Разбитый вдребезги «Петрушка»
Почему обрушился фрагмент остекленного фасада бизнес-центра «Бенуа» –
пока не ясно. Наиболее явные причины – вандализм и человеческий фактор.
Некоторые участники рынка считают, что это еще один повод вернуться к более традиционным фасадным материалам и облицовке, нежели стекло.
Аура «Петрушки»
Пожалуй, БЦ «Бенуа» – один из немногих городских объектов, где удалось избежать однообразия и безликости, свойственной остекленным фасадам. В свое время Сергей Чобан (архитектурное бюро NPS Tchoban Voss) при создании проекта учитывал «ауру места» – раньше поблизости располагалась дача известного художника и историка искусства Александра Бенуа. На ней он работал над эскизами для Дягилевских сезонов, в частности, над рисунками к балету «Петрушка». Именно персонажи «Петрушки», размещенные по всей площади фасада БЦ, и стали изюминкой проекта Сергея Чобана.
Объяснений тому, почему стеклопанель с рисунком рассыпалась и рухнула вниз, пока нет. Александр Лукьянов, технический директор компании «Европанорама», которая занималась остеклением фасада, наиболее вероятной причиной считает вандализм. Он пояснил, что в «Бенуа» использовалась новейшая технология немецкой фирмы Okalux – цифровая печать на стекле. Картины нанесены на лист закаленного стекла толщиной 10 мм, все стекла фасада закреплены в едином каркасе из алюминиевого строительного профиля. «Стеклянные фасады нередко подвергаются обстрелу из рогаток, пневматики и пр. Закаленное стекло при разрушении мгновенно превращается в мелкие осколки (до 2 см). На землю упала средняя часть разрушенного стекла, состоящая из осколков, скрепленных краской. В то же время, даже после разрушения, стекло оставалось по краям надежно зажатым в алюминиевом каркасе», – отмечает Александр Лукьянов.
Факторы риска
В Петербурге много остекленных объектов, но подобных обрушений не было. Генеральный директор ООО «Петроалюмстрой» Александр Копылов склонен считать разрушение стекла в БЦ «Бенуа» исключительным случаем, поводом для которого могла стать «крайняя стадия совокупности неблагоприятных факторов, таких как ошибки при монтаже, сложность конструкции, вес стеклопакета, дефекты материалов». По его мнению, избежать подобных рисков можно. Для этого «необходимо точно следовать заданным архитекторами параметрам, правильно рассчитать нагрузки и выбрать материалы, использовать только те материалы и инструменты, которые задал конструктор и разработчик системы профилей».
Вместе с тем Александр Копылов не исключает, что причиной обрушения мог стать банальный человеческий фактор. По его словам, следует «не забывать o менеджменте, а точнее – среднем менеджменте и линейном персонале, квалификация которых на сегодняшний день оставляет желать лучшего». Вполне возможно, что строители попросту не соблюдали все технические условия монтажа. Эксперт отмечает: стекло и работы с ним требуют соблюдения жесточайших требований, нормативов и квалификации специалистов. Традиционные фасадные материалы и облицовка в этом отношении гораздо менее рискованны.
Для объектов, возводимых в историческом центре, традиционные материалы, по мнению специалистов, еще и более уместны с точки зрения стилевой совместимости с существующей застройкой.
О том, какие технологии остекления наиболее безопасны, мы спросили наших экспертов.
пока не ясно. Наиболее явные причины – вандализм и человеческий фактор.
Некоторые участники рынка считают, что это еще один повод вернуться к более традиционным фасадным материалам и облицовке, нежели стекло.
Аура «Петрушки»
Пожалуй, БЦ «Бенуа» – один из немногих городских объектов, где удалось избежать однообразия и безликости, свойственной остекленным фасадам. В свое время Сергей Чобан (архитектурное бюро NPS Tchoban Voss) при создании проекта учитывал «ауру места» – раньше поблизости располагалась дача известного художника и историка искусства Александра Бенуа. На ней он работал над эскизами для Дягилевских сезонов, в частности, над рисунками к балету «Петрушка». Именно персонажи «Петрушки», размещенные по всей площади фасада БЦ, и стали изюминкой проекта Сергея Чобана.
Объяснений тому, почему стеклопанель с рисунком рассыпалась и рухнула вниз, пока нет. Александр Лукьянов, технический директор компании «Европанорама», которая занималась остеклением фасада, наиболее вероятной причиной считает вандализм. Он пояснил, что в «Бенуа» использовалась новейшая технология немецкой фирмы Okalux – цифровая печать на стекле. Картины нанесены на лист закаленного стекла толщиной 10 мм, все стекла фасада закреплены в едином каркасе из алюминиевого строительного профиля. «Стеклянные фасады нередко подвергаются обстрелу из рогаток, пневматики и пр. Закаленное стекло при разрушении мгновенно превращается в мелкие осколки (до 2 см). На землю упала средняя часть разрушенного стекла, состоящая из осколков, скрепленных краской. В то же время, даже после разрушения, стекло оставалось по краям надежно зажатым в алюминиевом каркасе», – отмечает Александр Лукьянов.
Факторы риска
В Петербурге много остекленных объектов, но подобных обрушений не было. Генеральный директор ООО «Петроалюмстрой» Александр Копылов склонен считать разрушение стекла в БЦ «Бенуа» исключительным случаем, поводом для которого могла стать «крайняя стадия совокупности неблагоприятных факторов, таких как ошибки при монтаже, сложность конструкции, вес стеклопакета, дефекты материалов». По его мнению, избежать подобных рисков можно. Для этого «необходимо точно следовать заданным архитекторами параметрам, правильно рассчитать нагрузки и выбрать материалы, использовать только те материалы и инструменты, которые задал конструктор и разработчик системы профилей».
Вместе с тем Александр Копылов не исключает, что причиной обрушения мог стать банальный человеческий фактор. По его словам, следует «не забывать o менеджменте, а точнее – среднем менеджменте и линейном персонале, квалификация которых на сегодняшний день оставляет желать лучшего». Вполне возможно, что строители попросту не соблюдали все технические условия монтажа. Эксперт отмечает: стекло и работы с ним требуют соблюдения жесточайших требований, нормативов и квалификации специалистов. Традиционные фасадные материалы и облицовка в этом отношении гораздо менее рискованны.
Для объектов, возводимых в историческом центре, традиционные материалы, по мнению специалистов, еще и более уместны с точки зрения стилевой совместимости с существующей застройкой.
О том, какие технологии остекления наиболее безопасны, мы спросили наших экспертов.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Андрей Мельников