Основные доклады участников (публикуются в сокращении). Вторая часть

Сергей Фролов, руководитель управления саморегулирования ССОО, генеральный директор НП «Строители Петербурга»:
– Касаясь требования к выдаче допусков для ведения работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, и контроля за их исполнением, хочу остановиться на составе перечня видов работ. Закон требует от нас именно перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Нам представлены виды экономической деятельности. Какие бы они ни были – их можно выполнять, но все-таки хотелось бы, чтобы перечень, представленный Минрегионом, был немного причесан. Мы предлагали не раз оставить перечень видов работ, по которым выдавались лицензии. Этот перечень содержит и заказчика-застройщика, и генподрядчика. Перечень, привычный руководителям организаций. Они уже знают, на какие виды работ выдавались лицензии. И, что немаловажно, выдачи к требованию лицензии требуют повышения квалификации. Раз в 5 лет ИТР должны повышать свою квалификацию в учебных заведениях. А они готовят именно по перечню, по которому выдавались лицензии.
Нам до сих пор непонятно, какая разница – копать котлован лопатой или машиной. Ведь это не влияет на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, некоторые виды работ предлагаются в пяти-шести разделах.
Нам будет сложно разговаривать с Ростехнадзором, который будет проверять правильность выдачи допусков.
148-ФЗ устанавливает, что в перечне должны быть выделены работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Но этого не сделано, и мы не можем известить своих членов, какие это работы, какие минимальные требования можем предъявить, так как они еще не разработаны.
Непонятен вопрос, как в этом случае определить минимальные требования для выдачи допусков. Законом установлены три обязательных документа – требование к выдаче допуска, к ведению надзора, дисциплинарной комиссии, определяющей степень вины в случае нарушения какой-то организацией требований допуска.
Закон устанавливает единственно минимальные требования, за исключением особо опасных, – требования к персоналу – наличие высшего образования соответствующего профиля. В ССОО подписан меморандум с учебными заведениями. Но мы не смогли определить, что такое «высшее образование соответствующего профиля». Если организация укладывает коммуникации в поле, а потом где-нибудь в цехе по производству химических продуктов, какие требования должны предъявляться к укладчику в каждом случае?
Мы также не получили однозначного решения по предложениям, направленным в РСС по выдаче некоммерческими партнерствами временных допусков организациям, у которых действие лицензий заканчивается в течение 2009 года.

Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей»:
– Строители выполняют чрезвычайно разнообразный спектр работ – от возведения высотных зданий и строительства метро до выполнения отделочных работ. Везде есть своя специфика, нюансы, которые известны и понятны только специалисту в этой области. Невозможно представить, как специалисты в области панельного домостроения будут проверять качество выполнения работ при строительстве метрополитена или выполнения работ по микротоннелированию. Среди множества общестроительных СРО должны быть специализированные СРО, в сферу деятельности которых входит и выполнение особо опасных, технически сложных и уникальных работ и основу которых составляют компании одинакового или близкого профиля. И только они должны обладать правом выдавать свидетельства о допуске к выполнению особо опасных, технически сложных и уникальных работ, ведь для этих видов работ предусмотрены законом дополнительные требования к выдаче свидетельств о допуске, которые устанавливаются Правительством РФ. Если этого не сделать, а следовать только формальным признакам работы СРО, то нам не избежать в дальнейшем техногенных катастроф.
Сегодня строительные организации руководствуются разработанными еще в советское время нормативными документами. Большинство из них безнадежно устарело. Ведущими научно-проектными институтами России, занимающимися вопросами стандартизации, было проанализировано свыше 800 нормативно-правовых и нормативно-технических текстов. В их число вошли федеральные законы Российской Федерации, правовые акты Правительства РФ, отдельных министерств и федеральных агентств, субъектов РФ, национальные и международные стандарты, строительные нормы и правила, ведомственные нормы, международные стандарты.
Анализ показал, что отечественные нормы отстают от современных международных норм в среднем более чем на 10 лет. Для значительной части документов отставание превышает 18-20 лет, например, среднее отставание по СНиП составляет 19,9 года.
В связи с формированием в строительстве новой системы технического регулирования главная цель сегодня это – проведение анализа всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление. Перед нами стоит серьезная задача: как не растерять весь бесценный материал нормативной базы, как органично вписать его в новую формирующуюся систему?
Ныне действующая система технического нормирования в строительстве складывалась десятилетиями. Здесь собраны достижения строительной науки, архитектуры, проектирования и градостроительной деятельности. В одночасье отказаться от всего этого нереально и неправильно, и, самое главное, нет достойной альтернативы.
Сегодня нормативная база строительного комплекса представляет собой массив разнообразных документов.
Так, по состоянию на 1 января 2008 года в строительстве действуют: 140 СНиП, 182 ТСН (территориальные строительные нормы), 45СН (строительные нормы, утвержденные Госстроем СССР до начала 80-х годов как рекомендательные документы), 27 ГОСТ R, 658 ГОСТ, 43 СТ СЭВ (стандарты СЭВ, введенные у нас в качестве госстандартов).
Одна из самых серьезных и важных сегодня проблем – проблема формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, «в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента».
Теперь представьте, что каждая из создаваемых СРО будет анализировать, систематизировать и разрабатывать (или организовывать разработку) технических стандартов на весь перечень видов строительных работ. Это невозможно.
Поэтому наряду с общестроительными саморегулируемыми организациями должны существовать специализированные СРО, которые возьмут на себя работу по разработке стандартов и правил на относительно узкий круг работ. И в дальнейшем на основании разработанных и принятых документов будут выдавать свидетельства о допуске к этим работам и контролировать их качество.
Основу специализированных саморегулируемых организаций должны составлять специализированные высокопрофессиональные компании. Только такие саморегулируемые организации смогут обеспечить высококвалифицированный штат специалистов, которые в состоянии выполнять функции и задачи, предусмотренные федеральными законами № 148-ФЗ и № 135-ФЗ. Только в такой саморегулируемой организации можно сформировать совет, который будет состоять из специалистов именно этого направления и который сможет принимать обоснованные решения по приему в свои члены новых организаций, а в дальнейшем обеспечивать должный контроль за их работой.
Как на это будут реагировать контролирующие органы, покажет время.
Специализированной СРО труднее, чем общестроительной СРО, сформировать организацию, включающую в себя более ста независимых членов. Поэтому мы предлагаем филиальную схему построения СРО, которая должна быть чрезвычайно интересна специализированным союзам, ассоциациям и объединениям, насчитывающим в своих рядах 10-20 членов. Это позволит им максимально сохранить свою самостоятельность, а с другой стороны, снимет головную боль, как создать свою СРО, и позволит решать совместно с другими регионами сложные задачи повышения качества строительно-монтажных работ в подземном строительстве, создавать единую базу нормативно-технической документации, повышать квалификацию работников и проводить их аттестацию.

Автор:
рубрика: Союзные новости
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.