Три модели саморегулирования

В настоящее время в России в целях саморегулирования создано около
200 некоммерческих партнерств. Однако саморегулируемыми организациями
станут далеко не все.


Это связано с тем, что Ростехнадзор занимает достаточно принципиальную позицию в отношении проверки некоммерческих партнерств, претендующих на статус СРО, – СРО-«однодневок» в России быть не должно. По мнению экспертов, теоретически формирование российской системы саморегулирования в строительстве в 2009 году могло бы пойти по трем сценариям.

I модель системы
саморегулирования Конгломераты

Количество СРО – от 20 до 30
В России будет зарегистрировано не более 30 «строительных» саморегулируемых организаций. Члены НП, не получивших статус саморегулируемых организаций, в конце года перейдут в уже зарегистрированные СРО. В итоге образуются крупные межрегиональные организации.
Особенности: Численный состав СРО – несколько тысяч компаний; большинство СРО – не только межрегиональные, но и межокружные (всероссийские); правила и стандарты СРО максимально унифицированы.
Управление: Максимально вертикально интегрированная система саморегулирования строительной отрасли, эффективно контролируемая со стороны государства.

II модель системы
саморегулирования Одна-две на регион

Количество СРО – около 40
В каждом субъекте РФ будут созданы одна-две СРО, а там, где возникают объективные трудности, СРО может сформироваться в федеральном округе.
Особенности: Число компаний, входящих в СРО, – от 500 до 1000; базу системы саморегулирования составляют региональные СРО (с небольшими филиалами в регионах) и несколько крупных межрегиональных СРО; стандарты и правила СРО учитывают специфику регионов.
Управление: Система саморегулирования строительной отрасли в РФ, так же как и в первом случае, вертикальная, характеризуется управляемостью и эффективно контролируется со стороны государства.

III модель системы
саморегулирования Массовая модель

Количество СРО – более 150
Создание СРО ничем не сдерживается, к НП при проверке документов, поданных для получения статуса СРО, предъявляются минимальные требования: необходимое число членов, сформированный компенсационный фонд и т. д.
Особенности: Число компаний, входящих в СРО, – от 100 до 500; абсолютное большинство СРО – региональные, за исключением десятка крупных межрегиональных СРО.
Управление: Принцип управления системы СРО децентрализованный. Центр тяжести перенесен в федеральные округа, контроль передан соответствующим структурным подразделениям РТН.

Петербургские игроки: прогнозы...
Эксперты полагают: если формирование системы СРО пойдет по первой модели, основную работу в нашем регионе по приему вновь создаваемых строительных компаний и тех, у кого лицензии закончатся в текущем году, возьмет на себя СРО «Объединение строителей СПб». Именно эта организация является на сегодняшний день лидером в Петербурге по количеству участников, и к концу года большинство петербургских строительных компаний, скорее всего, войдет в ее ряды, а само Объединение станет межрегиональным.
Со второй моделью также все более-менее ясно – большинство строительных компаний Северо-Запада войдут в свои региональные СРО, а петербургское строительное сообщество получит возможность выбрать те региональные СРО, которые предложат наиболее выгодные условия членства. Причем подразумевается не только размер членских и вступительных взносов, но и доступ к подрядным работам на территории субъектов СЗФО. Показательный пример – Новгородская область, где власть предлагает выгодные условия для инвесторов своем регионе в части строительства жилья.
Наиболее любопытна с точки зрения прогнозов третья модель. В этом случае в Петербурге могло бы появиться от 10 до 20 зарегистрированных «строительных» СРО. Часть из них были бы сугубо специализированными, а часть объединили бы строителей широкого профиля.
В Петербурге уже созданы специализированные НП, причем «центром притяжения» у них являются определенные комитеты администрации Санкт-Петербурга. Так, компании, работающие по заказам Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, создали НП «Специнжстрой», компании, работающие с Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, формируют НП «Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга» (АПДМСК), компании, работающие по заказам Жилищного комитета, создали НП предприятий жилищно-коммунального хозяйства «Жилищный комплекс». И если первые два НП создаются на базе образованных ранее профильных союзов и ассоциаций, то НП «Жилищный комплекс» создано «с нуля». Свой «центр притяжения» создают и метростроевцы, формируя НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» в основном из числа подрядных организаций ОАО «Метрострой СПб».

Правила игры
По мнению экспертов, если формирование саморегулируемых организаций пойдет по первым двум моделям, то это позволит наиболее полно реализовать механизмы саморегулирования строительной отрасли, заложенные законодателями в ФЗ-315 и ФЗ-148. Реализация же третьей модели может привести к возникновению СРО-«однодневок», а также к четкому делению строительных компаний на группы, ориентированные в первую очередь на освоение финансовых потоков из федеральных, городских и муниципальных бюджетов, на государственно-частные и частные инвестиции. В конечном итоге правила игры на рынке будут определять структуры, финансирующие компании, входящие в то или иное СРО, а не само строительное сообщество.
рубрика: Большая стройка
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.