Стрит-ритейл: итоги и перспективы
Арендные ставки на встроенные коммерческие помещения с начала кризиса упали на 25-40%. Сейчас условия на этом рынке диктует арендатор.
Ассоциация риэлторов СПб и ЛО провела круглый стол на тему: «Стрит-ритейл: итоги кризиса и перспективы на будущее», где эксперты оценили состояние дел и перспективы направления.
Сегодня на рынке наблюдается ситуация, которой не было с 2000 года, – свободные помещения на главных торговых коридорах: Невском проспекте, Московском проспекте и Большом проспекте П. С. По данным исполнительного директора Praktis CB Юлии Готовской, пустые коммерческие площади – следствие снижения торгового оборота у ритейлеров, составивший у высокого ценового сегмента до 50%, у нижнего – до 30%. В основном из рядов арендаторов ушли банки и магазины одежды, зато активно стала развиваться сфера услуг.
Большинство запросов поступает на помещения до 150 кв. м. Директор АН «Олимп 2000» Людмила Прямицына отметила, что спросом пользуются площади 50-100 кв. м. Основная тенденция в стрит-ритейле – миграция арендаторов из центра в спальные районы. Начальник отдела коммерческой недвижимости АН «Невский Альянс» Алла Янет отметила, что в удалении от центра города снижение арендных ставок было меньшим, чем в центре, так как изначально они не были завышены. Высокая стоимость аренды площадей в торговых комплексах приводит к тому, что, например, на первом этаже комплекса «Купеческий двор» у метро «Пионерская» много свободных площадей, на которые нет спроса.
Стоимость продажи встроенных помещений в спальных районах составляет 70-80 тыс. рублей за 1 кв. м. При этом на «золотой миле» Невского проспекта от площади Восстания до Дворцовой площади даже в кризис собственники не продают встроенные помещения, предпочитая сдавать их по текущим ставкам аренды.
Направление, которое активно развивается, – магазины «шаговой доступности». По мнению Максима Чернова, генерального директора АН «Адвекс – Московский», такие площади всегда будут приносить прибыль, так как они подходят для сферы услуг, которыми пользуются жители этого дома.
Изменилась схема оплаты риэлторских услуг – с агентством рассчитывается собственник помещения. Собственники заключают с арендодателями договоры на длительные сроки – до 5-7 лет. При этом значительно увеличился срок экспозиции объектов. Если договор заключается, то процесс его согласования занимает менее месяца, по сравнению с 3-6 месяцами в докризисный период. Арендаторы ведут себя увереннее, во время переговоров добиваются дополнительной скидки до 15-20%.
Ассоциация риэлторов СПб и ЛО провела круглый стол на тему: «Стрит-ритейл: итоги кризиса и перспективы на будущее», где эксперты оценили состояние дел и перспективы направления.
Сегодня на рынке наблюдается ситуация, которой не было с 2000 года, – свободные помещения на главных торговых коридорах: Невском проспекте, Московском проспекте и Большом проспекте П. С. По данным исполнительного директора Praktis CB Юлии Готовской, пустые коммерческие площади – следствие снижения торгового оборота у ритейлеров, составивший у высокого ценового сегмента до 50%, у нижнего – до 30%. В основном из рядов арендаторов ушли банки и магазины одежды, зато активно стала развиваться сфера услуг.
Большинство запросов поступает на помещения до 150 кв. м. Директор АН «Олимп 2000» Людмила Прямицына отметила, что спросом пользуются площади 50-100 кв. м. Основная тенденция в стрит-ритейле – миграция арендаторов из центра в спальные районы. Начальник отдела коммерческой недвижимости АН «Невский Альянс» Алла Янет отметила, что в удалении от центра города снижение арендных ставок было меньшим, чем в центре, так как изначально они не были завышены. Высокая стоимость аренды площадей в торговых комплексах приводит к тому, что, например, на первом этаже комплекса «Купеческий двор» у метро «Пионерская» много свободных площадей, на которые нет спроса.
Стоимость продажи встроенных помещений в спальных районах составляет 70-80 тыс. рублей за 1 кв. м. При этом на «золотой миле» Невского проспекта от площади Восстания до Дворцовой площади даже в кризис собственники не продают встроенные помещения, предпочитая сдавать их по текущим ставкам аренды.
Направление, которое активно развивается, – магазины «шаговой доступности». По мнению Максима Чернова, генерального директора АН «Адвекс – Московский», такие площади всегда будут приносить прибыль, так как они подходят для сферы услуг, которыми пользуются жители этого дома.
Изменилась схема оплаты риэлторских услуг – с агентством рассчитывается собственник помещения. Собственники заключают с арендодателями договоры на длительные сроки – до 5-7 лет. При этом значительно увеличился срок экспозиции объектов. Если договор заключается, то процесс его согласования занимает менее месяца, по сравнению с 3-6 месяцами в докризисный период. Арендаторы ведут себя увереннее, во время переговоров добиваются дополнительной скидки до 15-20%.
рубрика:
Бизнес
автор:
Дмитрий Малышев