прямое отношение имеет регламент «Общие требования пожарной безопасности». В мае этого года он вступит в действие.
При вступлении в действие этого регламента у строителей и застройщиков будут большие проблемы. Опасаюсь того, что очень многие объекты, законченные строительством, не будут приняты в эксплуатацию. По этому регламенту застройщик должен подтвердить соответствие либо путем заполнения соответствующих деклараций, либо путем привлечения специализированной организации, которая должна провести оценку соответствия. И в том, и в другом случае необходимо просчитать пожарный риск. Это сложная методика, и при ее расчете необходимо привлекать структуры МЧС. Мы столкнулись с тем, что в этом регламенте введены показатели огнестойкости, возросшие в два раза.
Мы настоятельно призываем вас внимательно прочитать этот документ и направить замечания и предложения через свои объединения, Комитет по строительству в специально созданную по настоянию Союза предпринимателей и промышленников комиссию.

Анатолий Костерев, депутат Законодательного собрания, заместитель председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству:
– Депутаты Законодательного собрания не остаются в стороне от решения вопросов по становлению саморегулирования.
В августе 2008 года в Мариинском дворце состоялся круглый стол, организованный профильной комиссией Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Одним из вопросов, рассматриваемых на заседании круглого стола, был вопрос «О развитии саморегулирования в строительстве в Санкт-Петербурге».
Депутатами ЗакСа было предложно использовать возможности Законодательного собрания по реализации саморегулирования в строительстве, ввести в практику работы Законодательного собрания встречи с профильным комитетом Государственной Думы Российской Федерации по вопросам саморегулирования в строительном комплексе.
Участники заседания поддержали предложения депутатов об использовании потенциала Законодательного собрания в целях становления саморегулирования, подготовки изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс…» по его оптимизации и выхода с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации по их внесению.
19 февраля 2009 года состоялось расширенное заседание постоянной комиссии в виде комиссионных слушаний по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам по проблеме: «Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга».
Приглашенные на расширенное заседание представители строительного сообщества Санкт-Петербурга и Ленинградской области предложили постоянной комиссии по городскому хозяйству рассмотреть и одобрить предложения, касающиеся работы строительного комплекса в условиях экономического кризиса, перехода его от лицензирования на работу в условиях саморегулирования, а именно:
– одобрить предложение Экспертного совета по саморегулированию и сертификации в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области (председатель Совета вице-губернатор, руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга А.И. Вахмистров) об объединении с Координационным советом по развитию саморегулирования в Санкт-Петербурге (председатель Совета председатель Комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.Л. Евтухов);
– поддержать предложения участников заседания о необходимости внесения изменений в систему распределения государственного заказа и контроля качества строительных материалов и выполняемых работ;
– принять предложение участников заседания о поддержке образования общественной структуры при вице-губернаторе, наделенной полномочиями по осуществлению мониторинга создания и функционирования некоммерческих партнерств, образованных с целью реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга.
Комиссия рассмотрит данные предложения и продолжит свою работу по оказанию помощи строительному комплексу в реализации саморегулирования.
Отмена лицензирования предпринимательской и профессиональной деятельности в строительной отрасли оправдана ее общеизвестной неэффективностью. Но при этом с помощью партнерства государства и строительного бизнеса должны быть созданы эффективные механизмы предотвращения рисков нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, имуществу субъектов рынка и потребителей посредством узаконивания полномочий саморегулируемых организаций.
В заключение хочу сказать, что депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга открыты для диалога с представителями строительного сообщества и готовы выступать с законодательной инициативой по его поддержке.

Олег Бритов, исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций:
– Год назад, 20 февраля 2008 года, в Смольном был подписан первый меморандум – «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области», который положил начало консолидации сил строителей на реализацию саморегулирования.
С целью реализации положений этого и последовавших за ним меморандумов при Союзе строительных объединений и организаций создан Экспертный совет по саморегулированию и сертификации и ряд координационных советов. На расширенных заседаниях совета Российского Союза строителей дана высокая оценка деятельности строительного сообщества Санкт-Петербурга по становлению саморегулирования в регионе, осуществляемого при самой непосредственной поддержке губернатора города В.И. Матвиенко и вице-губернатора Санкт-Петербурга, руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга А.И. Вахмистрова. Готовность строительных организаций следовать положениям, зафиксированным в меморандумах, неоднократно подтверждалась на заседаниях президиума Союза строительных объединений и организаций.
Благодаря Экспертному совету проведен мониторинг информации по некоммерческим партнерствам, создаваемым в рамках саморегулирования. На сегодняшний день зарегистрировано 31 НП, из них в рамках нашего Меморандума действует 17.
Что касается роли РСС и нашего Союза, то без законодательных инициатив наших организаций Федеральные законы 148 и 315 еще не скоро вступили бы в силу. Сейчас нам делегированы большие права, но делегирована и большая ответственность. И если СРО отвечают за деятельность компаний, то сейчас одним из главных событий в нынешних сложных условиях является система госзаказа. Мы настаиваем на том, чтобы представители СРО участвовали в конкурсных комиссиях по распределению госзаказа, отвечая за свои компании и давая им рекомендации. Надеемся, что эта инициатива будет поддержана на уровне Законодательного собрания и на уровне правительства города.
В целом, несмотря на то что до настоящего времени имеются законодательно нерешенные вопросы, которые сдерживают введение саморегулирования в строительном комплексе, – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области ведется активная работа по подготовке к переходу на саморегулирование в строительстве.

Алексей Белоусов, генеральный директор НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:
– В Северо-Западном федеральном округе строители активно готовятся к вступлению в СРО. Во всех субъектах РФ Северо-Запада, за исключением Ненецкого автономного округа, активно ведется работа в этом направлении. Если к осени не удастся сформировать СРО в регионах, мы перейдем к организации филиалов, так как очень трудно работать, если нет контрольных точек.
Мы выстроили систему взаимодействия СРО Северо-Запада, исходя из принятых и действующих законов. На первом уровне предполагается создание общероссийской национальной лиги СРО, в которую должны войти ассоциации регионов. В этой структуре не предусмотрено создание дополнительных подструктур. Но учитывая, что закон о некоммерческих объединениях не запрещает СРО объединяться в НП, будет разумно создать в Петербурге союз или ассоциацию СРО. Аналогичный союз или ассоциацию предполагается создать в Северо-Западном округе. В феврале на совете Ассоциации мы договорились, что по мере формирования НП регионов мы создадим Ассоциацию «СРО Северо-Запада». К решению этой задачи предполагается приступить в марте.
НП создано и зарегистрировано в пяти субъектах Северо-Запада. Этого достаточно, чтобы создать такую организацию. Она станет правопреемником Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада».
Мы считаем, что общественные организации по мере становления СРО будут прекращать свою деятельность. Я глубоко уверен, что содержать две организации – и общественную, и СРО – достаточно дорого и бессмысленно. Особенно в условиях кризиса.
Несколько слов о том, какие задачи перед строителями Северо-Запада. Они понятны и просты. Это организация и проведение съезда строителей всего нашего федерального округа, проведение конференций, выставок. Предполагается оказывать методическую поддержку, в том числе разработку модельных законов для субъектов РФ. Санкт-Петербург является генератором активности в сфере строительства, и его опыт полезен для других субъектов России.

Опыт создания СРО в Санкт-Петербурге
Готовиться к процессу сдачи в Ростехнадзор мы начали год назад. В феврале 2008 года состоялось учредительное собрание, на котором организовали СРО. В апреле зарегистрировали в Российской Федеральной службе регистрации. И уже в мае все строительные компании, входившие в Ассоциацию «Строительно-промышленный комплекс «Северо-Запад»», дружно покинули объединение и вступили в будущую саморегулируемую организацию. В июне 2008 года Правительством РФ был издан закон 148-ФЗ, который заставил нас поменять название и стать некоммерческим партнерством. В октябре 2008 года это НП было зарегистрировано. На последнем этапе мы подготовили комплект документов в соответствии с требованиями законов ФЗ-148 и ФЗ-315 и сдали в Ростехнадзор для включения в государственный реестр. Это 124 компании, входившие в СРО. Они внесли деньги в компенсационный фонд. На сегодняшний день компенсационный фонд НП составляет около 40 млн рублей.
Мы подтвердили и приняли все необходимые документы, провели конкурс по выбору управляющей компании, специализированного депозитария и т. д. В завершение провели конкурс по выбору страховых компаний. Заключили договор с 12 наиболее крупными страховыми компаниями Северо-Запада, отвечающими требованиям международных стандартов, с уставным фондом не менее 350 млн рублей. Застраховали наших членов со страховой ответственностью в 10 млн рублей. Предложили несколько вариантов страховки и право выбора одной из 12 компаний.
На прошлой неделе направили документы в Госрегистрацию и теперь ждем результатов.
Для справки: перечень документов состоит из 39 позиций, общим объемом в 390 листов.
Я бы хотел сказать о тех проблемах, с которыми сталкиваются мои коллеги, – формирование численного состава. Необходимо убедить людей уже сейчас готовить документы для вступления в НП. Надо, чтобы люди подтвердили готовность солидарно отвечать за свои действия в рамках СРО: страховать, нести ответственность перед третьими лицами, внести средства в компенсационный фонд. На самом деле ситуация критическая. Многие девелоперы заморозили стройки, урезан бюджет, денег свободных не так уж много. Делать это к концу года будет поздно.
На этом фоне появляется масса предложений, которые многое сулят. Наверное, та проблема, о которой говорить нужно подробно, – это фирмы-однодневки.
По каким критериям выбирать СРО? Обратите внимание, какие компании входят в НП, есть ли сайте перечень компаний, какова сумма компенсационного фонда. И, самое простое, включены ли они в реестр Ростехназора.

Лев Каплан, вице-президент, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой»:
– В связи с созданием СРО в соответствии с ФЗ-148 встает вопрос о взаимодействии и сосуществовании СРО и действующих бизнес-сообществ строителей. На мой взгляд, происходит смешение понятий. Поскольку, как здесь уже говорилось, полноценные СРО создаются как раз на базе профессиональных бизнес-сообществ, которые действуют в настоящее время.
Есть две точки зрения, положившие начало дискуссии: «с появлением СРО действующие общественные организации должны исчезнуть». И вторая точка зрения, которой я придерживаюсь, – «одно другому не только не мешает, но и дополняет.
Я приведу несколько доводов. Во-первых, совершенно не согласен с тем, что у СРО и общественных бизнес-сообществ одни и те же функции и задачи. Это неправильно, и это не вытекает из российского законодательства и ФЗ-148. По существу, у СРО одна задача – выдача допусков к производству изыскательских, проектных и строительных работ и осуществление действенного контроля за их выполнением. Закон запрещает другие стандарты деятельности. И то, что некоторые СРО пытаются заниматься несвойственным ей делом, – неправильно. Потому что это противоречит закону. Кроме того, будет мешать СРО выполнять свои непосредственные функции.
Второе обстоятельство. Дело в том, что в объединение бизнес-сообщества строителей входит ряд предприятий, которые не подпадают под понятие СРО и действующего закона. Это предприятия строительной индустрии, компании, которые выполняют несложные работы. У нас в «Союзпетрострое» 513 организаций, из них только одна треть в соответствии с законом 148-ФЗ нуждается в допусках. Значит, всех остальных – распустить?.. Если предприятие стройиндустрии не входит в СРО, то они остаются вне поля деятельности. А кто влияет на безопасность строительства?
Закон должен предусматривать две вещи. Существование такой формы саморегулируемой организации, которая включала бы и строителей, и проектировщиков, и изыскателей, поскольку 80% фирм занимаются именно этим. Во-вторых, включить в список предприятия стройматериалов и конструкций деталей. Потому что говорить о безопасности, если получаем негодные железобетонные конструкции или плохой кирпич, бессмысленно.
В «Союзпетрострой» входят более 20 страховых компаний, банки, производители строительных материалов, университеты, издательство. Мы считаем, что бизнес-сообщество должно объединять тех, кто попал в СРО, и тех, кто остался за бортом. Замечу, что ни одна компания, которая вошла в созданные нами НП, не вышла из Союза.
Мы создали два некоммерческих партнерства, поскольку требования к СРО в сфере проектирования и строительства различны. В этой связи 80% компаний – те, которые вынуждены искать допуск к проектным работам. Мера вынужденная, но она имеет место быть.
Функция СРО – контроль, функция общественной организации – координация действий всех участников инвестиционного процесса.
Десятки лет существовали различные организации и существовала система государственного лицензирования. Точно так же должно быть здесь. Вместо государственных лицензионных центров будут СРО. Работа им предстоит огромная: выдать сотни допусков к производству различных видов работ и ежегодно контролировать их деятельность!
Напоследок я хотел бы заметить, что данной позиции придерживаются руководители ведущих строительных объединений России: так, президент Российского Союза строителей в своем письме к VI Съезду строителей подчеркнул, что не разделяет точку зрения Алексея Белоусова в части предполагаемой им судьбы общественных организаций. Присутствующие здесь представители РСС Лариса Баринова и Михаил Викторов, думаю, меня поддержат.

Автор:
рубрика: Союзные новости
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.