Перемены в перспективе
Концепция застройки «Измайловской перспективы» получила очередное одобрение градостроительного совета. Однако следующие этапы развития проекта обещают быть более сложными.
Огромная территория «Измайловской перспективы» площадью 465 га ограничена Московским проспектом, Обводным каналом, Благодатной улицей и полосой отвода Октябрьской железной дороги. Для развития этой территории специально было создано ОАО «Измайловская перспектива», которое выступает заказчиком глобального проекта. Главными представителями «Измайловской перспективы» являются ЗАО «Желдорипотека» (дочерняя структура ОАО «РЖД») и холдинг «Адамант». Руководство ОАО «Измайловская перспектива» отмечает, что число инвесторов будет расти, поскольку городские участки планируется продать на торгах Фонда имущества Санкт-Петербурга.
По концепции «Измайловской перспективы», 130 га займет улично-дорожная сеть, 78 га принадлежит ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), 38 га – земли Министерства обороны, 100 га – собственность города, остальные земли находятся в частном владении.
В концепции застройки, разработанной архитектурной мастерской Ubis, четко определены пока лишь функциональные зоны и кварталы. Так, сформировано 65 кварталов, на территории которых будут построены объекты различных функциональных назначений. Большую часть «Измайловской перспективы» составит коммерческая недвижимость – почти 3 млн кв. м. На жилье выделено около 1 млн кв. м. В примерных линиях сформированы зеленые зоны «Измайловской перспективы». Напомним, именно на их отсутствие обратил внимание градостроительный совет в прошлом году. Проектирование конкретных объектов на конкретной территории еще впереди. Сегодня авторы эскиза застройки представили параметры зданий, строительство которых еще будет спланировано.
При разработке концепции застройки архитекторы постарались избежать нарушения исторической панорамы города. Изначально рассматривались варианты строительства небоскребов высотой под 180 м. Однако авторы проекта планировки территории – ГУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» – признали, что такие параметры могут быть опасными для панорамы города. Высота зданий была понижена до предельной отметки – 140 м.
Сейчас «Измайловская перспектива» в эскизе предусматривает 20 доминант различной высоты. По словам руководителя архитектурной мастерской Urbis Олега Харченко, высота небоскребов вдоль будущей пробивки Измайловского проспекта будет увеличиваться «ступеньками», начиная от Обводного канала в сторону Благодатной улицы. Максимальная высота доминант – 140 м, минимальная – 70 м.
Здания на Московском проспекте архитекторы постарались оставить в тех же высотных параметрах, которые сложились исторически. Предельная высота планируемых доминант на Московском проспекте – 80 м.
Главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев обещает, что работа над параметрами локальных доминант еще будет продолжена. Запланированные высотки, по словам Юрия Митюрева, «вытарчивают» примерно на 20-40 м, если на них смотреть с Благовещенского моста, с Петропавловской крепости и территории вдоль Крюкова канала.
Проблема высотности зданий, на взгляд архитекторов, сейчас не так страшна, как имущественно-правовые вопросы. Сегодня часть территории будущей «Измайловской перспективы», по словам Олега Харченко, представляет собой «хаос разнообразных и разноразмерных участков». Эскиз застройки «Измайловской перспективы» похож на лоскутное одеяло, через которое нужно провести магистрали. «Набросить некое развитие общественных пространств и озеленения на лоскутное одеяло собственности – чрезвычайно сложная задача», – признает архитектор Евгений Герасимов. Пожертвовать своей территорией ради зеленых зон сегодня не готов ни один собственник. Осознавая полную невозможность «выдрать кусок у собственника», участники проекта рассматривают варианты решения проблемы с помощью городской власти. «Если городу удастся переломить ситуацию и работать на людей, а не на инвесторов, то у нас будут парковые зоны», – отмечает Олег Харченко.
